Статья "Рекомендации родителям по организации развития познавательной деятельности дошкольников"
Оценка 4.7

Статья "Рекомендации родителям по организации развития познавательной деятельности дошкольников"

Оценка 4.7
docx
24.01.2022
Статья "Рекомендации родителям по организации развития познавательной деятельности дошкольников"
Рекомендации родителям по организации развития познавательной деятельности дошкольников.docx

 

Рекомендации родителям по организации развития познавательной деятельности дошкольников

Для того чтобы родители могли успешно формировать учебную мотивацию ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте необходимо выполнять комплекс мер.

Часто педагоги и родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок может, но не хочет учиться. В таких случаях говорят о недостатке учебной мотивации. Причин тому может быть множество, но наиболее распространенные связаны с низкой познавательной активностью и страхом ребенка сделать ошибку, попасть в ситуацию неуспеха. Родители могут значительно облегчить жизнь себе и ребенку, выполняя ряд нехитрых рекомендаций:

Стимулировать познавательную активность ребенка с рождения, удовлетворять его потребность в притоке новой информации и впечатлений.

Стараться всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, но не пичкать готовыми знаниями, а давать возможность приобрести их самостоятельно.

Создавать условия для исследовательской и изобретательской деятельности, в этом родителям помогут энциклопедии, справочники, мини лаборатории, микроскоп, телескоп, просто лупа.

Проводить вместе с ребенком наблюдения и эксперименты.

Пронаблюдать цикл развития бабочки из куколки.

Вести астрономические наблюдения, следить за фазами изменения луны.

Вести наблюдения за развитием и повадками домашних и диких животных (дома, на прогулке, на даче, в зоопарке, цирке).

Одно из главных условий, которое следует соблюдать, состоит в том, что бы выбранная деятельность была интересна и взрослому, и ребенку.

Кроме того, наблюдение должно быть целенаправленным, с составлением плана, выдвижением и проверкой гипотез, ведением дневника, анализом результатов и формированием выводов. Все это развивает исследовательское мышление.

Знакомить детей с различными областями изобретательской и исследовательской деятельности.

Вместе смотреть и обсуждать научно-популярные фильмы и программы. Посещать выставки, научные и технические музеи (например, Тимирязевский музей, комната открытий).

Читать научную фантастику, обсуждать нерешенные научные проблемы, спрашивая мнение ребенка, развивая его фантазию.

Играть с ребенком в познавательные игры, игры на сообразительность, игры типа "Что? Где? Когда?", разгадывать кроссворды и ребусы.

Создавать проблемные ситуации, способствующие формированию навыков. Например, для ускорения процесса чтения можно завести переписку с феей или Карлсоном; для развития внимания - зашифровать письмо как Шерлок Холмс; можно нарисовать и написать комиксы для младшей сестренки.

Вот еще несколько идей, которые оказываются достаточно интересными для детей дошкольного возраста:

найти клад по плану;

усовершенствовать поилку для канарейки;

приготовить угощение для гостей, если есть только хлеб и овощи и др.

Вместе с ребенком заниматься конструкторской деятельностью:

Конструирование ракеты, корабля, одежды, дома.

Создание механических моделей.

Предоставление ребенку возможность участия в ремонте бытовой техники.

Экскурсии на завод, фабрику, стройку, работу родителей, с наблюдением за технологическими процессами и профессиональной деятельностью, тоже будут ребенку не только интересны, но и полезны.

Создавать атмосферу доброжелательности и принятия ребенка независимо от его успехов в детском саду.

Поощрять любые достижения, помогать в решении проблем, с которыми ребенок не справляется самостоятельно.

Быть внимательным к эмоциональному состоянию ребенка и его физической и психической активности.

Создание домашней игровой среды

Достаточно часто можно наблюдать такую ситуацию, когда родители не проявляют активности в формировании игровой среды в домашних условиях. Как правило, это вызвано тем, что взрослые не учитывают возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка. Они прекрасно понимают, каков развивающий потенциал игрушек, читают информацию в интернете. Однако если игрушка не соответствует возрасту ребенка, то пользы от нее не будет.

Если перечислить игрушки, необходимые ребенку для развития познавательных функций, то специалисты дают примерно такой перечень:

Игрушки-забавы. Это смешные игрушки в виде фигурок зверей или людей. Они способны двигаться, обладают эффектом неожиданности и необычности. Обычно они вызывают большой интерес у ребенка, поскольку дети обожают сюрпризы.

Сюжетные (образные) игрушки. Это игрушки, имитирующие настоящие предметы из взрослой жизни: куклы, машинки, фигуры животных, посуда и др. Такие игрушки определяют сам сюжет игры, способствуют расширению кругозора детей.

Конструкторы и строительные игрушки. Этот вид игрушек рассчитан на техническое конструирование. Как ни странно, первыми конструкторами являются всем известные формочки и лопатки. В старшем возрасте дети могут играть с наборами строительных материалов, состоящими из деталей для сооружений. Важно, чтобы дети могли играть с разными конструкторами, которые имеют отличающиеся друг от друга крепежные элементы. Нравятся детям и всевозможные сборные модели, состоящие из набора деталей, крепежных элементов и инструментов для сборки.

Дидактические игрушки. Их основная задача – умственное и сенсорное развитие ребенка. Каждая такая игрушка содержит в себе особую дидактическую задачу, которую ребенку необходимо решить в ходе игры. Это могут быть различные мозаики, настольные игры, матрешки, пирамидки. Для того чтобы играть с дидактической игрушкой ребенок должен понять и усвоить правила действия с ней.

Игрушки-самоделки обычно изготавливаются самими детьми или взрослыми. Они необходимы для множества игр как элементы декораций или недостающие детали. В процессе изготовления таких игрушек дети учатся преобразовывать материал и достигать поставленной цели.

Технические игрушки. Такие игрушки знакомят детей с внешним видом и принципами устройства различных механизмов. Это игрушечные модели технических устройств: биноклей, фотоаппаратов, телефонов, бытовая техника.

Спортивные игрушки. С их помощью взрослые могут реализовать физическое воспитание ребенка, стимулировать проявление его двигательной активности. Спортивные игрушки позволяют развивать ловкость, крупную и мелкую моторику, укреплять различные группы мышц.

Главное условие при выборе игрушки – педагогическая целесообразность. Опираясь на него можно дать следующие рекомендации по созданию игровой среды в домашних условиях с учетом возраста ребенка.

Первое полугодие жизни ребенка

В этот период своего развития ребенок должен научиться сосредотачиваться, концентрировать свое внимание на звуковых и зрительных сигналах. Поскольку он еще не умеет самостоятельно манипулировать предметами, то родители предлагают следующие игрушки: музыкальная карусель, колокольчики и погремушки. Начиная с 2-3 месячного возраста можно вкладывать в ручку ребенку. Игрушки должны быть легкими и удобными. С 3 месяцев можно одевать на ручку колокольчик или бубенчик, закрепленный на специальной манжете. Как только малыш учится сосредотачивать взгляд на предмете, можно показать ему куклу, как прообраз лица человека. Для таких целей подойдут неваляшки, голыши, тряпичные куклы.

От 6 месяцев до 1 года

В этот период ребенок учится брать предметы в руку и манипулировать ними. Для того чтобы малыш мог подстраивать ладонь к захвату разных форм, важно, чтобы родители предлагали ему разнообразные игрушки: колечки от пирамидки, погремушки, резиновые игрушки-пищалки, шарики, тряпочки. При помощи пеленки можно организовать игру в прятки, когда малыш прячет себя, накидывая на голову пеленку, либо прячет под ней игрушки. Различные по фактуре игрушки, издающие звуки, способствуют сенсорному развитию малыша. Кроме того, в данном возрасте ребенок уже начинает осуществлять простейшую предметную деятельность. Поэтому ему необходимы игрушки, требующие простых, но разнообразных действий. Например, вращать шарик, вкладывать вкладыши в отверстия, нажимать на кнопки.

От 1 года до 2 лет

Развитие малыша в этом возрасте должно вестись по двум направлениям:

развитие физических способностей;

развития предметных действий.

Желательно, чтобы родители предоставили малышу возможность играть со спортивным оборудованием. Также ребенку понадобятся лопатки и формочки, посуда для кукол, удочки с магнитом для ловли рыбок. Можно мастерить игрушки вместе с ребенком. Кроме того, дети охотно манипулируют с игрушками, позволяющими познать физические законы (бутылка с водой и стаканы). Познавательное развитие ребенка могут направлять и стимулировать пирамидки, вкладыши, кубики, картинки с изображениями животных или людей, картинки с изображениями сюжетов, картинки, отражающие разнообразное пространственное расположение предметов. Для усвоения пространственных предлогов подойдут машинки разных размеров, в которые можно нагружать мелкие предметы или песок, их можно катить за собой на веревочке, ехать на них верхом.

 

От 2 лет до 3 лет

Ребенку для полноценного развития познавательных способностей могут понадобиться:

2 – 3 куклы с набором простой одежды;

утварь для игры с куклой (посуда, мебель, коляска, предметы гигиены, продукты питания и многое другое);

предметы-заместители (шарики, колечки, брусочки, кусочки ткани);

игрушечные животные с реалистичной, достоверной внешностью.

динамические игрушки, машинки и паровозики.

простейшие пластмассовые или деревянные конструкторы;

заводные и музыкальные игрушки;

игрушки-орудия (лопатки и другие инструменты, формочки для игр с песком и водой).

От 3 до 4 лет

Желательно, чтобы игровой уголок содержал в себе следующие предметы:

несколько кукол, составляющих семью, комплект одежды к ним;

набор кукольной мебели и посуды;

элементы костюмов для переодевания и маски;

мягкие игрушки, изображающие животных;

пластмассовые фигурки домашних и диких животных;

деревянный или пластмассовый блочный конструктор;

машинки разных размеров, строительная техника;

наборы для ролевых игр («доктор», «магазин», «парикмахерская»);

предметы-заместители из природного материала;

предметные картинки с изображением предметов, растений, продуктов питания и т.д.;

объемные и плоские вкладыши (матрешки, пазлы, кубики с сюжетными картинками, мозаика);

игрушки-забавы (парные пилильщики, игрушки-дергунчики);

музыкальные игрушки (сюжетные игрушки, имитирующие музыкальные инструменты, игрушки проигрывающие мелодии);

спортивный инвентарь (мячи, скакалки, кегли, кольцебросы);

наборы для игр с песком и водой.

При этом малыш не только должен иметь возможность манипулировать с этими элементами, но и уметь играть с ними. Действия с игрушками могут представлять собой манипуляции (специфически направленные действия с предметом), быть процессуальными (когда действия направлены на получение конкретного результата), быть сюжетными (действия, связанные между собой логикой определенного сюжета). Ребенок может научиться осуществлять подобные действия только в процессе общения со взрослыми. Именно взрослый учит ребенка создавать и разыгрывать воображаемую ситуацию, определять, какие предметно-игровые действия требуются, и связывать их в единую логическую цепочку, находить предметы-заместители.

От 4 до 5 лет

Для детей этого возраста домашнее игровое пространство должно включать в себя:

куклы в одежде и кукольные принадлежности (посуда, мебель, коляска);

фигурки, изображающие людей, литературных персонажей, в полной мере отражающие половую и национальную принадлежность;

кукольный дом с мебелью, бытовой техникой;

ролевые наборы для игры в «доктора», «парикмахера», «кафе», «магазин» и др.;

муляжи фруктов и овощей в натуральную величину или отражающие истинные размеры;

машины, строительная техника, самолет, вертолет, корабль, теплоход, железная дорога;

игровые дидактические наборы, требующие выполнения определенных правил (лото, домино, игра «сложи узор», игра «подбери картинку по смыслу» и т.д.);

Конструкторы и строительный материал разного размера, тематические конструкторы, заготовки для изготовления игрушек-самоделок;

игрушки для игры в театр (марионетки, пальчиковые куклы). Ширмы, маски, элементы декораций.

В этом возрасте важно научить ребенка не только играть с игрушками, но и убирать их на место после игры. Этого невозможно добиться без навыка самоорганизации. Уже с 1 – 3 лет дети могут начинать осваивать данный навык. Но вначале, это деятельность должна осуществляться совместно со взрослым. Проговаривайте то, что вы делаете в данный момент и обязательно хвалите ребенка в конце, когда в квартире все игрушки убраны.

От 5 до 6 лет

В дополнение к игрушкам для сюжетно-ролевой игры 4 - 5 лет необходимы:

наборы мелких фигурок военных различных видов войск;

наборы мебели для кукол (спальня, кухня, ванная комната);

комплекты одежды и обуви для кукол (сезонной, профессиональной, для кукол-младенцев);

приборы, которыми пользуются представители разных профессий, а также предметы одежды (халат и шапочка, шлем, бескозырка, руль, штурвал и т.д.);

инерционные игрушки, светофор и набор дорожных знаков;

настольные игры и наборы с правилами («Четвертый лишний», «Разложи по порядку», «Транспорт», мозаика, шашки, шахматы), игры с кубиками и фишками, пазлы и развивающие игры;

строительный материал мелкого, крупного и среднего размера, тематические строительные наборы («Зоопарк», «Птичий двор», «Архитектор» и др.), мягкие тканевые конструкторы, металлические, деревянные и пластиковые конструкторы;

музыкальные игрушки (музыкальные инструменты: клавишные, струнные, духовые, музыкальные книжки, музыкальные открытки);

оригинальные игрушки-забавы;

празднично-карнавальные игрушки;

народная игрушка (Дымковская игрушки, Филимоновская игрушка, Каргопольская игрушка, Белорусская игрушка);

приспособления для художественного творчества (пластилин, карандаши, краски, цветная бумага, клей и ножницы);

спортивный инвентарь: мячи, кольцебросы, самокаты, велосипеды, ракетки с воланчиками, кегли.

 

 

Список литературы:

 

Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении [Тескт]: метод. рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. –Тольятти: изд. Инф.-техн. Центра, 1994. – 54 с.

Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в воспитании личности [Тескт] / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 1995. - №4. – с. 40 – 41.

Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодeйствия. - М.: "Учитель", 2008. - 111 с.

Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. - 144 с.

Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.

Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ "Сфера", 2010. - 112 с.

Козлова И.Ф., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: "Наука", 2009. - 256 с.

Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: "Буки-Веди", 2013. - С. 41-42.

Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. - С. 57 - 59.

 

 

 


 

Рекомендации родителям по организации развития познавательной деятельности дошкольников

Рекомендации родителям по организации развития познавательной деятельности дошкольников

Знакомить детей с различными областями изобретательской и исследовательской деятельности

Знакомить детей с различными областями изобретательской и исследовательской деятельности

Быть внимательным к эмоциональному состоянию ребенка и его физической и психической активности

Быть внимательным к эмоциональному состоянию ребенка и его физической и психической активности

Игрушки-самоделки обычно изготавливаются самими детьми или взрослыми

Игрушки-самоделки обычно изготавливаются самими детьми или взрослыми

Кроме того, в данном возрасте ребенок уже начинает осуществлять простейшую предметную деятельность

Кроме того, в данном возрасте ребенок уже начинает осуществлять простейшую предметную деятельность

От 3 до 4 лет Желательно, чтобы игровой уголок содержал в себе следующие предметы: несколько кукол, составляющих семью, комплект одежды к ним; набор кукольной мебели…

От 3 до 4 лет Желательно, чтобы игровой уголок содержал в себе следующие предметы: несколько кукол, составляющих семью, комплект одежды к ним; набор кукольной мебели…

Ребенок может научиться осуществлять подобные действия только в процессе общения со взрослыми

Ребенок может научиться осуществлять подобные действия только в процессе общения со взрослыми

Проговаривайте то, что вы делаете в данный момент и обязательно хвалите ребенка в конце, когда в квартире все игрушки убраны

Проговаривайте то, что вы делаете в данный момент и обязательно хвалите ребенка в конце, когда в квартире все игрушки убраны

Список литературы: Артамонова

Список литературы: Артамонова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022