Ледяйкина Л.А.
«Роль работы школьного кабинета эрзянского языка в становлении гражданственности учащихся»
«…Уважение к минувшему – вот грань, отделяющая цивилизацию от дикости…»
(А.С.Пушкин).
Истоки краеведения уходят вглубь веков и берут свое начало от народного краеведения. Безвестные народные краеведы были знатоками родных мест. Являясь живыми хранителями и страстными поборниками местной истории, краеведы вносили свою посильную лепту в воспитание подрастающего поколения в духе любви к родному краю. Свои знания исторического, географического, этнокультурного и хозяйственного характера они передавали из поколения в поколение. Благодаря их подвижнической деятельности эти сведения о прошлом селений, городов, областей нашей Родины дошли до нашего времени и являются бесценным источником знаний для нас, живущих сегодня, и особенно, для подрастающего поколения. Всегда этот вид деятельности был особенно важен и ценен. Разные поколения людей в той или иной степени обращались к историческому наследию, которое является той связующей духовной нитью между прошлым, настоящим и будущим. За многие годы поисковой краеведческой работы накоплен богатый и разнообразный исторический материал. Появилась необходимость сохранить его, систематизировать, придать ему статус учебно– педагогического. Это и способствовало созданию мной школьного кабинета эрзянского языка. Школьный кабинет призван формировать у учащихся любовь к родному краю, учит бережно относиться к памятникам истории, культуры и природы. Поисковая работа началась с организации в 2012 году кабинета родного языка. С самого начала своей работы в школе №8 активно стала организовывать учащихся на создание краеведческого уголка. Организацией кабинета занимались школьники, учителя, родители. Все эти годы не прекращался сбор экспонатов, составление таблиц и схем. Наш школьный кабинет имеет свои особенности и задачи. Во-первых, главная его особенность - учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителя и учащихся, кабинет всей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе. В нем все предназначено для учащихся и в основном собрано или сделано их руками под руководством учителя. Экспонаты в музее – это уже готовые учебно-наглядные пособия для уроков. Поэтому экспозиция строится так, чтобы удобнее было проводить учебные занятия. Во-вторых, сама организация работы в кабинете является одной из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а он сам становится поисково-творческой лабораторией, ведущей учителей и детей по пути приобщения их к исследовательской деятельности. Не зря девизом нашего краеведческого кабинета стали следующие слова: «Искать! Изучать! Хранить!». В-третьих, школьный кабинет – это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научной обработки собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по краеведению и другим учебным предметам. В-четвертых, в школьном кабинете хранятся подлинные памятники старины и это придает ему большую значимость, приближая его государственным или народным музеям. В становлении гражданственности огромное значение имеет знание и изучение эрзянского языка. В родном городе Саранске живут трудолюбивые, талантливые люди, знающие и искренне любящие свой родной язык. Любовь к родному языку прививается с самого раннего возраста. С 2013года мной в школе проводится кружок «Родники народной мудрости», цель которого воспитать любовь к родному языку, национальной культуре. На этих занятиях дети знакомятся с устно-поэтическим и музыкальным фольклором, произведениями поэтов, писателей и художников республики, народными играми и забавами, изделиями декоративно- прикладного искусства. В кабинете имеется свой мини- музей, где хранится бытовая утварь, эрзянские национальные костюмы, вышивка. Все это создает тот естественный национально-культурный фон, который формирует у детей интерес к изучению родного языка в дальнейшем. В нашей средней общеобразовательной школе №8 достаточно реализуются воспитательные возможности предмета «Эрзянский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающегося; сознательного и бережного отношения к своему родному языку как национально-культурной ценности. Не случайно наша школа была выбрана площадкой для проведения республиканских и городских семинаров по эрзянскому языку. Гостям были показаны уроки с использованием национально-регионального компонета на разных этапах того или иного урока. С огромным интересом они знакомились с экспонатами краеведческого уголка в кабинете, с затаенным дыханием слушали песни в исполнении обучающихся. Создавая кабинет, нельзя ограничиваться простым собиранием экспонатов. Ведь любой музей или школьное краеведческое объединение должно иметь свою судьбу, свое лицо. А это значит, что нам необходимо стремиться к тому, чтобы в основе работы нашего кабинета была глубокая, разнообразная поисково-исследовательская деятельность учащихся по изучению родного города, края, родной школы. В настоящее время учащиеся школы совместно со мной проводят исследовательские работы по следующим темам: «Кто мы? Откуда мы родом?», «Жизнь и деятельность наших предков», «Фольклор мордвы», «Топонимика родного края». В своей поисковой краеведческой работе мы также должны учитывать, что одни и те же формы работы школьного кабинета не могут постоянно волновать и удовлетворять наш познавательный интерес. Поэтому один интерес следует вовремя заменять другим, более глубоким. Надо также иметь в виду, что никакой кабинет не сможет исчерпать все явления окружающей действительности, которые постоянно развиваются и изменяются. Эти изменения являются неиссякаемым источником нового материала для отражения его в экспозициях кабинета. Поэтому всегда мы находим неисследованные вопросы, по которым можем внести свой вклад в сокровищницу краеведческого уголка. И наша работа дает свои положительные результаты. Собираемый и приводимый в порядок материал широко и систематически используется как на уроках, так и во внеклассной работе. Кабинет становится достоянием новых поколений и это дает стимул для дальнейшей краеведческой работы. Поэтому считаем, что наше подрастающее поколение назвать «потерянным» нельзя. Оно искренне тянется к изучению исторического прошлого своего края, своей Родины., учится ценить и беречь его культуру. Велика и значима роль краеведческого школьного кабинета в воспитании будущего гражданина. Из сочинения выпускника школы: «…Собранные в нашем любимом кабинете эрзянского языка экспонаты – это наша гордость и память. Каждая встреча в стенах родного кабинета, каждое прикосновение к истории – это связь времен, сохранение нужных нам старых и утверждение новых традиций. Это наш ориентир на завтрашний день. Мы очень гордимся нашим школьным кабинетом эрзянского языка и надеемся, что и наши дети будут чтить память тех, кто приложил свой ум, руки и сердце к созданию этого замечательного школьного кабинета эрзянского языка»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.