Статья Реализация регионального содержания по курсу «Окружающий мир» в процессе обучения младших школьников в соответствии с ФГОС НОО

  • Лекции
  • docx
  • 23.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Региональный компонент.docx

Статья

Реализация регионального содержания по курсу «Окружающий мир» в процессе обучения младших школьников в соответствии с ФГОС НОО

Авторы: Темербаева А.К., Арбузова Е.Н.

Для современных школ характерна проблема поликультурного образования. За партами — смешанный состав учащихся, т. е. одновременно за партами учатся дети разных национальностей. Существующие разные стили жизни одинаково значимы и имеют право на существование. Изучение каждого из них способствует формированию основных ценностей общества. Несмотря на это, все они живут в одном крае, в одной местности, и нельзя любить нашу большую и прекрасную Родину, если не любишь, не знаешь своего края, города, посёлка, где родился, вырос и живёшь, потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне.

В ФГОС НОО региональный компонент не определен как структурная единица, однако предусмотрено включение регионального материала в содержание обучения, что отражено в ФГОС в разделе «Портрет выпускника начальной школы», а также п. 19.3, 19.6.

Портрет выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС НОО: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

ФГОС начального общего образования п.19.6 определяет направление и структуру программы духовно-нравственного развития. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Реализация регионального содержания в процессе обучения младших школьников возможна в двух направлениях: через интеграцию федерального и регионального предметного материала и как самостоятельный отдельный курс.

Работая по программе «Окружающий мир», которая имеет экологическую направленность, мы выделили в тематическом планировании темы, удобные для использования краеведческого материала:

№ урока

Тема урока

Примерное содержание

1 класс

8

Учимся определять положение предметов и направления движения.

Положение предметов в кабинете.

Правила движения по школе.

12

Предметы и их признаки.

Описание предметов из окружающей обстановки.

15

Осень — природа готовится к зиме.

Приметы осени в нашем городе.

24

Ты и твоя семья.

Родители: Ф. И. О., место работы, любимое занятие.

30

Зима — покой природы.

Приметы зимы в нашем городе.

33

Мой дом, моя улица.

Экскурсия по улицам города.

39

Хозяйство человека.

Фермерские хозяйства, промышленные предприятия города и района.

41

Богатства природы.

Чем богат наш край.

2 класс

3

Природные часы, календарь, компас.

Работа с компасом на местности, определение местоположения достопримечательностей города относительно сторон горизонта.

24

Реки.

Реки нашей области.

26

Озёра.

Озёра нашей области.

27

Равнины. Болота и их обитатели.

Болота нашего края.

46

Человечество.

Народы нашей области. Обычаи и традиции народов нашего края.

47

Города и страны.

Наш город.

61

Моя Родина.

Наша малая родина: символика и традиционные праздники.

3 класс

2

Тела и вещества.

Примеры веществ, из которых промышленные предприятия нашего города выпускают различные тела.

6

Где обитают живые организмы.

Места обитания живых организмов нашего района.

8

Живые участники круговорота веществ.

Живые представители круговорота веществ нашего района.

15

Экосистема леса.

Растения и животные нашей области.

22

Животные большие и маленькие.

Животные нашей области.

25

На суше – как дома.

Земноводные и пресмыкающиеся нашего края.

26

Пернатые изобретатели.

Птицы нашего города.

28

Осторожно: животные!

Охрана животных в нашем районе.

31

Как нам жить.

Меры по охране природы своей местности.

4 класс

6

Для чего и как мы дышим.

Охрана воздуха нашего края.

10

Почему наш организм работает слажено.

Взаимодействие всех организаций города, района.

14

От чего мы иногда болеем.

Организации нашей области, занимающиеся охраной здоровья человека.

21

Как человек использует свойства воды.

Использование свойств воды в промышленном производстве нашего района.

22

Как человек использует свойства воздуха.

Использование свойств воздуха в промышленном производстве нашего района.

24

Горные породы и минералы.

Полезные ископаемые нашей области.

30

Как нам жить.

Воздействие человека на природу в нашем крае.

 

Краеведческий материал может быть включен в образовательный процесс по усмотрению учителя различным образом:

·        как дополнительный по темам курса окружающего мира в уроки изучения новых тем,

·        как дополнительный в уроки обобщения по различным темам, разделам,

·        как основной материал для отдельного занятия, внеклассного мероприятия.

Использование нетрадиционных форм организации уроков (урок — путешествие, урок — экскурсия, урок — краеведческая конференция) позволяет сделать их ярким акцентом, запоминающимся звеном в краеведческой работе.

Разработка электронного учебного пособия (далее ЭУП) с региональным содержанием была реализована в связи с ещё одним требованием ФГОС НОО — обеспечение образовательного процесса учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.

ЭУП к курсу «Окружающий мир. Региональный компонент» было разработано для УМК начальной школы «Школа России», но данное ЭУП возможно интегрировать в любую учебную программу начального общего образования, реализуемую в Омском регионе.

При разработке пособия мы исходили из основных дидактических принципов: доступность, научность, связь теории и практики и др., а также из принципов экологизации, региональности, дифференциации, разноуровневости, вариативности. Курс включает три раздела: растения, животные и памятники Омской области.

Курс содержит комплекс мультимедийных презентаций для знакомства с теоретическим и иллюстративным материалом по каждому из разделов. По каждой теме обучающимся предлагаются для выполнения интерактивные тестовые проверочные задания, темы проектов и исследовательских работ, рекомендуемый список источников. Приведем для примера тематику проектов и исследовательских работ по разделу «Растения»:

1)      О вершках и корешках, или почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю.

2)      Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?

3)      Почему у елки колкие иголки?

4)      Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?

5)      Роль растения в жизни человека.

6)      Лекарства — сорняки.

7)      Польза алоэ.

8)      Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов и др.

Темы проектов и исследовательских работ по разделу «Животные»:

1)      Как зимует воробей?

2)      Мудрый ворон.

3)      Нора — это дом. Жилища животных.

4)      Чудесное превращение гусеницы в бабочку.

5)      Необычные факты про обычного ежика.

6)      Наблюдение за золотистыми хомячками.

7)      Образ жизни и поведение моего кота.

8)      Наблюдения за развитием муравейника.

9)      Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме и др.

Темы проектов по разделу «Памятники природы»:

1)      Как появляется памятник природы?

2)      Памятники природы нашего края.

3)      Сохраним природы красоту!

Учебное пособие имеет важное практическое значение для учителей и учащихся начальной школы, так как во многих областях отсутствуют подобного рода аналоги среди традиционных средств обучения и средств новых информационных технологий. Экспертная оценка показала, что разработанное электронное учебное пособие способствует мотивации учащихся и является эффективным дидактическим средством для организации, осуществления, контроля и рефлексии учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке и во внеурочной работе. Способствует формированию УУД у учащихся начальной школы.

В новых условиях отсутствует единое понимание сущности регионального компонента, содержания образования и, следовательно, общих подходов к его формированию. В связи с этим актуальной становится проблема его реализации, где основным вопросом видится поиск направлений и форм сопряжения регионального компонента с федеральным в аспекте выделения исторического, географического, природно-экологического своеобразия региона с целью его органичного встраивания в содержание федерального компонента.