РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗДЕЛЬНОМУ СБОРУ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассное время дидактических игр, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами [1, с.1]. Существует множество определений понятия дидактическая игра. Одно из них: дидактические игры – это обучающие игры, которые способствуют лучшему усвоению содержания учебного материала и развитию общеучебных умений и навыков [2, с.60]. Дидактические игры имеют такие признаки как преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели, наличие предполагаемого результата. При проведении дидактической игры ее цели достигаются решением игровых задач [3, с.34].
Дидактические игры обладают огромными педагогическими возможностями в плане формирования экологической культуры.Так как в играх ребенок сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Наибольшая ценность достигается, тогда, когда дети сами изготавливают игры.
Существует множество дидактических игр экологической направленности. В своем исследовании мы обратили внимание на игры, связанные с сортировкой твердых бытовых отходов (ТБО). Подобные игры обычно изготавливаются педагогами, но их образовательный и воспитательный потенциал будет гораздо выше, если к созданию дидактической игры привлечь самих учащихся.
Основная идея нашего экологического проекта - изготовление дидактической игры «Сортируем правильно». Игра представлена шестью контейнерами из картона с маркировкой для раздельно утилизации ТБО: красный – металл, коричневый – опасные отходы, желтый – бумага, черный – пищевые отходы, зеленый – стекло, синий – пластик. Игровой процесс осуществляется с помощью 80 карточек, на которых изображены различные образцы ТБО: четырнадцать карточек – стекло; двенадцать– пищевые отходы; восемнадцать – бумага; одиннадцать – пластик; семнадцать – металл; восемь – опасные отходы. Игровая ситуация: дети попадают на туристическую поляну, которая загрязнена мусором, задача детей собрать мусор и рассортировать его по контейнерам. Правила игры:
1. Участники по очереди выбирают карточки и должны правильно утилизировать «мусор». За каждый правильный ход насчитывается один балл.
2. Если участник не может правильно определить тип ТБО, право передается другому.
3. Победителем считается участник, набравший большее количество баллов.
Для успешного проведения игры, перед ее изготовлением и проведением, с учащимися должна быть проведена беседа о видах ТБО, способах их утилизации и роли раздельного сбора мусора в решении проблемы загрязнения окружающей среды. В ходе этой беседы учащихся необходимо познакомить с примерами успешного разделения мусора в различных странах, показать необходимость формирования гражданской ответственности у всех членов общества. Для формирования экологической культуры учащихся эта беседа особенно важна, так как обычно факторами экологического загрязнения они считают промышленность, автотранспорт, сельское хозяйство и не ощущают собственной причастности к проблеме.
Дидактическая игра «Сортируем правильно», направлена на закрепление умения у учащихся правильно сортировать бытовые отходы. Разработанная игра позволяет усвоить большой объем материала в интересной, ненавязчивой форме. Данную игру можно проводить как на уроках в начальной школе, так и при проведении предметных квестов. Усложнив набор карточек, можно использовать ее на уроках экологии и биологии в старших классах.
Педагогический эффект от проведения экологических игр будет намного выше, если к их разработке и использованию привлекать родителей учащихся, поскольку отработка навыков, полученных в игре, происходит в реальной жизни, в семье, где живет ребенок. Экологическое воспитание – это общая задача сообщества родителей и педагогов. Совместная экологическая деятельность в процессе игры позволит достичь поставленных задач и сформировать у школьников осознанную гражданскую позицию в области экологии.
Литература:
1. Лифанова, Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: метод.рекомендации / Т.М. Лифанова. – М.: Гном и Д, 2001. с.32
2. Малыгина, А.С. Дидактические игры на уроках природоведения / А.С. Малыгина, Л.А. Лысова // Педагогика сотрудничества и проблемы воспитания молодежи: метод.разработки. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. пед. ин-та, 1989. с.65
3. Федорец, Г.Ф. Дидактическая игра в процессе изучения биологии / Г.Ф. Федорец // Биология в школе. 1984. № 3. С. 31-35.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.