Статья "Развивающее обучение в математике"
Оценка 4.8

Статья "Развивающее обучение в математике"

Оценка 4.8
Научные работы
doc
29.11.2022
Статья "Развивающее обучение в математике"
статья Развивающее обучение.doc

Е.В. Бучикова, преподаватель математики

ГАОУ КО СПО «Калужский базовый медицинский колледж» г.Калуга

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ.

 

Изучение математики предшествует изучению дисциплин профессиональных модулей. Поэтому на занятиях мы рассматриваем задачи и примеры с профессиональным уклоном.

Занятия по математике ориентированы на такой круг задач, которые студент в состоянии решить под руководством преподавателя или при сотрудничестве с другими студентами.

В своей работе преподавателя математики я использую развивающее обучение, при этом задания имеют профессиональную направленность.

При работе со студентами, получающими фармацевтическое образование, должное внимание уделяю приемам устного счета, решению задач на пропорции и проценты, так как эти знания и умения необходимы при изучении дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей, а также при прохождении учебных и производственных практик, в профессиональной деятельности.

Я готовлю студентов к самостоятельному и осознанному выбору методов и приёмов решения заданий, которые на занятиях по дисциплинам  профессиональных модулей  излагаются, как правило, в рецептурном виде.

На своих занятиях, я стараюсь развивать у студентов:

1.       наблюдательность, восприятие, т.е. способность к мысленному анализу и синтезу (умение смотреть и увидеть).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.                                                                    Рисунок 2.

Пример. На практическом занятии по теме «Действительные числа» при выполнении заданий с десятичными и обыкновенными дробями, даю студентам рецепты, с которыми они будут затем работать на технологии изготовления лекарственных форм, отпуске лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента, фармакологии. Проанализировав эти рецепты, студенты должны увидеть, что в первом рецепте (рисунок 1) речь идет об умножении дробей, а во втором рецепте (рисунок 2)  - о делении дробей.

2. отвлеченное мышление, предполагающее развитие мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение).

Пример. 1). Традиционное задание – перемножьте выражения 0,001*10, 0,02*0,1 и т.д.  формулирую в другой форме: Что нужно сделать с выражениями 0,001 (0,02), чтобы значение произведения стало в 10 (в 0,1 раза) больше? Каков должен получиться результат?  2). Вычислите: 0,002*0,1; 0,002*0,01; 0,002*10; 0,002*100. Что заметили? Найдите значения и сравните их.

Овладение действиями анализа и обобщения, составляющими основу мышления, проявляется не только в успешном решении учебных задач, но и в способности быстро и правильно ориентироваться в новых областях знаний. [1]

3.       практические действия, умения создать некоторый материальный

объект (модель, рисунок, чертеж).

Пример. Прежде, чем приступить к выполнению задания: Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями

у = х2 – 4х + 6, у = 1, х = 1, х = 3,

студентам необходимо сделать чертёж к задаче (рисунок 3) и определить участок, площадь которого надо найти.

 

 

 

 

2

                                               S

1

 

0       1      2    3

 

Рисунок 3.

Чтобы вызвать интерес студентов, даю задания проблемного, творческого характера, которые приводят к трудностям, но трудностям доступных для студентов.

В конце каждого занятия я подвожу итог, в ходе которого выясняю вместе со студентами: что было известно до этого, и что нового открылось. То есть студенты под моим руководством осознают способы действий и операций, с помощью которых происходит процесс учения.

Я строю процесс обучения таким образом, чтобы не отметки становились целью учения, а захватывал сам процесс получения знаний и умений, особенно тех, которые необходимы на других дисциплинах, а затем и в профессиональной деятельности фармацевта.

На занятиях я не придерживаюсь однотипной схемы проведения занятий, меняю формы работы. В начале и в конце практических занятий провожу самостоятельные работы, которые включают студентов в активную умственную деятельность. Само построение занятия зависит от особенностей изучаемого материала.

С целью реализации междисциплинарных связей я подбираю задачи для решения на «процентное содержание», «концентрацию», которые используются вначале на математике, затем на общей и неорганической химии, контроле качества лекарственных средств, технологии изготовления лекарственных форм.

Например, использую задания следующего вида:

1.            Что больше: 4 % от 80 или 5 % от 70?

2.            От какого числа 60 составляет 50 %? От какого числа 12 составляет 20%? Что можно сказать о результате?

3.            Как приготовить 1,5 л 12 % раствора хлорида натрия?

4.            Сколько вещества надо добавить к 50 мл воды, чтобы получить 10 % раствор?

5.            К определенному количеству воды добавили 25 % (от объема воды) глицерина. Объем полученного раствора составил 500 мл. Сколько воды было вначале?

Начиная от элементарных заданий на составление пропорций и нахождение процентов от числа и числа по его процентам переходим к более сложным. При решении определенных заданий рассматриваются различные методы их решения.

Пример. Найти 20% от числа 45 разными способами.

Решение:

1 способ).

Вначале найдем какое число составляет 1%. Для этого 45:100% = 4,5. Затем найдем 20%, для этого 4,5 * 20%  = 9.

Ответ: 20% от числа 45 составляет число 9.

2 способ).

Решим это задание, используя пропорцию.

Х – 20%

45 – 100%

следовательно, .

Ответ: 20% от числа 45 составляет число 9.

Также все знания и умения по данной теме выходят на аптечную практику, а затем постоянно требуются в профессии.

 

 

 

Список литературы:

1.            Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996 - 544с.

2.            Репкина, Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк – Томск: «ПЕЛЕНГ», 1993 - 64с.

3.            Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М.: Педагогика, 1986 - 240с.


Е.В. Бучикова, преподаватель математики

Е.В. Бучикова, преподаватель математики

Пример. На практическом занятии по теме «Действительные числа» при выполнении заданий с десятичными и обыкновенными дробями, даю студентам рецепты, с которыми они будут затем работать…

Пример. На практическом занятии по теме «Действительные числа» при выполнении заданий с десятичными и обыкновенными дробями, даю студентам рецепты, с которыми они будут затем работать…

С целью реализации междисциплинарных связей я подбираю задачи для решения на «процентное содержание», «концентрацию», которые используются вначале на математике, затем на общей и неорганической химии,…

С целью реализации междисциплинарных связей я подбираю задачи для решения на «процентное содержание», «концентрацию», которые используются вначале на математике, затем на общей и неорганической химии,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022