Статья "Роль народного прикладного искусства в художественном воспитании младших школьников"
Оценка 4.8

Статья "Роль народного прикладного искусства в художественном воспитании младших школьников"

Оценка 4.8
doc
31.08.2024
Статья "Роль народного прикладного искусства в художественном воспитании младших школьников"
Роль народно - прикладного искусства в художественном воспитании младших школьников..doc

Роль народно - прикладного искусства в  художественном воспитании младших школьников.

Сгибнева А.В., учитель начальных классов «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Народное декоративно - прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей младшего школьного возраста. Созданное народом искусство не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

В народно - декоративном прикладном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. В своем развитии декоративно- прикладное искусство было тесно связано с народным бытом, традициями, обычаями, особенностями жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни, поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.

Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии). Отбираются доступные для восприятия детей определенного возраста предметы и игрушки. Узоры на них  должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида.

Задача педагога - показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие композиций.

В начальных школах одной из основных задач является ознакомление младшего школьника с народным прикладным искусством через различные виды деятельности.

Работа строится в трех направлениях.

1 направление.

Знакомство с определенным видом народно - прикладного искусства. На уроках по познанию речи и изобразительной деятельности детям даются сведения о ремесле или промысле, содержании, назначении предметов, о материалах, из которых они сделаны, характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете), связь формы предмета и узора с его назначением.

  В каждой возрастной группе существуют свои задачи:

 Первый класс:  развивать интерес к народной игрушке, национальной посуде. Учить узнавать знакомые образы (птица, конь, матрешка), видеть их яркость, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые элементы, цвет.

Второй и третий класс: учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их, давать представления о характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), различать два- три вида народных игрушек (дымковская, филимоновская, городецкая, гжельская) и т.д.

Четвёртый класс: учить различать и называть по некоторым признакам знакомые народные игрушки (дымковская игрушка, городецкая, хохломская роспись, филимоновская матрешка, богородская, предметы быта).

2 направление

Обучение декоративному рисованию на основе народно - прикладного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров в рисовании.

Младший школьный возраст:

1 класс:учить украшать изображения предметов, используя элементы: полоски, мазки, точки и тд.

2-3 класс: учить составлять узоры на основе некоторых видов народной игрушки (тверская, филимоновская, дымковская, казахский орнамент), выделяя характерные цвета определенного вида, их сочетание (цвет фона, элементов).

4 класс: учить составлять узоры на основе некоторых видов народного декоративно - прикладного искусства (народная игрушка, росписи - дымковская, городецкая, хохломская, жостовская, гжельская, как это делали народные мастера, выделять элементы узора, образы птиц, коней, передавать колорит росписи.

3 направление.

Формирование декоративного детского творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно - прикладного искусства вариативности элементов, сочетание цветов, композиций, умения мастера создавать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи. Формировать на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала.

Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию покажет, насколько осознанно дети понимают принципы и закономерности в декоративном искусстве.

Знакомство с тем или иным видом декоративно-прикладного искусства и его дальнейшее изучение трудно представить без организации выставки (одного вида, одного предмета, одного образа, двух - трех видов, а в конце года и всех видов для сравнения).

Задача педагога - научить школьников рассматривать предметы народного декоративно- прикладного искусства так, чтобы дети смогли выделить средства выразительности у любого нового вида. Поэтому при знакомстве с первым видом важно заложить основы умения рассматривать, а затем и сравнивать, находя сходство и различие разных видов народного искусства.

В процессе обучения учитель не только постепенно знакомит детей с конкретным видом, но и подводит к общим закономерностям декоративно- прикладного искусства, средствам выразительности и традициям. Самыми продуктивной формой работы является, безусловно, занятия по декоративному рисованию. На занятиях по декоративному рисованию после общего рассматривания, любования игрушкой выделяются один или несколько элементов, их цвет, расположение (кайма на кружке, клетчатая юбка), украшения (точки, черточки, мазки). Таким образом, учитель знакомит детей с закономерностями той или иной росписи, декоративного искусства в целом.

Необходимо помнить, что главная задача педагога заключается в приобщении детей к истокам народного искусства. Нужно помочь ребенку после усвоения некоторых знаний, навыков уметь составить тот или иной предмет и в конечном итоге, почувствовать радость творчества.

 В процессе обучения декоративному рисованию, для активизации детей, осмысленного усвоения задач могут использоваться разные методы и приемы. К ним относятся:

·        создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народных умельцев, игра в магазин, посещение «выставок народного искусства» и д.р.), что повышает интерес к занятиям;

·        связь рассматривания с последующими уроками по изобразительной деятельности, выделение тех задач, которые затем найдут отражение в рисунке;

·        сравнение двух элементов, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании нового мотива;

·        использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаге, последовательности его заполнения;

·        упражнения в начале занятия с детьми 7 лет при изображении новых и сложных элементов после рассматривания;

·        использование ИКТ для обучения расположению узора, поисков вариантов построения;

·        называние элемента узора или действия при его воспроизведении в процессе рисования («завиток вверх, теперь вниз»);

·        взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепки, рисования) в решении задач по декоративной деятельности;

·        использование художественного слова в создании образа в рисовании, аппликации, лепке;

·        сочетание музыки и изобразительной деятельности: создание верного образа, повышение эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения задания;

·        показ техники рисования и приемов кистевого письма народных мастеров (что помогает в процессе обучения выработке легких ритмичных движений, быстроты в создании узоров).

Таким образом, знакомство детей с народным искусством показывает особенности и традиции каждого вида, вариативность узора, некоторые приемы мастеров и, главное, формирует у дошкольников стремление к самостоятельному творчеству, желание создать свои предметы и композиции.

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, честность, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно- прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Например, при знакомстве младших школьников с видами  росписей, особое внимание педагог уделяет труду людей, их образу жизни и в то же самое время творческому началу.

 

Фрагмент занятия по ознакомлению дошкольников с казахским народным декоративным прикладным искусством (зооморфный орнамент):

 

Учитель рассказывает детям о том, как раньше люди жили и предлагает посмотреть иллюстрации, предметы быта, посуду:

- Люди придумали и сделали для себя удобное и теплое жилье, вы уже знакомы с ним, это изба. Сделали для себя удобную посуду. Затем человек оглянулся и увидел, что вокруг много животных, которые приносят пользу, помогают человеку. И тогда люди добавили в узоры еще и животный орнамент. Посмотрите внимательно, скажите на что они похожи и почему так называются?

- Если эти узоры использовать в оформлении, то получится очень красивая композиция, посмотрите.

Педагог показывает изображение избы, оформленной элементами животным орнамета  и посуду, оформленную по кайме эелементами росписи.

-Сегодня мы только познакомились с таким красивым орнаментом и я предлагаю его изобразить в полосе.

Детям раздаются полоски бумаги, они выбирают себе орнамент и учатся его изображать.

Итог урока: учитель оформляет выставку, проводится игра «Узнай и назови» (дети называют элементы, которые узнали и запомнили, педагог корректирует, помогает).

Обобщение проделанной работы: педагоги делятся опытом с молодыми педагогами на методических объединениях. В своих выступлениях педагоги делятся опытом работы, рассказывают о приемах и методах, используемых в практической деятельности, о результатах, которые были достигнуты в результате проведенной работы. Организуется выставка, на которой представляются не только изделия, выполненные дошкольниками, но также и материалы, которыми пользуются педагоги в своей работе, методические разработки авторских конспектов по использованию нетрадиционных форм работы по ИЗО-деятельности.

 

 


Роль народно - прикладного искусства в художественном воспитании младших школьников

Роль народно - прикладного искусства в художественном воспитании младших школьников

Знакомство с определенным видом народно - прикладного искусства

Знакомство с определенным видом народно - прикладного искусства

Формирование декоративного детского творчества

Формирование декоративного детского творчества

Таким образом, учитель знакомит детей с закономерностями той или иной росписи, декоративного искусства в целом

Таким образом, учитель знакомит детей с закономерностями той или иной росписи, декоративного искусства в целом

Таким образом, знакомство детей с народным искусством показывает особенности и традиции каждого вида, вариативность узора, некоторые приемы мастеров и, главное, формирует у дошкольников стремление к…

Таким образом, знакомство детей с народным искусством показывает особенности и традиции каждого вида, вариативность узора, некоторые приемы мастеров и, главное, формирует у дошкольников стремление к…

Учитель рассказывает детям о том, как раньше люди жили и предлагает посмотреть иллюстрации, предметы быта, посуду: -

Учитель рассказывает детям о том, как раньше люди жили и предлагает посмотреть иллюстрации, предметы быта, посуду: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2024