Статья "Самообразование как одна из форм повышения профессионализма современного педагога в ОДО".

  • Документация
  • docx
  • 23.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Самообразование как одна из форм повышения профессионализма современного педагога в ОДО..docx

Самообразование как одна из форм повышения профессионализма современного педагога  в ОДО.

                                                                                          Чентолой Л.Н.

             воспитатель МОУ «Бендерский Центр развития ребенка Гармония»                                             Приднестровская  Молдавская Республика, г.Бендеры.                 

Работа по самообразованию — одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, самореализации в профессии.

Самообразование педагога можно представить в виде целенаправленной осознанной систематической, заранее планируемой исследовательской деятельности, направленной на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволят педагогу обеспечить высокий уровень качества всего учебно-воспитательного процесса.  Это процесс овладения системой профессиональных ценностей и современных технологий.

Проблема самообразования педагогов  стала  актуальной в условиях информационного общества. На данный момент меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновленным содержанием, вариативностью форм проведения НОД, режимных моментов, введения требований по реализации ГОС ДО.

Основные направления самообразованием: профессиональное (содержание ВОП); психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья.

Совершенствование качества  воспитательно-образовательного процесса  в ОДО напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

В процессе самообразования,  согласно современным требованиям, мы выполняем следующие виды работ: изучаем методическую  и педагогическую литературу, информацию в Интернете по интересующему  вопросу, педагогические и информационно-компьютерные технологии;  просматриваем определенные телепередачи; внедряем новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения  в ходе проведение открытых просмотров НОД для анализа со стороны коллег; организуем   формы  дополнительного образования по изучаемому вопросу;  посещаем дискуссии,  совещания, семинары, тренинги, конференции, НОД коллег и участвуем в обмене опытом; периодически проводим самоанализ своей  профессиональной деятельности; систематически проходим курсы  повышения квалификации; совершенствуем свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; систематически интересуемся событиями современной экономической, политической и культурной жизни; повышаем уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Сегодня используются разнообразные формы организации самообразования..педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования.или..второй..специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
в рамках курсовой подготовки в  ГОУ ДПО «ИРОиПК» с использованием дистанционных технологий (Интернет-сайты давно зарекомендовали себя только с положительной стороны качеством преподавания, уровнем организации);

3) групповая самообразовательная работа: работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, консультаций, посещение и анализ НОД  коллег), проведение  педагогических советов, обучающих семинаров, практикумов, педагогических чтений,  мастер-классов, педагогических тренингов и декад педмастерства, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;  нетрадиционные формы: круглые столы; деловые игры; дискуссионные клубы; встречи за круглым столом; мозговой штурм; анализ – беседы;

4) индивидуальная самообразовательная работа: индивидуальные консультации, исследовательская деятельность; инновационная деятельность, освоения новых педагогических технологий; изучение педагогического  передового опыта: изучение и анализ педагогических материалов (конспектов, планов, педагогических дневников и журналов, образцов дидактических материалов, экземпляров детского творчества, образцов информационных материалов для родителей и др.), создание «Методической папки воспитателя» и формирование портфолио; участите в разнообразных конкурсах,  сетевых сообществах( которые дают возможность не только пользоваться методическим наработками других педагогов, но и создать свой блог).

          На основании выбранной темы мы  разрабатываем личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Тематикой самообразования может является: одна из годовых задач ОДО;  проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

План по СО  2025-2026 учебный год.

Цель: повышение уровня  профессиональной компетентности.

Тема1: Личностно-ориентированные подходы в воспитании дошкольников.   Сроки:09-12.2025г.                                                    

задачи

вопросы

литература

Практический выход

1. Изучить  методическую литературу по теме;

2. Проанализи-ровать  содер-жание и методические  рекомендации по теме;

3.Организовать работу по данному направлению;

4. Использо-вать инновационные технологии в воспитательно- образовательном процессе;

5.Работа с родителями по заданной теме.

1.Основные понятия ЛОП;

2.Принципы ЛОП;

3.Методы ЛОП;

4. Инновационные технологии.

 

1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса»;

2.Снайдер М. Снайдер Р. «Ребенок как личность»;

3.Назарова Т. С. «Педагогические технологии: новый этап эволюции?»;

 

4.Интернет ресурсы.

1.Использование инновационных технологий  в НОД;

2. родительское собрание;

3.Презентация «Технология портфолио»;

3.Аргументация проделанной работы на ПС (упражнение метод «ПРЕСС»;

4.Практикум для ГИРО;

5.Курсы ПК;

6.Курсовая  работа;

7.Презентация курсовой работы;

8.Сообщение к ПС «Личностно-ориентированное воспитание дошкольника через использование инновационных технологий»;

9.Показ открытого просмотра НОД «Снеговик и его друзья».

 

Тема2: Рабочая программа на основе ООП ОДО ПМР.                                                 Цель: повышение уровня  профессиональной компетентности.

 Сроки:01-05.2026.                                                                                     

задачи

вопросы

литература

Практический выход

1. Изучить  научно-методическую литературу по теме;

2. Проанализировать  содержание разделов ООП;

3.Организовать работу по разработке рабочей программы и методическое обеспечение к ней.

1.пояснительная записка;

2.Цели и задачи;

3.Принципы и подходы;

4.Содержание.

1.Интернет ресурсы - ООП.

 

 

1.Рабочая программа;

 

2.Методическое обеспечение к рабочей программе.

                      

          В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.  Параметры успешной реализации плана по самообразованию  педагога - это: овладение педагогом способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;   обладание развитой способностью к рефлексии - осмысление собственных действий,  внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).

Алгоритм осуществления процесса самообразования можно представить в  ниже изложенном варианте:

Первый этап – организационно-подготовительный.

Цель: изучение ситуации по выбранной проблеме, определение темы по самообразованию.

Формы представления результата работы: определение темы по самообразованию.

Второй этап – планово-прогностический.

Цель: определение этапов, форм и методов исследования выбранной темы.

Формы представления результата работы: план-программа самообразования.

Третий этап – аналитико-теоретический.

Цель: изучение теоретических основ и практического опыта по теме.

Формы представления результата работы: конспекты, сценарии, разработки, буклеты, памятки и др.

        Четвертый этап – практико-ориентированный.

Цель: внедрение в практику подготовленного материала.

Форма представления результата работы: проведение мероприятий по теме самообразования, направленных на всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).

Пятый этап – результативно-аналитический.

Цель: проведение диагностики с целью отслеживания результата работы, самоанализ педагогической деятельности.

Формы представления результата работы: папка-представление передового опыта, презентация и др.

Рефлексия – самоанализ проводится по результатам каждого этапа.
Современному педагогу необходимо обладать способностью приобретать и использовать профессиональные знания, а также передовой опыт в практической деятельности. Перепроектирование собственной педагогической деятельности не может осуществляться без планирования работы по самообразованию, в процессе которой реализуется потребность к собственному развитию и саморазвитию.

Результатом работы по самообразованию и самораз­витию являются позитивные изменения в личности и ус­пешное продвижение в учебно-научной деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества воспитательно-образовательного процесса;  в разработка конспектов, программ, сценариев,  дидактического материала, наглядности, пособий,  дидактических материалов, развивающих игр,  новых форм, методов и приемов обучения; в разработке  и проведении открытых просмотров НОД по собственным технологиям; в проведение семинаров, консультаций, мастер-классов, докладов, выступлений; в обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме); в повышении престижа образовательного учреждения  и др. Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

         Советы педагогам, занимающимся самообразованием: при изучении какой-либо  вопроса, нужно исследовать несколько источников, а не один  ( такой метод учит вырабатывать своё мнение); научиться работать с библиотечными каталогами, а также правильно формировать поисковый запрос при работе с интернетом (это сохранит время и поможет точно находить нужный литературный источник); научиться работать с информацией: собирать, накапливать, сохранять факты, аргументы, результаты (это пригодится при подготовке к участию в семинаре или педсовете); быть открытым  к инновациям в образовании; создавать компьютерные презентации и видеоролики, представляя свои наработки; делитесь опытом с коллегами.

Методические рекомендации по самообразованию:

1. Изучать специализирован­ную профессиональную литера­туру предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т.е. выписывая, принципы дан­ной программы, методики.

2. Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, вы­явить сходство и различие си­стем.

3. Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.

4.  Изученное следует внести в перспективный план на весь дошкольный период (от 3 до 7 лет).

5.  При использовании нова­ций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекоменда­циям автора, продумать, отве­чают ли условия детского сада данным требованиям, а также уровню развития и потребно­стям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики. 

Итак, самообразование – это длительный и  сложный процесс повышения  своего  педагогического мастерства, сознательная,  целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

Таким образом, самообразование педагога – это специфическая деятельность, которая должна осуществляться непрерывно и стать неотъемлемой частью его жизни.

      Библиографический список:

1. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию: журнал “Дошкольное воспитание” № 8 – 2004, с. 36

2. Самообразование и саморазвитие личности педагога: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост.: О. Л. Шабалина, В. А. Светлова. — Йошкар-Ола, 2014.-с.104  

 3. Юдакова, С. В. Профессионально- педагогическое самообразование: учеб. пособие / С. В. Юдакова. — Владимир: ВГПУ, 2010.- с.131

4.  Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – 2-е изд. – М., 2009. – С.73


 

Скачано с www.znanio.ru