Статья
Реализация регионального содержания по курсу «Окружающий мир» в процессе обучения младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
Авторы: Темербаева А.К., Арбузова Е.Н.
Для современных школ характерна проблема поликультурного образования. За партами — смешанный состав учащихся, т. е. одновременно за партами учатся дети разных национальностей. Существующие разные стили жизни одинаково значимы и имеют право на существование. Изучение каждого из них способствует формированию основных ценностей общества. Несмотря на это, все они живут в одном крае, в одной местности, и нельзя любить нашу большую и прекрасную Родину, если не любишь, не знаешь своего края, города, посёлка, где родился, вырос и живёшь, потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне.
В ФГОС НОО региональный компонент не определен как структурная единица, однако предусмотрено включение регионального материала в содержание обучения, что отражено в ФГОС в разделе «Портрет выпускника начальной школы», а также п. 19.3, 19.6.
Портрет выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС НОО: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
ФГОС начального общего образования п.19.6 определяет направление и структуру программы духовно-нравственного развития. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Реализация регионального содержания в процессе обучения младших школьников возможна в двух направлениях: через интеграцию федерального и регионального предметного материала и как самостоятельный отдельный курс.
Работая по программе «Окружающий мир», которая имеет экологическую направленность, мы выделили в тематическом планировании темы, удобные для использования краеведческого материала:
|
№ урока |
Тема урока |
Примерное содержание |
|
1 класс |
||
|
8 |
Учимся определять положение предметов и направления движения. |
Положение предметов в кабинете. Правила движения по школе. |
|
12 |
Предметы и их признаки. |
Описание предметов из окружающей обстановки. |
|
15 |
Осень — природа готовится к зиме. |
Приметы осени в нашем городе. |
|
24 |
Ты и твоя семья. |
Родители: Ф. И. О., место работы, любимое занятие. |
|
30 |
Зима — покой природы. |
Приметы зимы в нашем городе. |
|
33 |
Мой дом, моя улица. |
Экскурсия по улицам города. |
|
39 |
Хозяйство человека. |
Фермерские хозяйства, промышленные предприятия города и района. |
|
41 |
Богатства природы. |
Чем богат наш край. |
|
2 класс |
||
|
3 |
Природные часы, календарь, компас. |
Работа с компасом на местности, определение местоположения достопримечательностей города относительно сторон горизонта. |
|
24 |
Реки. |
Реки нашей области. |
|
26 |
Озёра. |
Озёра нашей области. |
|
27 |
Равнины. Болота и их обитатели. |
Болота нашего края. |
|
46 |
Человечество. |
Народы нашей области. Обычаи и традиции народов нашего края. |
|
47 |
Города и страны. |
Наш город. |
|
61 |
Моя Родина. |
Наша малая родина: символика и традиционные праздники. |
|
3 класс |
||
|
2 |
Тела и вещества. |
Примеры веществ, из которых промышленные предприятия нашего города выпускают различные тела. |
|
6 |
Где обитают живые организмы. |
Места обитания живых организмов нашего района. |
|
8 |
Живые участники круговорота веществ. |
Живые представители круговорота веществ нашего района. |
|
15 |
Экосистема леса. |
Растения и животные нашей области. |
|
22 |
Животные большие и маленькие. |
Животные нашей области. |
|
25 |
На суше – как дома. |
Земноводные и пресмыкающиеся нашего края. |
|
26 |
Пернатые изобретатели. |
Птицы нашего города. |
|
28 |
Осторожно: животные! |
Охрана животных в нашем районе. |
|
31 |
Как нам жить. |
Меры по охране природы своей местности. |
|
4 класс |
||
|
6 |
Для чего и как мы дышим. |
Охрана воздуха нашего края. |
|
10 |
Почему наш организм работает слажено. |
Взаимодействие всех организаций города, района. |
|
14 |
От чего мы иногда болеем. |
Организации нашей области, занимающиеся охраной здоровья человека. |
|
21 |
Как человек использует свойства воды. |
Использование свойств воды в промышленном производстве нашего района. |
|
22 |
Как человек использует свойства воздуха. |
Использование свойств воздуха в промышленном производстве нашего района. |
|
24 |
Горные породы и минералы. |
Полезные ископаемые нашей области. |
|
30 |
Как нам жить. |
Воздействие человека на природу в нашем крае. |
Краеведческий материал может быть включен в образовательный процесс по усмотрению учителя различным образом:
· как дополнительный по темам курса окружающего мира в уроки изучения новых тем,
· как дополнительный в уроки обобщения по различным темам, разделам,
· как основной материал для отдельного занятия, внеклассного мероприятия.
Использование нетрадиционных форм организации уроков (урок — путешествие, урок — экскурсия, урок — краеведческая конференция) позволяет сделать их ярким акцентом, запоминающимся звеном в краеведческой работе.
Разработка электронного учебного пособия (далее ЭУП) с региональным содержанием была реализована в связи с ещё одним требованием ФГОС НОО — обеспечение образовательного процесса учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
ЭУП к курсу «Окружающий мир. Региональный компонент» было разработано для УМК начальной школы «Школа России», но данное ЭУП возможно интегрировать в любую учебную программу начального общего образования, реализуемую в Омском регионе.
При разработке пособия мы исходили из основных дидактических принципов: доступность, научность, связь теории и практики и др., а также из принципов экологизации, региональности, дифференциации, разноуровневости, вариативности. Курс включает три раздела: растения, животные и памятники Омской области.
Курс содержит комплекс мультимедийных презентаций для знакомства с теоретическим и иллюстративным материалом по каждому из разделов. По каждой теме обучающимся предлагаются для выполнения интерактивные тестовые проверочные задания, темы проектов и исследовательских работ, рекомендуемый список источников. Приведем для примера тематику проектов и исследовательских работ по разделу «Растения»:
1) О вершках и корешках, или почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю.
2) Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
3) Почему у елки колкие иголки?
4) Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
5) Роль растения в жизни человека.
6) Лекарства — сорняки.
7) Польза алоэ.
8) Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов и др.
Темы проектов и исследовательских работ по разделу «Животные»:
1) Как зимует воробей?
2) Мудрый ворон.
3) Нора — это дом. Жилища животных.
4) Чудесное превращение гусеницы в бабочку.
5) Необычные факты про обычного ежика.
6) Наблюдение за золотистыми хомячками.
7) Образ жизни и поведение моего кота.
8) Наблюдения за развитием муравейника.
9) Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме и др.
Темы проектов по разделу «Памятники природы»:
1) Как появляется памятник природы?
2) Памятники природы нашего края.
3)
Сохраним природы красоту!
Учебное пособие имеет важное практическое значение для учителей и учащихся
начальной школы, так как во многих областях отсутствуют подобного рода аналоги
среди традиционных средств обучения и средств новых информационных
технологий. Экспертная оценка показала, что разработанное электронное учебное
пособие способствует мотивации учащихся и является эффективным
дидактическим средством для организации, осуществления, контроля
и рефлексии учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке
и во внеурочной работе. Способствует формированию УУД у учащихся
начальной школы.
В
новых условиях отсутствует единое понимание сущности регионального компонента,
содержания образования и, следовательно, общих подходов к его формированию. В
связи с этим актуальной становится проблема его реализации, где основным
вопросом видится поиск направлений и форм сопряжения регионального компонента с
федеральным в аспекте выделения исторического, географического,
природно-экологического своеобразия региона с целью его органичного встраивания
в содержание федерального компонента.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.