Статья "Роль учителя-словесника в решении проблем современного русского языка"
Оценка 4.9

Статья "Роль учителя-словесника в решении проблем современного русского языка"

Оценка 4.9
docx
02.06.2023
Статья "Роль учителя-словесника в решении проблем современного русского языка"
Роль учителя-словесника.docx

 

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Мусаэлян Ирина Нобеловна

учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного

 общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №6,

г.Георгиевск

Язык – это великая заповедь, бесценное сокровище, которое подчас люди бездумно расточают. Все ли мы помним о нашей ответственности перед будущими поколениями за сохранность такого духовного богатства, как язык?

В книге  доктора филологических наук В.Ю.Троицкого «Словесность в школе» я прочитала: «Мы обязаны знать, одухотворённый русский язык – душа России, её святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное состояние, без которого человек (и народ!) теряет своё лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша – в словах, нами произносимых». Кто может и должен напомнить современному молодому человеку о духовной сущности как слова, так и великого родного языка в целом? Конечно, учитель словесности.

Для меня, родившейся в другой культуре, крещённой в православной церкви, человека, для которого Россия стала второй Родиной, русский язык всегда был родным. Но связав свою жизнь с преподаванием родного слова, я поняла всю меру ответственности, лежащей на мне. Одна из главных моих задач – дать понять ученику, что язык  – это не просто лингвистическая система, а живая жизнь, мудрый механизм и организм. И ни у одного народа в мире нет больше такой великой литературы, каковой является русская словесность.

С разрушением Советского союза не разрушился русский языковой союз народов. Мы, живущие на Кавказе, это можем сказать с уверенностью. Русский язык стал связующим звеном, посредником в крае разноязыких народов. В этом его культурная миссия. Теме русского языка как объединяющего начала посвящены уроки и внеклассные мероприятия, традиционно проводимые мной: «Мы – дети Кавказа», «Все мы разные, но судьба у нас одна», «На чистом русском», литературная гостиная «На русском, о русском, по-русски», урок - представление «Русский язык в моей семье», урок-путешествие «По странам и континентам с русским языком», урок-портрет «Поборник русского языка» и другие.

Одно из ключевых явлений отечественной истории и истории русской культуры – неустанная бдительность, тревога и внимание национальных гениев к судьбе русского языка. Не случайно главные, судьбоносные литературные откровения относительно родного языка рождались именно «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах» нашей Родины, как у Тургенева. Во дни надвигающейся революционной смуты, как у Бунина: «Умейте же сберечь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный – речь». В Великую Отечественную, как у Ахматовой: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём. Навеки».

Вот и сегодня, в очередной раз, нельзя не впасть в отчаяние при виде всего того, что совершается с русским языком. И это, в первую очередь, сквернословие, которое проникло во все уголки России: сквернословят все – и стар и млад. Сегодня мат укоренился в кино, на телевидении и даже в современной литературе! «Невинная» привычка употреблять матерные словечки привела к тому, что многие всерьёз считают мат частью национального языка! Что же делать нам, учителям русского языка и литературы, как заставить школьников отказаться от мата? Никто не сомневается, что нравоучительные беседы по этому поводу результата не дадут. Может быть, открыть «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и прочитать всем классом: «Скверна мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное» и дать творческое задание: сочинить и выпустить листовки «Я объявляю мату войну!», распространив их в каждом классе и в микрорайоне школы? А однажды на урок в шестом классе я пригласила отца одного из учеников, православного священника, поразившего ребят фразой, что ругань ещё именуется инфернальной лексикой, а ведь инферна по – латыни означает ад! За матерную ругань когда-то пороли, сажали в тюрьму, даже отлучали от церкви. А школьный врач, также приглашённый на этот урок, рассказал шестиклассникам об интересных фактах: оказывается, учёные – медики утверждают, что добрые слова оздоравливают гены, а матерщина вызывает мутации!

Отдельного разговора заслуживает агрессивное вторжение в речь наших учеников компьютерной лексики. Иностранный сленг перекочевал в повседневную речь подростков и молодёжи, потеснив слова родного языка. Легионы иноязычных заимствований рекламой и средствами массовой информации (или массовой деградации?) методично вбиваются в подсознание молодых людей. Извечная проблема отцов и детей приобрела теперь новый ракурс: кроме идейных и нравственных  критериев, добавилось непонимание речи детей родителями. Что же делать? Можно, конечно, устроить урок-рассуждение на тему засорения русского языка по публицистическим текстам Т.Толстой, С.Казначеева, А лучше подготовить урок-спектакль, например, по рассказу М.М.Зощенко «Обезьяний язык». И всем в классе становится понятно,

над чем смеётся и что обличает писатель, что «люди, использующие бездумно заимствованные слова, смешны и нелепы». Как говорится, смех дело серьёзное.

Проектно-исследовательская деятельность по проблемам современного русского языка ведётся учащимися с удовольствием. «Истоки русского мата», «Реклама и русский язык», «Интернет и «олбанский йезыг» и другие темы становятся предметом обсуждения не только среди школьников. Будучи классным руководителем, я провела однажды родительское собрание по теме «Язык моей семьи», где познакомила родителей с работами их детей, анкетированием по проблеме сквернословия, побеседовала о том, какое место интернет занимает в жизни семьи и… ужаснулась мнению (слава Богу, не большинства) родителей, считающих, что бороться за чистоту русского языка бессмысленно, так как это «реалии дня»! Тогда я познакомила мам и пап моих учеников с  достоверным историческим фактом, который описывается в книге «Тайная История нового французского двора». Чтобы искоренить Англию, французские министры всерьёз обсуждали идею обучить молодых англичан французскому языку, чтобы вся документация велась на чуждом англичанам языке, и тогда с извечным врагом Франции Англией будет покончено. Комментарии, как говорится, здесь излишни.

Основной миссией современного образования является формирование гражданской идентичности, осознание того, что изучать русский язык необходимо как государственный язык Российской Федерации. И это немаловажно в поликультурной среде Ставропольского края, где проживают в силу сложившихся исторических и социальных событий люди разных национальностей. Тем важнее роль учителя-словесника, который должен показать молодому поколению объединяющую структурообразующую роль русского языка в процессе формирования гражданского самосознания в многонациональном государстве.

 


 

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА В РЕШЕНИИ

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА В РЕШЕНИИ

С разрушением Советского союза не разрушился русский языковой союз народов

С разрушением Советского союза не разрушился русский языковой союз народов

В.И.Даля и прочитать всем классом: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление,…

В.И.Даля и прочитать всем классом: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление,…

Реклама и русский язык», «Интернет и «олбанский йезыг» и другие темы становятся предметом обсуждения не только среди школьников

Реклама и русский язык», «Интернет и «олбанский йезыг» и другие темы становятся предметом обсуждения не только среди школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2023