Статья "«Роль работы школьного кабинета эрзянского языка в становлении гражданственности обучающихся»
Оценка 4.7

Статья "«Роль работы школьного кабинета эрзянского языка в становлении гражданственности обучающихся»

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
01.07.2024
Статья "«Роль работы школьного кабинета эрзянского языка в становлении гражданственности обучающихся»
статья
статья3.docx

                                                                                                           Ледяйкина Л.А.

«Роль работы школьного кабинета эрзянского языка в становлении гражданственности учащихся»

                                      «…Уважение к минувшему – вот грань, отделяющая                                                  цивилизацию от дикости…»

 (А.С.Пушкин).

      Истоки краеведения уходят вглубь веков и берут свое начало от народного краеведения. Безвестные народные краеведы были знатоками родных мест. Являясь живыми хранителями и страстными поборниками местной истории, краеведы вносили свою посильную лепту в воспитание подрастающего поколения в духе любви к родному краю.                                                                                    Свои знания исторического, географического, этнокультурного и хозяйственного характера они передавали из поколения в поколение. Благодаря их подвижнической деятельности эти сведения о прошлом селений, городов, областей нашей Родины дошли до нашего времени и являются бесценным источником знаний для нас, живущих сегодня, и особенно, для подрастающего поколения. Всегда этот вид деятельности был особенно важен и ценен. Разные поколения людей в той или иной степени обращались к историческому наследию, которое является той связующей духовной нитью между прошлым, настоящим и будущим.                                       За многие годы поисковой краеведческой работы накоплен богатый и разнообразный исторический материал. Появилась необходимость сохранить его, систематизировать, придать ему статус учебно– педагогического. Это и  способствовало созданию мной школьного кабинета эрзянского языка. Школьный кабинет призван формировать у учащихся любовь к родному краю, учит бережно относиться к памятникам истории, культуры и природы.                                                                                             Поисковая  работа  началась  с  организации  в  2012 году кабинета родного языка. С самого начала своей работы в школе №8 активно  стала  организовывать  учащихся  на  создание  краеведческого  уголка.                                                                                                         Организацией  кабинета занимались  школьники, учителя, родители. Все  эти  годы  не  прекращался  сбор  экспонатов, составление  таблиц  и  схем.                    Наш школьный кабинет имеет свои особенности и задачи.                                      Во-первых, главная его особенность - учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителя и учащихся, кабинет всей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе. В нем все предназначено для учащихся и в основном собрано или сделано их руками под руководством учителя. Экспонаты в музее – это уже готовые учебно-наглядные пособия для уроков. Поэтому экспозиция строится так, чтобы удобнее было проводить учебные занятия. Во-вторых, сама организация работы в кабинете является одной из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а он сам становится поисково-творческой лабораторией, ведущей учителей и детей по пути приобщения их к исследовательской деятельности. Не зря девизом нашего краеведческого кабинета стали следующие слова: «Искать! Изучать! Хранить!». В-третьих, школьный кабинет – это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научной обработки собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по краеведению и другим учебным предметам.                                                                                                  В-четвертых, в школьном кабинете хранятся подлинные памятники старины и это придает ему большую значимость, приближая его государственным или народным музеям.                                                                                                       В становлении  гражданственности огромное значение имеет знание и изучение  эрзянского языка. В родном городе Саранске живут трудолюбивые, талантливые люди, знающие и искренне любящие свой родной язык. Любовь к родному языку  прививается с самого раннего возраста. С 2013года мной в школе проводится кружок «Родники народной мудрости», цель которого воспитать любовь к родному языку, национальной культуре. На этих занятиях дети знакомятся с устно-поэтическим и музыкальным фольклором, произведениями поэтов, писателей и художников республики, народными играми и забавами, изделиями декоративно- прикладного искусства. В кабинете имеется свой мини- музей, где хранится бытовая утварь, эрзянские национальные костюмы, вышивка. Все это создает тот естественный национально-культурный фон, который формирует у детей интерес к  изучению родного языка в дальнейшем.                                          В нашей  средней общеобразовательной  школе №8 достаточно реализуются воспитательные возможности предмета «Эрзянский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающегося; сознательного и бережного отношения к своему родному языку как национально-культурной ценности.   Не случайно наша школа была выбрана площадкой для проведения республиканских  и городских семинаров по эрзянскому языку. Гостям были показаны уроки с использованием  национально-регионального компонета на разных этапах того или иного урока. С огромным интересом они знакомились с экспонатами краеведческого уголка в кабинете, с затаенным дыханием слушали песни в исполнении обучающихся.                                                                                                            Создавая кабинет, нельзя ограничиваться простым собиранием экспонатов. Ведь любой музей или школьное краеведческое объединение должно иметь свою судьбу, свое лицо. А это значит, что нам необходимо стремиться к тому, чтобы в основе работы нашего кабинета была глубокая, разнообразная поисково-исследовательская деятельность учащихся по изучению родного города, края, родной школы.                                                                                                В настоящее время учащиеся  школы совместно со мной проводят исследовательские работы по следующим темам: «Кто мы? Откуда мы родом?», «Жизнь и деятельность наших предков», «Фольклор мордвы», «Топонимика родного края».                                                              В своей поисковой краеведческой работе мы также должны учитывать, что одни и те же формы работы школьного кабинета не могут постоянно волновать и удовлетворять наш познавательный интерес. Поэтому один интерес следует вовремя заменять другим,  более глубоким.                                                       Надо также иметь в виду, что никакой кабинет не сможет исчерпать все явления окружающей действительности, которые постоянно развиваются и изменяются. Эти  изменения являются неиссякаемым источником нового материала для отражения его в экспозициях кабинета. Поэтому всегда мы находим неисследованные вопросы, по  которым можем внести свой вклад в сокровищницу краеведческого уголка.                                                                                                И наша  работа дает свои положительные результаты.                                                                                                Собираемый и приводимый в порядок материал широко и систематически используется как на уроках, так и во внеклассной работе. Кабинет становится достоянием новых поколений и это дает стимул для дальнейшей краеведческой работы. Поэтому  считаем, что наше подрастающее поколение назвать «потерянным»  нельзя. Оно искренне тянется к изучению исторического прошлого своего края, своей Родины., учится ценить и беречь его культуру.                                                                                                         Велика и значима роль краеведческого школьного кабинета в воспитании будущего гражданина. Из сочинения выпускника школы: «…Собранные в нашем любимом кабинете эрзянского языка экспонаты – это наша гордость и память. Каждая встреча в стенах родного кабинета, каждое прикосновение к истории – это связь времен, сохранение нужных нам старых и утверждение новых традиций. Это наш ориентир на завтрашний день. Мы очень гордимся нашим школьным кабинетом эрзянского языка и надеемся, что и наши дети будут чтить память тех, кто приложил свой ум, руки и сердце к созданию этого замечательного школьного кабинета эрзянского языка»


Ледяйкина Л.А. «Роль работы школьного кабинета эрзянского языка в становлении гражданственности учащихся» «…Уважение к минувшему – вот грань, отделяющая цивилизацию от дикости…» (А

Ледяйкина Л.А. «Роль работы школьного кабинета эрзянского языка в становлении гражданственности учащихся» «…Уважение к минувшему – вот грань, отделяющая цивилизацию от дикости…» (А

Экспонаты в музее – это уже готовые учебно-наглядные пособия для уроков

Экспонаты в музее – это уже готовые учебно-наглядные пособия для уроков

Создавая кабинет, нельзя ограничиваться простым собиранием экспонатов

Создавая кабинет, нельзя ограничиваться простым собиранием экспонатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2024