Самообразование как одна из форм повышения профессионализма современного педагога в ОДО.
Чентолой Л.Н.
воспитатель МОУ «Бендерский Центр развития ребенка Гармония» Приднестровская Молдавская Республика, г.Бендеры.
Работа по самообразованию — одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, самореализации в профессии.
Самообразование педагога можно представить в виде целенаправленной осознанной систематической, заранее планируемой исследовательской деятельности, направленной на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволят педагогу обеспечить высокий уровень качества всего учебно-воспитательного процесса. Это процесс овладения системой профессиональных ценностей и современных технологий.
Проблема самообразования педагогов стала актуальной в условиях информационного общества. На данный момент меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновленным содержанием, вариативностью форм проведения НОД, режимных моментов, введения требований по реализации ГОС ДО.
Основные направления самообразованием: профессиональное (содержание ВОП); психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья.
Совершенствование качества воспитательно-образовательного процесса в ОДО напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
В процессе самообразования, согласно современным требованиям, мы выполняем следующие виды работ: изучаем методическую и педагогическую литературу, информацию в Интернете по интересующему вопросу, педагогические и информационно-компьютерные технологии; просматриваем определенные телепередачи; внедряем новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения в ходе проведение открытых просмотров НОД для анализа со стороны коллег; организуем формы дополнительного образования по изучаемому вопросу; посещаем дискуссии, совещания, семинары, тренинги, конференции, НОД коллег и участвуем в обмене опытом; периодически проводим самоанализ своей профессиональной деятельности; систематически проходим курсы повышения квалификации; совершенствуем свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; систематически интересуемся событиями современной экономической, политической и культурной жизни; повышаем уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Сегодня используются разнообразные формы организации самообразования..педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования.или..второй..специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в
межкурсовой период):
в рамках курсовой подготовки в ГОУ ДПО «ИРОиПК» с использованием дистанционных
технологий (Интернет-сайты давно зарекомендовали себя только с
положительной стороны качеством преподавания, уровнем организации);
3) групповая самообразовательная работа: работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, консультаций, посещение и анализ НОД коллег), проведение педагогических советов, обучающих семинаров, практикумов, педагогических чтений, мастер-классов, педагогических тренингов и декад педмастерства, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях; нетрадиционные формы: круглые столы; деловые игры; дискуссионные клубы; встречи за круглым столом; мозговой штурм; анализ – беседы;
4) индивидуальная самообразовательная работа: индивидуальные консультации, исследовательская деятельность; инновационная деятельность, освоения новых педагогических технологий; изучение педагогического передового опыта: изучение и анализ педагогических материалов (конспектов, планов, педагогических дневников и журналов, образцов дидактических материалов, экземпляров детского творчества, образцов информационных материалов для родителей и др.), создание «Методической папки воспитателя» и формирование портфолио; участите в разнообразных конкурсах, сетевых сообществах( которые дают возможность не только пользоваться методическим наработками других педагогов, но и создать свой блог).
На основании выбранной темы мы разрабатываем личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Тематикой самообразования может является: одна из годовых задач ОДО; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
План по СО 2025-2026 учебный год.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности.
Тема1: Личностно-ориентированные подходы в воспитании дошкольников. Сроки:09-12.2025г.
|
задачи |
вопросы |
литература |
Практический выход |
|
1. Изучить методическую литературу по теме; 2. Проанализи-ровать содер-жание и методические рекомендации по теме; 3.Организовать работу по данному направлению; 4. Использо-вать инновационные технологии в воспитательно- образовательном процессе; 5.Работа с родителями по заданной теме. |
1.Основные понятия ЛОП; 2.Принципы ЛОП; 3.Методы ЛОП; 4. Инновационные технологии.
|
1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса»; 2.Снайдер М. Снайдер Р. «Ребенок как личность»; 3.Назарова Т. С. «Педагогические технологии: новый этап эволюции?»;
4.Интернет ресурсы. |
1.Использование инновационных технологий в НОД; 2. родительское собрание; 3.Презентация «Технология портфолио»; 3.Аргументация проделанной работы на ПС (упражнение метод «ПРЕСС»; 4.Практикум для ГИРО; 5.Курсы ПК; 6.Курсовая работа; 7.Презентация курсовой работы; 8.Сообщение к ПС «Личностно-ориентированное воспитание дошкольника через использование инновационных технологий»; 9.Показ открытого просмотра НОД «Снеговик и его друзья». |
Тема2: Рабочая программа на основе ООП ОДО ПМР. Цель: повышение уровня профессиональной компетентности.
Сроки:01-05.2026.
|
задачи |
вопросы |
литература |
Практический выход |
|
1. Изучить научно-методическую литературу по теме; 2. Проанализировать содержание разделов ООП; 3.Организовать работу по разработке рабочей программы и методическое обеспечение к ней. |
1.пояснительная записка; 2.Цели и задачи; 3.Принципы и подходы; 4.Содержание. |
1.Интернет ресурсы - ООП.
|
1.Рабочая программа;
2.Методическое обеспечение к рабочей программе. |
В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. Параметры успешной реализации плана по самообразованию педагога - это: овладение педагогом способами самопознания и самоанализа педагогического опыта; обладание развитой способностью к рефлексии - осмысление собственных действий, внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).
Алгоритм осуществления процесса самообразования можно представить в ниже изложенном варианте:
Первый этап – организационно-подготовительный.
Цель: изучение ситуации по выбранной проблеме, определение темы по самообразованию.
Формы представления результата работы: определение темы по самообразованию.
Второй этап – планово-прогностический.
Цель: определение этапов, форм и методов исследования выбранной темы.
Формы представления результата работы: план-программа самообразования.
Третий этап – аналитико-теоретический.
Цель: изучение теоретических основ и практического опыта по теме.
Формы представления результата работы: конспекты, сценарии, разработки, буклеты, памятки и др.
Четвертый этап – практико-ориентированный.
Цель: внедрение в практику подготовленного материала.
Форма представления результата работы: проведение мероприятий по теме самообразования, направленных на всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).
Пятый этап – результативно-аналитический.
Цель: проведение диагностики с целью отслеживания результата работы, самоанализ педагогической деятельности.
Формы представления результата работы: папка-представление передового опыта, презентация и др.
Рефлексия
– самоанализ проводится по результатам каждого этапа.
Современному педагогу необходимо обладать способностью приобретать и
использовать профессиональные знания, а также передовой опыт в практической
деятельности. Перепроектирование собственной педагогической деятельности не
может осуществляться без планирования работы по самообразованию, в процессе
которой реализуется потребность к собственному развитию и саморазвитию.
Результатом работы по самообразованию и саморазвитию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебно-научной деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества воспитательно-образовательного процесса; в разработка конспектов, программ, сценариев, дидактического материала, наглядности, пособий, дидактических материалов, развивающих игр, новых форм, методов и приемов обучения; в разработке и проведении открытых просмотров НОД по собственным технологиям; в проведение семинаров, консультаций, мастер-классов, докладов, выступлений; в обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме); в повышении престижа образовательного учреждения и др. Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.
Советы педагогам, занимающимся самообразованием: при изучении какой-либо вопроса, нужно исследовать несколько источников, а не один ( такой метод учит вырабатывать своё мнение); научиться работать с библиотечными каталогами, а также правильно формировать поисковый запрос при работе с интернетом (это сохранит время и поможет точно находить нужный литературный источник); научиться работать с информацией: собирать, накапливать, сохранять факты, аргументы, результаты (это пригодится при подготовке к участию в семинаре или педсовете); быть открытым к инновациям в образовании; создавать компьютерные презентации и видеоролики, представляя свои наработки; делитесь опытом с коллегами.
Методические рекомендации по самообразованию:
1. Изучать специализированную профессиональную литературу предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т.е. выписывая, принципы данной программы, методики.
2. Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, выявить сходство и различие систем.
3. Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.
4. Изученное следует внести в перспективный план на весь дошкольный период (от 3 до 7 лет).
5. При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора, продумать, отвечают ли условия детского сада данным требованиям, а также уровню развития и потребностям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.
Итак, самообразование – это длительный и сложный процесс повышения своего педагогического мастерства, сознательная, целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.
Таким образом, самообразование педагога – это специфическая деятельность, которая должна осуществляться непрерывно и стать неотъемлемой частью его жизни.
Библиографический список:
1. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию: журнал “Дошкольное воспитание” № 8 – 2004, с. 36
2. Самообразование и саморазвитие личности педагога: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост.: О. Л. Шабалина, В. А. Светлова. — Йошкар-Ола, 2014.-с.104
3. Юдакова, С. В. Профессионально- педагогическое самообразование: учеб. пособие / С. В. Юдакова. — Владимир: ВГПУ, 2010.- с.131
4. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – 2-е изд. – М., 2009. – С.73
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.