РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Мусаэлян Ирина Нобеловна
учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №6,
г.Георгиевск
Язык – это великая заповедь, бесценное сокровище, которое подчас люди бездумно расточают. Все ли мы помним о нашей ответственности перед будущими поколениями за сохранность такого духовного богатства, как язык?
В книге доктора филологических наук В.Ю.Троицкого «Словесность в школе» я прочитала: «Мы обязаны знать, одухотворённый русский язык – душа России, её святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное состояние, без которого человек (и народ!) теряет своё лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша – в словах, нами произносимых». Кто может и должен напомнить современному молодому человеку о духовной сущности как слова, так и великого родного языка в целом? Конечно, учитель словесности.
Для меня, родившейся в другой культуре, крещённой в православной церкви, человека, для которого Россия стала второй Родиной, русский язык всегда был родным. Но связав свою жизнь с преподаванием родного слова, я поняла всю меру ответственности, лежащей на мне. Одна из главных моих задач – дать понять ученику, что язык – это не просто лингвистическая система, а живая жизнь, мудрый механизм и организм. И ни у одного народа в мире нет больше такой великой литературы, каковой является русская словесность.
С разрушением Советского союза не разрушился русский языковой союз народов. Мы, живущие на Кавказе, это можем сказать с уверенностью. Русский язык стал связующим звеном, посредником в крае разноязыких народов. В этом его культурная миссия. Теме русского языка как объединяющего начала посвящены уроки и внеклассные мероприятия, традиционно проводимые мной: «Мы – дети Кавказа», «Все мы разные, но судьба у нас одна», «На чистом русском», литературная гостиная «На русском, о русском, по-русски», урок - представление «Русский язык в моей семье», урок-путешествие «По странам и континентам с русским языком», урок-портрет «Поборник русского языка» и другие.
Одно из ключевых явлений отечественной истории и истории русской культуры – неустанная бдительность, тревога и внимание национальных гениев к судьбе русского языка. Не случайно главные, судьбоносные литературные откровения относительно родного языка рождались именно «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах» нашей Родины, как у Тургенева. Во дни надвигающейся революционной смуты, как у Бунина: «Умейте же сберечь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный – речь». В Великую Отечественную, как у Ахматовой: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём. Навеки».
Вот и сегодня, в очередной раз, нельзя не впасть в отчаяние при виде всего того, что совершается с русским языком. И это, в первую очередь, сквернословие, которое проникло во все уголки России: сквернословят все – и стар и млад. Сегодня мат укоренился в кино, на телевидении и даже в современной литературе! «Невинная» привычка употреблять матерные словечки привела к тому, что многие всерьёз считают мат частью национального языка! Что же делать нам, учителям русского языка и литературы, как заставить школьников отказаться от мата? Никто не сомневается, что нравоучительные беседы по этому поводу результата не дадут. Может быть, открыть «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и прочитать всем классом: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное» и дать творческое задание: сочинить и выпустить листовки «Я объявляю мату войну!», распространив их в каждом классе и в микрорайоне школы? А однажды на урок в шестом классе я пригласила отца одного из учеников, православного священника, поразившего ребят фразой, что ругань ещё именуется инфернальной лексикой, а ведь инферна по – латыни означает ад! За матерную ругань когда-то пороли, сажали в тюрьму, даже отлучали от церкви. А школьный врач, также приглашённый на этот урок, рассказал шестиклассникам об интересных фактах: оказывается, учёные – медики утверждают, что добрые слова оздоравливают гены, а матерщина вызывает мутации!
Отдельного разговора заслуживает агрессивное вторжение в речь наших учеников компьютерной лексики. Иностранный сленг перекочевал в повседневную речь подростков и молодёжи, потеснив слова родного языка. Легионы иноязычных заимствований рекламой и средствами массовой информации (или массовой деградации?) методично вбиваются в подсознание молодых людей. Извечная проблема отцов и детей приобрела теперь новый ракурс: кроме идейных и нравственных критериев, добавилось непонимание речи детей родителями. Что же делать? Можно, конечно, устроить урок-рассуждение на тему засорения русского языка по публицистическим текстам Т.Толстой, С.Казначеева, А лучше подготовить урок-спектакль, например, по рассказу М.М.Зощенко «Обезьяний язык». И всем в классе становится понятно,
над чем смеётся и что обличает писатель, что «люди, использующие бездумно заимствованные слова, смешны и нелепы». Как говорится, смех – дело серьёзное.
Проектно-исследовательская деятельность по проблемам современного русского языка ведётся учащимися с удовольствием. «Истоки русского мата», «Реклама и русский язык», «Интернет и «олбанский йезыг» и другие темы становятся предметом обсуждения не только среди школьников. Будучи классным руководителем, я провела однажды родительское собрание по теме «Язык моей семьи», где познакомила родителей с работами их детей, анкетированием по проблеме сквернословия, побеседовала о том, какое место интернет занимает в жизни семьи и… ужаснулась мнению (слава Богу, не большинства) родителей, считающих, что бороться за чистоту русского языка бессмысленно, так как это «реалии дня»! Тогда я познакомила мам и пап моих учеников с достоверным историческим фактом, который описывается в книге «Тайная История нового французского двора». Чтобы искоренить Англию, французские министры всерьёз обсуждали идею обучить молодых англичан французскому языку, чтобы вся документация велась на чуждом англичанам языке, и тогда с извечным врагом Франции – Англией будет покончено. Комментарии, как говорится, здесь излишни.
Основной миссией современного образования является формирование гражданской идентичности, осознание того, что изучать русский язык необходимо как государственный язык Российской Федерации. И это немаловажно в поликультурной среде Ставропольского края, где проживают в силу сложившихся исторических и социальных событий люди разных национальностей. Тем важнее роль учителя-словесника, который должен показать молодому поколению объединяющую структурообразующую роль русского языка в процессе формирования гражданского самосознания в многонациональном государстве.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.