Статья «Самовыражение через театр, как средство психоэмоционального здоровья ребёнка»
Оценка 4.7

Статья «Самовыражение через театр, как средство психоэмоционального здоровья ребёнка»

Оценка 4.7
docx
24.10.2021
Статья «Самовыражение через театр,  как средство психоэмоционального здоровья ребёнка»
Статья.docx

«Самовыражение через театр,

как средство психоэмоционального здоровья ребёнка»

 

                                                                                                 Малахова Лариса Анатольевна,

\                                                                                        воспитатель МАДОУ №93

  Нижнекамского муниципального

                                                           района РТ

 

С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые всегда в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов, речи.

Воспитание чувств у ребёнка является одним из показателей соотношения интеллектуального и эмоционального развития. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Для психологического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций.

Исходя из многообразия видов детской деятельности на занятиях по театрализованной деятельности и самовыражению, мы с детьми используем упражнения по следующим блокам:

- хождение по линии

- упражнения для развития координации движений

- упражнения для развития внимания

- упражнения для развития психоэмоциональной сферы ребёнка

Занятия проводятся в форме различных игровых упражнений на перевоплощение и самовыражение в виде психологических этюдов, пантомим и импровизированной драматизации. Время для проведения данных занятий может варьироваться в зависимости от заинтересованности детей.

Рассмотрим каждый блок упражнений подробнее:

1.                      Хождение по линии:

Цель: формирование образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности, развитие умения управлять не только своими движениями, но и своим поведением.

- ходьба без переноски предмета (пятка одной ноги касается пальцев другой и т.п.); ходьба с переноской предметов (в обеих руках, в одной руке, на голове); разные виды ходьбы (на носках, на пятках, боком, спиной, скрёстным шагом, имитируя движения животных, с выполнением заданий); упражнения в равновесии (ходьба по доске, скамейке, бревну, с перешагиванием через предметы, бег с предметами).

2.                      Упражнения для развития координации движений:

Цель: развитие координации и самоконтроля движений, крупной и мелкой моторики, согласованности между работой зрительного и слухового анализаторов, «командами» мозга и соответствующими движениями тела, рук, ног; чувства ритма, креативности, эстетического воспитания, внимания, образного мышления, речи и математических представлений.

- «Камешки» (дети стоят или сидят на линии, в руке у каждого по одному камешку, он лежит на тыльной стороне ладони, воспитатель предлагает невысоко подбросить камешек вверх и поймать его открытой ладонью, можно попробовать сделать это при ходьбе)

- «Водовозы» (дети стоят на линии на четвереньках, на их спины кладутся подушечки, мешочки с песком или ставятся пластмассовые миски, наполненные чем-либо, например, мячиками или теннисными шариками, дети двигаются по линии так, чтобы содержимое не высыпалось).

- Упражнения с мячом (дети ходят по линии парами, зажимая между своими лбами, спинами или плечами небольшой мяч, при этом используются различные виды ходьбы: задом наперёд, боком, приставным шагом. Дети кладут себе на голову по резиновому «бублику», на который кладётся мяч, нужно пройти по линии и не уронить мяч).

3.    Упражнения для развития внимания:

      Цель: повышение эффективности сенсорного, моторного и интеллектуального реагирования на стимул ребёнка, улучшение самоконтроля за правильностью действий, развитие оперативной памяти и памяти вообще, координации движений, речи, навыков социального поведения.

       - «Ухо-нос» (по команде «ухо» дети должны взяться за ухо, по команде «нос» - берутся за нос, воспитатель тоже выполняет действия по команде, но через некоторое время начинает делать ошибки)

        - «Раз, два, три – повтори!» (дети стоят на линии, воспитатель показывает движение, а дети должны его повторить после слов «Раз, два, три – повтори!», можно вместо этих слов называть имя ребёнка)

- «Замри» (дети произвольно, под музыку, идут по линии, по сигналу воспитателя все дети должны замереть в той позе, в которой были в момент сигнала)

4.     Упражнения для развития психоэмоциональной сферы ребёнка:

        Цель: развитие и коррекция различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы), преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Примеры упражнений::

         - «Тише!» (два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок, они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!», этюд сопровождается музыкой). Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к с сжатым губам, брови «идут вверх»

        - «Иди ко мне» (ребёнок манит к себе малышку, которая учится ходить).

        Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу

        - «До свидания!» (от пристани отходит огромный белый теплоход, провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

Этюды на выражение внимания:

        - «Лисичка» (лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят. Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус тела слегка наклонён вперёд

        - «Кузнечик» (ребёнок гуляет в саду и вдруг видит большого зелёного кузнечика, стал он к нему подкрадываться, только протянул руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет уже совсем в другом месте). Выразительные движения: шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев

Этюды на выражение страха:

        - «Страх» (ребёнок боится одиночества, он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь, вдруг в комнате кто-то притаился, что тогда? На протяжении всего этюда звучит музыка). Выразительные движения: голова откинута назад и втянута в плечи, брови вверх приподняты, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания

        - «Гроза» (за окном гроза, хлещет дождь, сверкают молнии, грозно гремит гром, ребёнок один дома, он стоит у окна, в момент сильного раската грома ему становится страшно, звучит музыка). Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище

Этюды на выражение вины и стыда:

        - «Стыдно» (мальчик случайно сломал переключатель у телевизора, он испугался, что родители его накажут, мальчик сказал, что это сделал не он, а его младший брат, наказали брата, а виновнику стало очень стыдно. Выразительные движения: голова наклонена вперёд, брови приподняты и сдвинуты, уголки рта опущены)

        - упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим: тренируем эмоции (попросить ребёнка нахмуриться: «как осенняя туча», «как рассерженный человек», «как злая волшебница»; попросить ребёнка улыбнуться: «как кот на солнце», «как само солнышко», «как радостный ребёнок», «как хитрая лиса»; попросить ребёнка испугаться: «как заяц, увидевший волка», «как котёнок, на которого лает собака», «как ребёнок, потерявшийся в лесу»

Этюды на выражение удовольствия и радости:

        - «Вкусные конфеты» (у ребёнка в руках воображаемый кулёк с конфетами, он протягивает его детям по очереди, они берут по одной конфете и благодарят, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот, дети показывают с помощью выражения лица, что вкусно, этюд сопровождается музыкой, мимика: жевательные движения, улыбка)

        - «Медвежата выздоровели» (заболели медвежата Тим и Том, к ним пришёл доктор Зай, он вылечил медвежат, и стало очень хорошо, не болят больше животы у медвежат). Выразительные движения: сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.

Благодаря этим упражнениям дети постепенно включаются в процесс игрового общения, а затем в совместные импровизации знакомых сказочных сюжетов.

Дети! Они все разные! Одни – шумные, демонстративные, другие – зажатые, закомплексованные. А театрализованные игры учат одного сдерживать эмоциональные проявления, другого проявлять эмоциональный отклик, т.е. адекватно реагировать в той или иной ситуации.

Таким образом, исходя из опыта работы, можно сделать вывод: Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, связанную с преодолением трудности общения, неуверенности в себе.

                                                                                                                                                  11.10.2021г.

 


 

Самовыражение через театр, как средство психоэмоционального здоровья ребёнка»

Самовыражение через театр, как средство психоэмоционального здоровья ребёнка»

Камешки» (дети стоят или сидят на линии, в руке у каждого по одному камешку, он лежит на тыльной стороне ладони, воспитатель предлагает невысоко подбросить камешек…

Камешки» (дети стоят или сидят на линии, в руке у каждого по одному камешку, он лежит на тыльной стороне ладони, воспитатель предлагает невысоко подбросить камешек…

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021