Статья «Самовыражение через театр, как средство психоэмоционального здоровья ребёнка»

  • docx
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья.docx

«Самовыражение через театр,

как средство психоэмоционального здоровья ребёнка»

 

                                                                                                 Малахова Лариса Анатольевна,

\                                                                                        воспитатель МАДОУ №93

  Нижнекамского муниципального

                                                           района РТ

 

С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые всегда в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов, речи.

Воспитание чувств у ребёнка является одним из показателей соотношения интеллектуального и эмоционального развития. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Для психологического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций.

Исходя из многообразия видов детской деятельности на занятиях по театрализованной деятельности и самовыражению, мы с детьми используем упражнения по следующим блокам:

- хождение по линии

- упражнения для развития координации движений

- упражнения для развития внимания

- упражнения для развития психоэмоциональной сферы ребёнка

Занятия проводятся в форме различных игровых упражнений на перевоплощение и самовыражение в виде психологических этюдов, пантомим и импровизированной драматизации. Время для проведения данных занятий может варьироваться в зависимости от заинтересованности детей.

Рассмотрим каждый блок упражнений подробнее:

1.                      Хождение по линии:

Цель: формирование образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности, развитие умения управлять не только своими движениями, но и своим поведением.

- ходьба без переноски предмета (пятка одной ноги касается пальцев другой и т.п.); ходьба с переноской предметов (в обеих руках, в одной руке, на голове); разные виды ходьбы (на носках, на пятках, боком, спиной, скрёстным шагом, имитируя движения животных, с выполнением заданий); упражнения в равновесии (ходьба по доске, скамейке, бревну, с перешагиванием через предметы, бег с предметами).

2.                      Упражнения для развития координации движений:

Цель: развитие координации и самоконтроля движений, крупной и мелкой моторики, согласованности между работой зрительного и слухового анализаторов, «командами» мозга и соответствующими движениями тела, рук, ног; чувства ритма, креативности, эстетического воспитания, внимания, образного мышления, речи и математических представлений.

- «Камешки» (дети стоят или сидят на линии, в руке у каждого по одному камешку, он лежит на тыльной стороне ладони, воспитатель предлагает невысоко подбросить камешек вверх и поймать его открытой ладонью, можно попробовать сделать это при ходьбе)

- «Водовозы» (дети стоят на линии на четвереньках, на их спины кладутся подушечки, мешочки с песком или ставятся пластмассовые миски, наполненные чем-либо, например, мячиками или теннисными шариками, дети двигаются по линии так, чтобы содержимое не высыпалось).

- Упражнения с мячом (дети ходят по линии парами, зажимая между своими лбами, спинами или плечами небольшой мяч, при этом используются различные виды ходьбы: задом наперёд, боком, приставным шагом. Дети кладут себе на голову по резиновому «бублику», на который кладётся мяч, нужно пройти по линии и не уронить мяч).

3.    Упражнения для развития внимания:

      Цель: повышение эффективности сенсорного, моторного и интеллектуального реагирования на стимул ребёнка, улучшение самоконтроля за правильностью действий, развитие оперативной памяти и памяти вообще, координации движений, речи, навыков социального поведения.

       - «Ухо-нос» (по команде «ухо» дети должны взяться за ухо, по команде «нос» - берутся за нос, воспитатель тоже выполняет действия по команде, но через некоторое время начинает делать ошибки)

        - «Раз, два, три – повтори!» (дети стоят на линии, воспитатель показывает движение, а дети должны его повторить после слов «Раз, два, три – повтори!», можно вместо этих слов называть имя ребёнка)

- «Замри» (дети произвольно, под музыку, идут по линии, по сигналу воспитателя все дети должны замереть в той позе, в которой были в момент сигнала)

4.     Упражнения для развития психоэмоциональной сферы ребёнка:

        Цель: развитие и коррекция различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы), преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Примеры упражнений::

         - «Тише!» (два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок, они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!», этюд сопровождается музыкой). Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к с сжатым губам, брови «идут вверх»

        - «Иди ко мне» (ребёнок манит к себе малышку, которая учится ходить).

        Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу

        - «До свидания!» (от пристани отходит огромный белый теплоход, провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

Этюды на выражение внимания:

        - «Лисичка» (лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят. Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус тела слегка наклонён вперёд

        - «Кузнечик» (ребёнок гуляет в саду и вдруг видит большого зелёного кузнечика, стал он к нему подкрадываться, только протянул руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет уже совсем в другом месте). Выразительные движения: шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев

Этюды на выражение страха:

        - «Страх» (ребёнок боится одиночества, он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь, вдруг в комнате кто-то притаился, что тогда? На протяжении всего этюда звучит музыка). Выразительные движения: голова откинута назад и втянута в плечи, брови вверх приподняты, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания

        - «Гроза» (за окном гроза, хлещет дождь, сверкают молнии, грозно гремит гром, ребёнок один дома, он стоит у окна, в момент сильного раската грома ему становится страшно, звучит музыка). Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище

Этюды на выражение вины и стыда:

        - «Стыдно» (мальчик случайно сломал переключатель у телевизора, он испугался, что родители его накажут, мальчик сказал, что это сделал не он, а его младший брат, наказали брата, а виновнику стало очень стыдно. Выразительные движения: голова наклонена вперёд, брови приподняты и сдвинуты, уголки рта опущены)

        - упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим: тренируем эмоции (попросить ребёнка нахмуриться: «как осенняя туча», «как рассерженный человек», «как злая волшебница»; попросить ребёнка улыбнуться: «как кот на солнце», «как само солнышко», «как радостный ребёнок», «как хитрая лиса»; попросить ребёнка испугаться: «как заяц, увидевший волка», «как котёнок, на которого лает собака», «как ребёнок, потерявшийся в лесу»

Этюды на выражение удовольствия и радости:

        - «Вкусные конфеты» (у ребёнка в руках воображаемый кулёк с конфетами, он протягивает его детям по очереди, они берут по одной конфете и благодарят, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот, дети показывают с помощью выражения лица, что вкусно, этюд сопровождается музыкой, мимика: жевательные движения, улыбка)

        - «Медвежата выздоровели» (заболели медвежата Тим и Том, к ним пришёл доктор Зай, он вылечил медвежат, и стало очень хорошо, не болят больше животы у медвежат). Выразительные движения: сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.

Благодаря этим упражнениям дети постепенно включаются в процесс игрового общения, а затем в совместные импровизации знакомых сказочных сюжетов.

Дети! Они все разные! Одни – шумные, демонстративные, другие – зажатые, закомплексованные. А театрализованные игры учат одного сдерживать эмоциональные проявления, другого проявлять эмоциональный отклик, т.е. адекватно реагировать в той или иной ситуации.

Таким образом, исходя из опыта работы, можно сделать вывод: Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, связанную с преодолением трудности общения, неуверенности в себе.

                                                                                                                                                  11.10.2021г.