Е.В. Бучикова, преподаватель математики
ГАОУ КО СПО «Калужский базовый медицинский колледж» г.Калуга
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ.
Изучение математики предшествует изучению дисциплин профессиональных модулей. Поэтому на занятиях мы рассматриваем задачи и примеры с профессиональным уклоном.
Занятия по математике ориентированы на такой круг задач, которые студент в состоянии решить под руководством преподавателя или при сотрудничестве с другими студентами.
В своей работе преподавателя математики я использую развивающее обучение, при этом задания имеют профессиональную направленность.
При работе со студентами, получающими фармацевтическое образование, должное внимание уделяю приемам устного счета, решению задач на пропорции и проценты, так как эти знания и умения необходимы при изучении дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей, а также при прохождении учебных и производственных практик, в профессиональной деятельности.
Я готовлю студентов к самостоятельному и осознанному выбору методов и приёмов решения заданий, которые на занятиях по дисциплинам профессиональных модулей излагаются, как правило, в рецептурном виде.
На своих занятиях, я стараюсь развивать у студентов:
1. наблюдательность, восприятие, т.е. способность к мысленному анализу и синтезу (умение смотреть и увидеть).
Рисунок 1. Рисунок 2.
Пример. На практическом занятии по теме «Действительные числа» при выполнении заданий с десятичными и обыкновенными дробями, даю студентам рецепты, с которыми они будут затем работать на технологии изготовления лекарственных форм, отпуске лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента, фармакологии. Проанализировав эти рецепты, студенты должны увидеть, что в первом рецепте (рисунок 1) речь идет об умножении дробей, а во втором рецепте (рисунок 2) - о делении дробей.
2. отвлеченное мышление, предполагающее развитие мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение).
Пример. 1). Традиционное задание – перемножьте выражения 0,001*10, 0,02*0,1 и т.д. формулирую в другой форме: Что нужно сделать с выражениями 0,001 (0,02), чтобы значение произведения стало в 10 (в 0,1 раза) больше? Каков должен получиться результат? 2). Вычислите: 0,002*0,1; 0,002*0,01; 0,002*10; 0,002*100. Что заметили? Найдите значения и сравните их.
Овладение действиями анализа и обобщения, составляющими основу мышления, проявляется не только в успешном решении учебных задач, но и в способности быстро и правильно ориентироваться в новых областях знаний. [1]
3. практические действия, умения создать некоторый материальный
объект (модель, рисунок, чертеж). Пример. Прежде, чем приступить к выполнению задания: Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями у = х2 – 4х + 6, у = 1, х = 1, х = 3, студентам необходимо сделать чертёж к задаче (рисунок 3) и определить участок, площадь которого надо найти.
|
2 S 1
0 1 2 3
Рисунок 3. |
Чтобы вызвать интерес студентов, даю задания проблемного, творческого характера, которые приводят к трудностям, но трудностям доступных для студентов.
В конце каждого занятия я подвожу итог, в ходе которого выясняю вместе со студентами: что было известно до этого, и что нового открылось. То есть студенты под моим руководством осознают способы действий и операций, с помощью которых происходит процесс учения.
Я строю процесс обучения таким образом, чтобы не отметки становились целью учения, а захватывал сам процесс получения знаний и умений, особенно тех, которые необходимы на других дисциплинах, а затем и в профессиональной деятельности фармацевта.
На занятиях я не придерживаюсь однотипной схемы проведения занятий, меняю формы работы. В начале и в конце практических занятий провожу самостоятельные работы, которые включают студентов в активную умственную деятельность. Само построение занятия зависит от особенностей изучаемого материала.
С целью реализации междисциплинарных связей я подбираю задачи для решения на «процентное содержание», «концентрацию», которые используются вначале на математике, затем на общей и неорганической химии, контроле качества лекарственных средств, технологии изготовления лекарственных форм.
Например, использую задания следующего вида:
1. Что больше: 4 % от 80 или 5 % от 70?
2. От какого числа 60 составляет 50 %? От какого числа 12 составляет 20%? Что можно сказать о результате?
3. Как приготовить 1,5 л 12 % раствора хлорида натрия?
4. Сколько вещества надо добавить к 50 мл воды, чтобы получить 10 % раствор?
5. К определенному количеству воды добавили 25 % (от объема воды) глицерина. Объем полученного раствора составил 500 мл. Сколько воды было вначале?
Начиная от элементарных заданий на составление пропорций и нахождение процентов от числа и числа по его процентам переходим к более сложным. При решении определенных заданий рассматриваются различные методы их решения.
Пример. Найти 20% от числа 45 разными способами.
Решение:
1 способ).
Вначале найдем какое число составляет 1%. Для этого 45:100% = 4,5. Затем найдем 20%, для этого 4,5 * 20% = 9.
Ответ: 20% от числа 45 составляет число 9.
2 способ).
Решим это задание, используя пропорцию.
Х – 20%
45 – 100%
следовательно, .
Ответ: 20% от числа 45 составляет число 9.
Также все знания и умения по данной теме выходят на аптечную практику, а затем постоянно требуются в профессии.
Список литературы:
1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996 - 544с.
2. Репкина, Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк – Томск: «ПЕЛЕНГ», 1993 - 64с.
3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М.: Педагогика, 1986 - 240с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.