Статья РИНЦ Формирование у младших школьников умений выдвигать и доказывать гипотезу как метапредметного навыка
Оценка 4.7

Статья РИНЦ Формирование у младших школьников умений выдвигать и доказывать гипотезу как метапредметного навыка

Оценка 4.7
docx
01.04.2024
Статья РИНЦ Формирование у младших школьников умений выдвигать и доказывать гипотезу как метапредметного навыка
статья РИНЦ 3.docx

Формирование у младших школьников умений выдвигать и доказывать гипотезу как метапредметного навыка

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования на личностном, метапредметном и предметном уровнях.  Метапредметные результаты представляют собой освоенные обучающимися универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями. Универсальные учебные действия делятся на три группы:  познавательные, регулятивные и коммуникативные. Среди познавательных универсальных учебных действий выделяется «Постановка и решение проблем», к которому относится такое действие как умение выдвигать и доказывать гипотезу.

Роль универсальных учебных действий в системе метапредметных результатов обучения младших школьников согласно ФГОС НОО значительна, поскольку такие освоение таких действий способствует эффективному изучению учебных дисциплин в процессе обучения на различных этапах образования.

Сущность умения выдвигать и обосновывать гипотезу рассматривается в научно-педагогической литературе в различных аспектах. Библиографический анализ позволил выявить, что частный опыт изучения умений выдвигать и обосновывать гипотезу характеризуется слабой разработанностью теоретико-методологического аппарата. В большинстве случаев данное универсальное учебное действие рассматривается в рамках познавательных логических УУД, либо исследовательских умений.

Так, Е.Ю. Горячева выявила особенность формирования у младших школьников умения выдвигать и доказывать гипотезы в проектной деятельности. В.Г. Закирова и Э.Г. Сабирова рассматривали исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями. Э.Г. Сабитова классифицировала значимые исследовательские умения в процессе развития универсальных учебных действий младших школьников. В контексте значимых исследовательских умений ученый рассматривает умения выдвигать и обосновывать гипотезу.

В свою очередь Л.А. Сундеева и А.С. Сорокина изучают особенность умения выдвигать и обосновывать гипотезу в рамках формирования логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики. Н.А. Муртазина исследовала процесс формирования у младших школьников универсальных учебных действий в процессе поиска различных путей текстовой задачи.

Целью опытной работы по формированию у младших школьников умения выдвигать и доказывать гипотезу является – экспериментальное изучение уровня и особенности развития данных умений у младших школьников.

Задачи:

            собрать диагностический материал;

            выявить уровень сформированности у младших школьников умения выдвигать и доказывать гипотезу;

            провести качественный анализ данных;

            сформулировать выводы;

            разработать учебные задания, направленные на формирования у младших школьников умения выдвигать и доказывать гипотезу.

Опытная работа по формированию у младших школьников умения выдвигать и доказывать гипотезу реализована в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Электрозаводская средняя общеобразовательная школа» Новосергиевского района Оренбургской области. В диагностическом этапе исследования приняли участие обучающиеся 4 А класса. Количественные и качественные характеристики класса представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 

Количественные и качественные характеристики класса

Критерий

Количество

1

2

Мальчиков

14

Девочек

12

Отличников

5

Хорошистов

15

Неуспевающих

6

Итого

26

 

Этапы опытной работы:

            на первом этапе проведен анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; определены теоретико-методологическая база и научный аппарат исследования. Основные методы исследования: теоретический анализ междисциплинарной литературы, наблюдение.

            на втором этапе осуществлена экспериментальная работа с целью выявления уровня сформированности у младших школьников умения выдвигать и доказывать гипотезу; разработана классификационная модель типологий учебных заданий, направленных на формирование умения выдвигать и доказывать гипотезу на уроках математики. Основные методы исследования: моделирование, наблюдение, анкетирование, тестирование, работа с электронными ресурсами, анализ результатов деятельности обучающихся.

            на третьем этапе проведены анализ, обобщение и систематизация результатов эксперимента; формулирование основных выводов; разработка комплекса учебных заданий. Основные методы исследования: качественный и количественный анализ результатов исследования; математическая и графическая интерпретации экспериментальных данных, моделирование.

Исходя из того, что данное исследование посвящено изучению особенностей формирования умений выдвигать и доказывать гипотезу, нами выбраны две диагностические методики:

            Методика «Умозаключения» (Э. Замбацявичене, Л. Чупров);

            Методика на выявление исследовательского умения выдвигать гипотезу по модификации методики А. И. Савенкова;

Так как доказательность представляет собой необходимое условие логичности истинного мышления, то в логике возникает вопрос о том, посредством каких форм мысли осуществляется необходимое требование доказательности. Такой формой мысли является умозаключение. Исходя из этого, нами выбрана Методика «Умозаключения» (Э. Замбацявичене, Л. Чупров), которая позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом.

Выполнение заданий, представленных в методике, требует сформированного умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Возможна диагностика умения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения.

Отношения между понятиями в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенные признаки в понятиях, он будет строить умозаключение на основе предыдущей аналогии, что приведет к ошибочному ответу. Таким образом, успешность выполнения заданий методики позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие – «умозаключение».

В ходе использования данной методики выявлены уровни сформированности навыков делать умозаключения, что соответствует  умению доказывать гипотезу (рис.1).

В результаты обработки данных выявлено:

            высокий уровень успешности выполнения заданий определен у 6 обучающихся, согласно этому, у данных младших школьников сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение;

            средний уровень выявлен у 11 обучающихся, у которых выполнение мыслительной операции осуществляется детьми в «зоне ближайшего развития»; в процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций,  оказывая минимальную помощь;

            низкий уровень выявлен у 9 обучающихся, у которых  практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.

 

Рисунок 1. Результаты использования методика «Умозаключения» (Э. Замбацявичене, Л. Чупров)

 

Наряду с этим, нами использована методика на выявление исследовательского умения выдвигать гипотезу по модификации методики А. И. Савенкова. Цель методики: проверить уровень сформированности умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы, предположения.

Соглашаясь с мнением А.И. Савенкова, что «исследовательская деятельность – это творческая деятельность, которая имеет свою специфику» мы не требуем от обучающегося ясного, словесного оформления проблемы, достаточно ее общей, приблизительной характеристики. Одно из главных требований к гипотезе – ее согласованность к фактическим материалом; она должна быть обоснованной, указывающей на путь исследовательского поиска. Однако, мы согласны с точкой зрения А.И. Савенкова, что для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше».

Младшим школьникам предлагался ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт, если…», на которые они должны дать как можно полные и оригинальные ответы.

Критерии оценивания: 2 балла – правильно построенная фраза и есть попытки предугадывания чего-либо; 1 балл  ̶ ребёнок дал краткий ответ, но имеются предпосылки предугадывания какого-либо явления; 0 балл  ̶  ответ или не по существу, или его вообще нет.

Нами были выделены следующие уровни оценки уровня развития исследовательского навыка выдвигать гипотезу младших школьников:

            высокий  (10-12 баллов) – 5 обучающихся;

            средний  (6-9 баллов) – 15 обучающихся;

            низкий (0-5 баллов) – 6 обучающихся.

Как видно, полученные данные совпали с уровнями, выделенными в ходе проведения первой диагностики.

Таким образом, в ходе диагностического исследования выявлены уровни и особенности развития умения выдвигать и доказывать у младших школьников (рис. 2).

К высокому уровню мы отнесли 15% детей. Характеристика данного уровня такова. Высокий уровень (24-36 баллов) – ребенок самостоятельно  задает различные по содержанию вопросы и их достаточно для получения разносторонней информации об объекте познания. Он знает различные источники информации и самостоятельно выбирает их в зависимости от характера информации. Ребенок самостоятельно рассказывает о способах использования различных источников, а также показывает практические умения работы с различными источниками информации. Ребенок самостоятельно называет различные источники фиксации информации, определяет адекватный проблемной ситуации способ фиксации информации, владеет различными практическими навыками фиксации информации. Ребенок самостоятельно выстраивает логически верную последовательность сообщения, излагает его самостоятельно и в соответствии с планом, а также самостоятельно отвечает на вопросы об объекте познания.

 

 

Рисунок 2. Уровни развития умения выдвигать и доказывать у младших школьников

 

К среднему уровню были отнесены 60 % детей. Характеристика данного уровня такова. Средний уровень (16-23 баллов) – ребенок при помощи подсказок взрослого формулирует вопросы различного содержания и вида, и их достаточно для получения полной информации об объекте познания. Закрытые вопросы направлены в равной степени как на получение информации, так и на ее уточнение. Дошкольник знает различные источники информации и при помощи взрослого выбирает их в зависимости от характера информации. Ребенок рассказывает о способах использования различных источников, а также показывает практические умения работы с различными источниками информации при помощи взрослого. Ребенок справляется с фиксацией получаемой информации при помощи взрослого, а также демонстрирует различные практические навыки фиксации информации не в полном объеме, либо также при помощи взрослого. Логическая последовательность сообщения составляется при помощи взрослого. При указании на ошибки со стороны взрослого, ребенок исправляется.

К низкому уровню были отнесены 25% детей. Характеристика данного уровня такова. Низкий уровень (12-15 баллов) – ребенок даже при помощи  взрослого не задает различные по содержанию вопросы. Вопросов недостаточно для получения разносторонней информации об объекте познания. Ребенок не знает источников информации и даже при помощи взрослого не выбирает их верно в зависимости от характера информации. Ребенок не рассказывает о способах использования различных источников и не показывает практических умений работы с различными источниками информации. Ребенок даже при помощи взрослого не называет различные источники фиксации информации, не определяет адекватный проблемной ситуации способ фиксации информации, не владеет различными практическими навыками фиксации информации. Ребенок не способен даже при помощи взрослого выстроить логически верную последовательность сообщения, изложить его самостоятельно и в соответствии с планом. Также ребенок даже при помощи взрослого не отвечает на вопросы об объекте познания.

Таким образом, в результате диагностической работы нами выявлено, у большинства младших школьников низкий и средний уровни сформированности умений выдвигать и доказывать гипотезу.  Проведенное нами исследование показало необходимость проведения работы по развитию умений выдвигать и доказывать гипотезу у младших школьников. В качестве средства формирования данных умений мы выбрали учебные задания, рассмотрим их далее в работе.

Использование в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками различных направлений организации мыслительной деятельности будет способствовать формированию у учащихся положительного отношения к исследовательской и проектной деятельности, развитию способности принимать к решению самостоятельно поставленные задачи; формированию умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, делать выводы. В процессе формирования умения выдвигать и доказывать гипотезы младший школьник будет учиться выражать свои мысли, задавать вопросы; проявлять самостоятельность при составлении доклада.

Рассмотрим примеры заданий. Визуальная составляющая способствует развитию умений выдвигать гипотезу, так как основные условия представлены на рисунке. После выдвижения гипотезу, обучающемуся необходимо доказать, основываясь на результаты математических действий. Например:

Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей сдачи получит покупатель, расплатившийся за пакет молока и батон хлеба купюрой в 100 рублей?

get_file?id=100

В данном задании представлен графический компонент, состоящий из вербальных (словесных) и визуальных (изображение) элементов. Такой элемент позволяет воспринимать информацию лучше, однако содержит лишь один аспект ответа на вопрос. По данному изображению предполагается выдвижение обучающимся гипотезы на основе представленной информации. Далее гипотезу необходимо доказать, то есть обратиться к мыслительным математическим действиям. На основе рисунка обучающийся получить общую сумму, которую затратить покупатель на молоко и хлеб. Сложив цены он получит  потраченную сумму, которые вычтет из имеющейся. Так, процесс выдвижения гипотезы и ее доказательство происходят произвольно, акцентирование внимание на это не предполагается, так как условия задания и ее дидактический материал сформулирован таким образом, что обучающийся данные операции выполняет самостоятельно и бессознательно.

Рассмотрим еще один пример такого задания:

Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей сдачи получит покупатель, расплатившийся за одну тарелку и один стакан купюрой в 100 руб.?

get_file?id=120

Комплекс учебных заданий, применяемых при обучении младших школьников математике, направлен на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезу. Такие задания предусматривают формирование у обучаемых таких умений: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию педагога; умение контролировать свою деятельность по результату выполнения заданных действий; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, умение выдвигать и обосновывать гипотезу. Таким образом, учебные задание задания выполняют ключевую функцию в формировании умений выдвигать и обосновывать гипотезу у младших школьников на уроках математики.

Список литературы

1.                 Бичеоол, С.Д. Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики / С.Д. Бичеоол // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2018. – № 24. – С. 74-76.

2.                 Горячева, Е.Ю. Формирование у младших школьников умения выдвигать и доказывать гипотезы в проектной деятельности / Е.Ю. Горяева // Аллея науки. – 2018. – Т. 8. – № 11 (27). – С. 311-315.

3.                 Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; под ред. А.В. Петровского. – Изд. 2-е ,испр. и доп. – М. : Просвещение, 1979. – 287 с.

4.                 Закирова, В.Г. Исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями / В.Г. Закирова, Э.Г. Сабирова // Филология и культура. – 2014. – № 1. – С. 277-280.

5.                 Иманалиева, А.З. Развитие познавательных УУД младших школьников в проектной деятельности / А.З. Иманалиева, З.М. Умалатова // В сборнике: Совершенствование профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 45-летию образования факультета начальных классов. 2019. – С. 205-208.

6.                 Лысенко, Н.Н. Регулятивные универсальные учебные действия / Н.Н. Лысенко. // Электронный ресурс. Режим доступа: nsportal.rmshkola.. .universalnye-uchebnye-deystviya. (дата обращения: 25.12.2019).

7.                 Муртазина, Н.А. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе поиска различных путей текстовой задачи / Н.А. Мартазина // Инновационная наука в глобализующемся мире. – 2015. – № 1 (2). – С. 68-74.

8.                 Сабирова, Э.Г. Значимые исследовательские умения в процессе развития универсальных учебных действий младших школьников / Э.Г. Сабирова // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 4 (46). – С. 42-48.

9.                 Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков // М.: Изд. дом «Федоров», 2008. – 540 с.

10.            Семененко, Н.М. Формирования регулятивных УУД с помощью ТРИЗ-педагогики / Н.М. Семененко // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – № T26. – С. 555-557.

11.            Сундеева, Л.А. Формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики / Л.А. Сундеева, А.С. Сорокина // Карельский научный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 2 (19). – С. 41-43.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование у младших школьников умений выдвигать и доказывать гипотезу как метапредметного навыка

Формирование у младших школьников умений выдвигать и доказывать гипотезу как метапредметного навыка

Э.Г. Сабитова классифицировала значимые исследовательские умения в процессе развития универсальных учебных действий младших школьников

Э.Г. Сабитова классифицировала значимые исследовательские умения в процессе развития универсальных учебных действий младших школьников

А класса. Количественные и качественные характеристики класса представлены в таблице 1

А класса. Количественные и качественные характеристики класса представлены в таблице 1

Основные методы исследования: качественный и количественный анализ результатов исследования; математическая и графическая интерпретации экспериментальных данных, моделирование

Основные методы исследования: качественный и количественный анализ результатов исследования; математическая и графическая интерпретации экспериментальных данных, моделирование

В результаты обработки данных выявлено: − высокий уровень успешности выполнения заданий определен у 6 обучающихся, согласно этому, у данных младших школьников сформирована такая мыслительная операция,…

В результаты обработки данных выявлено: − высокий уровень успешности выполнения заданий определен у 6 обучающихся, согласно этому, у данных младших школьников сформирована такая мыслительная операция,…

Соглашаясь с мнением А.И. Савенкова, что «исследовательская деятельность – это творческая деятельность, которая имеет свою специфику» мы не требуем от обучающегося ясного, словесного оформления проблемы,…

Соглашаясь с мнением А.И. Савенкова, что «исследовательская деятельность – это творческая деятельность, которая имеет свою специфику» мы не требуем от обучающегося ясного, словесного оформления проблемы,…

Ребенок самостоятельно рассказывает о способах использования различных источников, а также показывает практические умения работы с различными источниками информации

Ребенок самостоятельно рассказывает о способах использования различных источников, а также показывает практические умения работы с различными источниками информации

Ребенок рассказывает о способах использования различных источников, а также показывает практические умения работы с различными источниками информации при помощи взрослого

Ребенок рассказывает о способах использования различных источников, а также показывает практические умения работы с различными источниками информации при помощи взрослого

Использование в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками различных направлений организации мыслительной деятельности будет способствовать формированию у учащихся положительного отношения к исследовательской и проектной деятельности, развитию…

Использование в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками различных направлений организации мыслительной деятельности будет способствовать формированию у учащихся положительного отношения к исследовательской и проектной деятельности, развитию…

Сложив цены он получит потраченную сумму, которые вычтет из имеющейся

Сложив цены он получит потраченную сумму, которые вычтет из имеющейся

С.Д. Бичеоол // Вестник Хакасского государственного университета им

С.Д. Бичеоол // Вестник Хакасского государственного университета им

А.И. Савенков // М.: Изд. дом «Федоров», 2008

А.И. Савенков // М.: Изд. дом «Федоров», 2008
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024