Статья «Реабилитация и абилитация детей с особенностями психофизического развития»
Оценка 4.8

Статья «Реабилитация и абилитация детей с особенностями психофизического развития»

Оценка 4.8
docx
12.05.2020
Статья «Реабилитация и абилитация детей с особенностями психофизического развития»
Выложить МО.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на методическом объединении

«Реабилитация и абилитация

детей с особенностями психофизического развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель-дефектолог

Коновалова Е.В.

 

2019 г.


 

Понятия коррекции и компенсации тесно связаны с реабилитацией – мерами по обеспечению и/или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи.

В документах ООН термин «реабилитация» означает процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок независимости.

Процесс реабилитации подразделяется на этапы:

1) восстановительное лечение;

2) реадаптация – развитие возможностей приспособления ребенка с ОВЗ к условиям внешней среды; ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности ребенка;

3) собственно реабилитационный этап – восстановление прежних отношений с окружающей действительностью.

Основными принципами реабилитации являются:

1) принцип партнерства и апелляции к личности ребенка с ОВЗ;

2) принцип разносторонности усилий, вовлечения в реабилитационный процесс разных сторон жизни ребенка;

3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия;

4) ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий.

Реабилитационное воздействие охватывает различные сферы – образовательную, воспитательную, социально-нравственную, культурную, досуговую, психологическую. Реабилитация направлена не на само нарушение, а на личность человека и способствует восстановлению его полноценного существования в обществе, преодолению социальных последствий недостатка развития.

По отношению к детям с ОПФР, инвалидам детства термин «реабилитация» неправомерен, поскольку речь идет о создании социальной пригодности и способности, поэтому применительно к детям употребляется понятие «абилитация». В дословном переводе с латыни абилитация – это приобретение способности к чему-либо. В отношении детей с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании.

Л.С. Выготский отмечал, что само действие дефекта всегда оказывается вторичным, отраженным: своего дефекта ребенок непосредственно не ощущает, но воспринимает те затруднения, к которым тот приводит. Непосредственное следствие – снижение социальной позиции ребенка по сравнению с другими детьми. Такой ребенок в процессе приспособления к социальной среде будет сталкиваться с препятствиями и трудностями, и это повлияет на формирование его характера.

Вся сложная психологическая надстройка, т.е. система формирования способов действий у ребенка с врожденным дефектом должна пониматься как реакция, как ответ на трудности приспособления к социальной среде. Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушение одного его компонента на определенном этапе неизбежно скажется на остальных, поэтому формирующаяся личность особого ребенка подвержена изменениям.

Анализ субъективных, личностных критериев отклоняющегося развития детей провел словацкий исследователь И. Кулка. Выводы:

1) у аномального ребенка потребности длительное время не удовлетворяются, что приводит к переживанию неудовлетворенности, которая оказывает на развивающуюся личность деструктивное влияние; 2) хроническое переживание страха, тревог, фрустрации приводят к нарушению осознания себя, своей идентичности, формированию неадекватной самооценки;

3) дефект может привести к неустойчивой саморегуляции ребенка;

4) аномальный ребенок повышенно зависим от своего социального окружения, поэтому покровительственное воспитание оказывает на него деформирующее воздействие;

5) у детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями адекватность восприятия действительности не может быть достигнута полностью в силу специфики нарушений;

6) в результате включения защитных механизмов у таких детей часто встречается деформация самопознания; повышенная тревожность приводит к формированию комплекса неполноценности в процессе самопознания или, наоборот, к сверхкомпенсации;

7) у детей интеллектуальными нарушениями толерантность к фрустрации снижена из-за недостатка самодоверия и пониженная устойчивость к нагрузкам обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые влияют на формирование целостности личности, уравновешенность психических процессов и сознательную регуляцию деятельности; аномальный ребенок склонен к уединению, «уходу в себя», порождающие тревожность;

8) дети плохо приспосабливаются к среде из-за своего дефекта и связанной с ним ограниченностью возможностей включения в нормальную общественную жизнь;

9) таким детям сложно самореализоваться, поскольку уже из самого дефекта следует определенная недостаточность и несовершенство возможностей для полноценной жизни.

Важнейшим направлением абилитации детей с недоразвитием является работа с родителями. Часто родители настолько сосредоточивают внимание на проблемах ребенка, что забывают о нем самом (своеобразный дефект-центризм). Наиболее типичными ошибками общения родителей с детьми бывают:

1) частая негативная оценка деятельности ребенка, он становится неуверенным в себе;

2) распространение негативной оценки отдельных сторон деятельности ребенка на всю его личность, что приводит к формированию у него комплекса неполноценности;

3) негативная эмоциональная окраска высказываний, обращенных к ребенку;

4) противопоставление дел или поступков ребенка поведению его сверстников;

5) отсутствие системы взаимоотношений с ребенком, в которой он может воспринимать себя позитивно и нормально реагировать на чужие успехи;

6) высокая психологическая нагрузка на ребенка в процессе его социальной адаптации;

7) резкие переходы от только положительных оценок к отрицательным, от наказующего тона к ласковому, поощрительному.

 


 

Выступление на методическом объединении «

Выступление на методическом объединении «

Понятия коррекции и компенсации тесно связаны с реабилитацией – мерами по обеспечению и/или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений

Понятия коррекции и компенсации тесно связаны с реабилитацией – мерами по обеспечению и/или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений

Вся сложная психологическая надстройка, т

Вся сложная психологическая надстройка, т

Наиболее типичными ошибками общения родителей с детьми бывают: 1) частая негативная оценка деятельности ребенка, он становится неуверенным в себе; 2) распространение негативной оценки отдельных сторон…

Наиболее типичными ошибками общения родителей с детьми бывают: 1) частая негативная оценка деятельности ребенка, он становится неуверенным в себе; 2) распространение негативной оценки отдельных сторон…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020
Посмотрите также: