РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие обучающихся, формирование культуры и самостоятельности творчества. Данный аспект является главным в развитии личности студента при изучении математики, так как творчество влияет на воспитанность человека. Но наличие большого числа определений, формул и алгоритмов в математике часто просто «убивает» современного студента. Поэтому мне как педагогу приходится искать новые или преобразовывать «старые» приемы и методы обучения. МДК 01.04. «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» изучается в течение 2, 3 и 4 курса обучения.
Математика способствует не только развитию логического мышления студентов, но и благодаря профессиональной направленности снабжает их необходимой базой знаний для их дальнейшей работы (точность расчета, обработка результатов эксперимента, построение математических моделей различных процессов и их исследование), а также предоставляет широкие возможности для формирования профессиональных качеств личности будущего педагога. Поэтому я стараюсь активно включать учащихся в деятельность уже с первых наших занятий. В своей деятельности для формирования творческих способностей у моих студентов я использую такие приемы и методы обучения, как:
- урок - зачеты в форме игры;
- математические игры;
- математический кружок;
- проектную деятельность.
Остановлюсь более подробно на проектной деятельности. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включается в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Использование метода проектов в моей практике имеет целевую ориентацию на:
– активизацию познавательной деятельности учащихся;
– формирование у студентов учебной компетенции, соответствующей основным принципам концепции непрерывного самообразования;
– формирование у студентов специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера.
С ребятами мы стареемся соблюдать основные требования к проекту: 1)необходимость наличия социально значимой задачи (проблемы);
2) выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации; 3) каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
4) результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;
5) подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчику как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
За последние три учебных года мы вместе с обучающимися подготовили четыре проекта:
- Красота чисел в природе,
- О вреде курения математическим языком,
- Математические софизмы,
- О вреде алкоголя математическим языком.
Проект «Красота чисел в природе» направлен на повышение познавательного интереса студентов к учебной дисциплине «Математика». Поиски изучение литературы, различных интернет - ресурсов по данной тематике помогает студентам понять связь математики с окружающим миром, увидеть некоторые закономерности и свойства числовых систем в математике и увидеть их на конкретных примерах в жизни.
Проекты «О вреде курения математическим языком» и «О вреде алкоголя математическим языком» носят исследовательский характер и направлены на применение математического аппарата к проводимому исследованию в рамках проекта. Исследование включает в себя опрос студентов на предмет курения и употребления алкогольных напитков и обработка полученных данных. Работа над проектом позволяет студентам глубже и больше узнать о вреде курения и употребления алкоголе содержащих напитков в подростковом возрасте, их последствиях для человеческого организма. Продуктами данных проектов являются разработка сценария и создание мультфильма в программе Flash, информационные листы и презентации по темам.
Проект «Математические софизмы» позволил студентам «окунуться» в историю развития и становления математики, изучить вопрос о понятиях «софизм», «парадокс» и их видах. В ходе работы над литературой студенты изучили и разобрали большое количество примеров математических софизмов, часто встречающихся и не очень. Также студенты выделили основные ошибки, на которых и основываются софизмы в математике. Подбор конкретных примеров математических софизмов позволил студентам глубже усвоить такие темы как «Тригонометрические функции», «Степенные, показательные и логарифмические функции», «Дифференциальное исчисление», «Интегральное исчисление». Продуктом проекта стала презентация и ряд примеров, которые можно и нужно показывать учащимся при изучении выше указанных тем для лучшего их понимания и углубления знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.ГаруновМ.Г.Развитиетворческойсамостоятельности специалиста // Высшее образование в России. – 1998.–№4.–С.83-86.
2.Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург: ИздвоУр.Гос.проф.-пед.ун-та,2000.
3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.–М.:АРКТИ,2003.
4.Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В.Павлова.–Волгоград:Учитель,2007.–204с. 5.Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения.–М.,2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.