Оконешникова Оксана Григорьевна,
старший воспитатель
МБДОУ «ЦРР-д/с «Чуораанчык» с.Чурапча»
МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я)
Школа будущих матерей «В колыбели матери»
Сложившуюся в настоящее время демографическую ситуацию в стране можно охарактеризовать как угрожающую настоящему и будущему России. Двукратный спад рождаемости привел к потере не менее 12 млн. потенциальных граждан.
Сегодня человечество все отчетливее понимает, что отсчет жизни начинается не в момент появления ребенка на свет, а гораздо раньше. Чем ближе рождение ребенка, тем сильнее волнение будущих мам, и волнение это охватывает их задолго до долгожданного события. Ведь беременность это уникальное время, которое нужно прожить не в тревогах, а наслаждаясь каждым днем, когда внутри вас живет и растет самый любимый человечек на земле.
Рождение ребенка всегда ассоциируется с чем-то по настоящему важным - с тем, что навсегда изменит прежнюю жизнь и станет началом новой жизни. Рождение ребенка это именно то событие, которого с нетерпением ждут все члены семьи: мамы, папы, бабушки и дедушки.
Сегодня для будущих родителей предлагается много доступной и интересной информации по родам и первым годам жизни малыша, но, согласитесь, не один учебник не заменит уроков профессионалов – врачей, психологов и педагогов.
В рамках мероприятий по улучшению демографической ситуации в селе Чурапча в этом году на базе МДОУ «ЦРР-д/с «Чуораанчык» с.Чурапча» открыта школа для будущих мам «В колыбели матери» путем специальной подготовки будущих мам, и, возможно, супружеских пар к формированию семьи и воспитанию здорового ребенка. Участниками консультационного центра являются: беременные женщины микрорайона «Спортивный» села Чурапча, педагоги ДОУ – старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по гигиене, педагоги допобразования, специалисты женской консультации. Руководит школой старший воспитатель. Набор слушателей осуществляется через женскую консультацию центральной улусной больницы.
В школе «В колыбели матери» к профессии «мамы» готовим заранее. Интересные занятия, познавательные беседы, встречи начинаются за недели, а порой и за месяцы до появления малыша на свет. Школа для будущих мам помогает своим слушателям познать азы педагогики, научиться общаться со своим малышом еще до его рождения. За время своего существования слушателями центра стали 12 мам, за это время родилось 6 малышей, в том числе 3 девочек, 3 мальчиков.
В детском саду созданы материально-технические условия для функционирования Школы будущих мам: оборудован физкультурный зал, кабинет учителя - логопеда, кабинет педагога-психолога. Все помещения отвечают санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а так же психолого - педагогическим требованиям к благоустройству ДОУ.
Цель нашего исследования: психолого-педагогическая поддержка беременных женщин, повышение уровня родительской компетентности и педагогической грамотности в деле воспитания и развития детей раннего возраста, сформирование мотивации к своему здоровью и здоровью своих детей ещё до их рождения.
Объект - управление дошкольным образовательным учреждением.
Предмет - школа будущих матерей.
Гипотеза исследования состоит в том, что деятельность по развитию и более успешному функционированию школы будущих мам будет осуществляться эффективно, если:
- нормативно-правовая база, необходимая для создания и функционирования консультационных центров на базе ДОУ на уровне образовательного учреждения и муниципального образования - приведена в соответствие с российским и республиканским законодательством;
- создана и используется специальная программа мониторинга по изучению эффективности деятельности консультационных центров, включая вопросы изучения общественного мнения;
- осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая, психологическая, медицинская помощь будущим мамам с использованием информационных технологий (специальные сайты во всех муниципальных управлениях образования и образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте).
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести аналитический обзор по проблеме деятельности Школы для будущих мам; обобщить опыт других улусов, регионов.
2. Разработать теоретические аспекты и региональную модель управления развитием школой для будущих мам в с. Чурапча и Республики Саха (Якутия).
3. Определить и обосновать организационно-деятельностные условия развития консультационных пунктов для будущих мам на уровне образовательного учреждения и на муниципальном уровне.
4. Провести констатирующий эксперимент, определив критерии и показатели эффективности деятельности консультационных центров для будущих мам.
5. Апробировать деятельность Школы будущих мам (формирующий эксперимент).
6. Оценить эффективность деятельности консультационного центра для будущих мам (контрольный эксперимент).
7. Разработать рекомендации по развитию консультационных центров для будущих мам на уровне дошкольного образовательного учреждения, на муниципальном и региональном уровнях.
Сроки реализации 2018 - 2021г.
Основные этапы исследования:
I Этап (2018-2019)
- анализ теоретических исследований, российского и зарубежного опыта по проблемам организации взаимодействия с будущими родителями, супружескими парами;
- разработка теоретических аспектов и региональной модели деятельности школы будущих матерей;
- изучение нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы открытия и функционирования консультационных центров на базе дошкольных образовательных учреждений, включая региональную нормативную базу;
- разработка комплекса мероприятий по ознакомлению специалистов районов, руководителей дошкольных образовательных учреждений с консультационным центром на базе дошкольного образовательного учреждения;
- проведение информационно-методических семинаров по проблеме функционирования консультационного центра;
- разработка структуры специального сайта информационной поддержки и сопровождения эксперимента в образовательном учреждении и в муниципальных управлениях (отделах) образованием;
- разработка программы мониторинга и проведение изучения состояния проблемы;
- разработка авторских моделей и технологий деятельности консультационного центра в образовательных учреждениях и на муниципальном уровне (в городских и сельских территориях);
- проведение регионального научно-практического семинара по проблемам и перспективам развития Школы будущих матерей на базе дошкольного образовательного учреждения.
II этап (2019-2020 гг.)
- апробация технологий, методов оценки качества в условиях консультационного центра;
- реализация программы мониторинга по изучению состояния проблемы;
- проведение научно-практических семинаров по нормативной базе и финансово-экономическим вопросам;
- участие педагогов консультационного центра в системе профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для работы в условиях вариативной системы дошкольного образования;
- наполнение специального сайта информационной поддержки и сопровождения эксперимента;
- консультирование участников эксперимента с помощью созданного сайта;
- разработка системы показателей и индикаторов для оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений, внедряющих вариативные формы дошкольного образования, их общественная экспертиза;
- доработка и утверждение соответствующей нормативной документации на региональном уровне;
- проведение регионального научно-практического семинара по проблемам и перспективам развития Школы будущих матерей на базе дошкольного образовательного учреждения;
- подготовка публикаций, обобщающих опыт участников эксперимента.
III Этап (2020 - 2021 г.)
- обобщение и эффективность региональной модели управления развитием вариативных форм дошкольного образования;
- обобщение и оценка результатов экспериментальной работы ;
- подготовка методических рекомендаций и научно-методического пособия;
- проведение научно-методических семинаров по теме эксперимента;
- создание сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих вариативные формы дошкольного образования;
- активная работа с сайтом "Вариативные формы дошкольного образования в регионе";
- повышение квалификации педагогов через работу постоянно действующего семинара;
- проведение региональной научно-практической конференции с презентаций практического опыта участников эксперимента в целях его пропаганды среди дошкольных образовательных учреждений области;
- подготовка публикаций, обобщающих опыт участников эксперимента;
- расширение образовательных учреждений, внедряющих вариативные формы дошкольного образования.
Разработка структурно-динамической модели
Анализ научной литературы, опыта деятельности дошкольных учреждений, а также собственного опыта позволил нам разработать структурно-динамическую модель деятельности Школы для будущих матерей.
Она дает иерархическое представление предмета исследования, позволяет видеть главные элементы, их структурные связи, цели и ожидаемые результаты.
Структурно-динамическая модель деятельности Школы будущих матерей
Цель экспериментальной деятельности |
Содействие внедрению Школы для будущих матерей в систему дошкольного образования с. Чурапча и Чурапчинского улуса |
Организационно-педагогические условия эффективности деятельности Школы будущих матерей |
|||
1. Содержательно-целевые условия: - разработка и апробация системы занятий и консультаций для будущих матерей и супружеских пар. |
|
2. Операционально-структурные условия: - апробация деятельности Школы будущих матерей на базе ДОО. |
3. Рефлексивно-оценочные условия: - разработка мониторинга эффективности деятельности Школы будущих матерей; - овладение специалистами дошкольного образования рефлексивной компетентностью. |
Технологии деятельности Школы будущих матерей |
|||||||||||||||||||||||
Этапы экспериментальной деятельности |
|
Этапы экспериментальной деятельности |
|||||||||||||||||||||
Оценка эффективности и коррекция выявленных недостатков |
Результат экспериментальной деятельности |
Внедрение Школы для будущих матерей в систему дошкольного образования с. Чурапча и Чурапчинского улуса; разработанные занятия и консультации; обобщенный опыт деятельности консультационного центра; публикации в журнала; методическое пособие |
Основными принципами реализации работы Школы будущих мам являются:
- Комплексность (специалисты ДОУ работают на семью, акцентируют внимание на медико-психолого-педагогический подход в решении семейных проблем).
- Ориентация на интересы будущих мам (учитывая низкий социальный уровень современной семьи, высокий образовательный ценз общества, нездоровье семьи).
- Экономичность. Занятия для слушателей Школы для будущих мам будут проходить бесплатно.
- Совместное обучение и активность участников. Занятия могут посещать все желающие члены семьи. Под активностью подразумевается не только посещение занятий, но и участие в собеседовании, анкетировании, а так же практическое применение знаний.
Основные направления работы школы будущих мам.
- Оказание медико-психолого-педагогической помощи будущим мамам;
- пропаганда положительного семейного опыта в период перинатального онтогенеза.
- повышение медико-психолого-педагогических знаний участников школы будущим мам «В колыбели матери».
- Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.
Основные задачи деятельности Школы для будущих мам:
- раскрытие перед будущим мамам значимости периода беременности в жизни женщины и семьи в целом;
- рассмотрение изменений, происходящих в организме женщины во время беременности (норма и патология);
- ознакомление слушателей с этапами физического, духовного развития малыша до рождения;
- обучение будущих матерей общаться со своим малышом в период перинатального онтогенеза;
- раскрытие вопросов воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до года;
- обозначение внутрисемейных проблем, внутрисемейных конфликтов и путей их разрешения;
- ориентирование семьи на организацию здорового образа жизни.
В ходе работы Школы будущих матерей участники могут рассчитывать:
- на получение квалифицированной консультационной помощи по вопросам связанные с периодом перинатального онтогенеза, проблемам развития, воспитания ребенка в неонатальном и раннем возрасте;
- на высказывание собственного мнения и обмен семейного опыта.
Формы организации работы Консультационного центра для будущих мам и детей раннего возраста: беседы; семинар-практикум; консультации; мониторинги, диагностика; занятия организуются по группам, 1 раз в месяц.
Методы организации занятий: беседы, консультации; психологические тренинги и игры; музыкотерапия; движения под музыку; арт-терапия; стретчинг упражнения; песочная терапия; обучающие развивающие игры; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; коррекционные занятия; ЛФК.
Ожидаемые конечные результаты:
- у беременных женщин сформированы более чёткие представления о беременности, родах и принципах развития детей первого года жизни;
- нормализация физического и психического состояния улучшение самочувствия и настроения мамы во время беременности;
- расширены знания по правилам личной гигиены и по уходу за новорождёнными;
- сформированы навыки преодоления всплеска эмоций и умения разрешать конфликты и острые ситуации;
- развиты навыки коммуникативности, сенситивности, взаимовосприятия и понимания;
- публикации в журналах, методическое пособие.
План работы Школы будущих матерей «В колыбели матери»
№ п/п |
Наименование этапа и содержание работы в соответствии с программой эксперимента |
Сроки выполнения |
Результаты выполненных работ, отчетная документация |
Ответственные |
Организационный этап (2018-2019 уч. год) |
||||
1 |
Создание организационных условий для осуществления проекта: составление плана мероприятий, график подготовки материалов, рекомендаций по разработке и оформлению документов. |
Сентябрь, 2018 |
План мероприятий, график подготовки материалов. |
Оконешникова О.Г., ст. воспитатель |
2 |
Выявление противоречий в содержании и организации развивающей среды ДОУ; Совершенствование развивающей среды консультационного центра в соответствии целями эксперимента; |
Ноябрь, 2018 |
Развивающая среда консультационного центра |
Захарова А.А., заведующий ДОО |
3 |
Диагностика профессиональной компетенции членов педагогического коллектива; -Диагностика удовлетворенности педагогов в работе в новом режиме. |
Декабрь 2018 |
Результаты диагностики |
Оконешникова О.Г., ст. воспитатель |
4 |
Создание диагностической базы: - подготовка программы педагогической диагностики; - разработка диагностических карт для будущих мам. |
Ноябрь- декабрь 2018 |
Программа педагогической диагностики, индивидуальные диагностические карты |
Седалищева А.В., педагог-психолог |
5 |
Составление планов работы педагогов и специалистов консультативного центра. Разработка плана совместной деятельности педагогов ДОУ и врачей женской консультации |
Сентябрь, 2018 |
Индивидуальные планы работы |
Оконешникова О.Г., ст. воспитатель |
6 |
Разработка и апробация технологий работы с будущими мамами |
Январь- февраль, 2019 |
Методическая разработка |
Оконешникова О.Г., ст. воспитатель |
7 |
Разработка и апробация технологий работы с мамами и |
Март – апрель, 2019 |
Методическая разработка |
Оконешникова О.Г., ст. воспитатель |
8
|
Участие в научно-практической конференции на базе института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов РС (Я) им. Донского |
Апрель, 2019 |
Статьи в сборнике. Выступления на конференции |
Педагоги |
9 |
Семинар для специалистов ДОУ «Использование интерактивных технологий в процессе взаимодействия с будущими родителями» |
По плану ДОУ |
Методическая разработка родительского собрания |
Оконешникова О.Г. ст. воспитатель |
10 |
Подготовка методического пособия из опыта работы консультационного центра |
Май 2019 |
Методическое пособие |
Оконешникова О.Г. ст. воспитатель |
11 |
Обобщение опыта работы педагогов. |
Май - июнь, 2019 |
Индивидуальные портфолио |
Оконешникова О.Г. ст.воспитатель |
Формирующий этап (2019- 2020 уч.год) |
||||
12. |
Круглый стол «Диагностическая работа в условиях консультационного центра» |
Октябрь, 2019, |
Программа круглого стола |
Оконешникова О.Г., Седалищева А.В. |
13. |
Научно-методическое обеспечение организации экспериментальной работы: - разработка системы занятий для будущих мам; - разработка дидактических материалов; |
Сентябрь – октябрь, 2019 |
Конспекты занятий, методические разработки, авторский дидактический материал. |
Оконешникова О.Г., Седалищева А.В. |
14. |
Выявление степени удовлетворенности участников экспериментальной деятельности (содержанием, организацией и результатами воспитательно-образовательной развивающей среды); |
ежегодно |
Аналитическая справка |
Оконешникова О.Г. ст. воспитатель |
15. |
Подготовка методических рекомендаций по организации консультационного центра на базе ДОУ |
Ноябрь, 2019 |
Методические рекомендации |
Оконешникова О.Г. |
16. |
Участие в научно-практических конференциях. |
ежегодно |
Статьи в сборнике, выступления на конференции |
Серых Л.В. |
17. |
Повышение квалификации педагогов через работу постоянно действующего семинара.
|
Сентябрь 2019 - май 2020 гг |
Программа семинара |
Захарова А.А. Оконешникова О.Г. |
18 |
Участие педагогов в конкурсах и грантах, организованных в области. |
ежегодно |
Гранты, конкурсные материалы |
Захарова А.А. Оконешникова О.Г. |
19 |
Сотрудничество с центральной улусной больницей |
ежегодно |
Договор о сотрудничестве |
Захарова А.А. Оконешникова О.Г. |
20 |
Подготовка и публикация материалов экспериментальной работы в центральных периодических изданиях. |
ежегодно |
Статьи в центральных журналах |
Оконешникова О.Г., Седалищева А.В. |
21 |
Отчет воспитателей, участвующих в эксперименте. |
ежегодно |
Индивидуальные отчеты, индивидуальные портфолио |
Андреева Л.Г. |
22 |
Подготовка и выпуск коллективного методического пособия «Технологии деятельности Школы для будущих мам в ДОО» |
Апрель 2020 |
Методическое пособие |
Оконешникова О.Г., ст. воспитатель, специалисты центра |
23 |
Использование Интернет- ресурсов с целью повышения доступности и качества деятельности консультационного центра |
В течение экспериментальной деятельности |
Материалы на сайте ДОУ |
Захарова А.А., заведующий, Оконешникова О.Г. ст. воспитатель |
24 |
Наполнение специального сайта информационной поддержки и сопровождения эксперимента; консультирование участников эксперимента с помощью созданного сайта |
В течение экспериментальной деятельности |
Материалы на сайте ДОУ |
Оконешникова О.Г., ст. воспитатель, специалисты центра |
25 |
Проведение улусного научно-практического семинара по обобщению опыта внедрения вариативных форм дошкольного образования |
Май, 2020 |
Материалы семинара |
Захарова А.А., заведующий, Оконешникова О.Г. ст. воспитатель, специалисты центра |
26 |
Диагностика эффективности научно-методического обеспечения организации экспериментальной работы |
Сентябрь 2020 |
Результаты диагностики |
Оконешникова О.Г., ст. воспитатель, Седалищева А.В., педагог-психолог |
27 |
Круглый стол для специалистов дошкольного образования по обсуждению проблем и перспектив данного направления развития дошкольного образования |
Ноябрь, 2020 |
Материалы круглого стола |
Оконешникова О.Г., ст. воспитатель |
28 |
Подготовка и представление отчета по результатам 2 этапа эксперимента |
Декабрь, 2020 |
Материалы отчета |
Оконешникова О.Г., ст. воспитатель |
Обобщающий этап (2020-2021 уч.год) |
||||
29 |
Доработка и утверждение соответствующей нормативной документации на региональном уровне |
Февраль, 2021 |
Нормативно- правовое сопровождение |
Захарова А.А., Оконешникова О.Г.
|
30 |
Обобщение и коррекция выявленных педагогических условий эффективной реализации вариативных форм дошкольного образования в регионе, обобщение данных мониторинга |
Апрель - май, 2021 |
Методические рекомендации |
Оконешникова О.Г. |
|
Оценка эффективности использование Интернет ресурсов с целью повышения доступности и качества вариативных форм дошкольного образования |
Сентябрь 2021 |
Методические рекомендации |
Захарова А.А., Оконешникова О.Г. |
|
Организация областных Подготовка итогового пособия «Реализация вариативной сети дошкольного образования в регионе» семинаров по опыту работы |
Ноябрь, 2021 |
Итоговое пособие |
Оконешникова О.Г., Седалищева А.В. |
|
Итоговая конференция «Реализация вариативной сети дошкольного образования в регионе» |
Декабрь, 2021 |
Материалы конференции |
Захарова А.А., Оконешникова О.Г. |
План деятельности Школы будущих мам «В колыбели матери»
Месяц, № занятия |
Мероприятия |
Ответственные, должность |
Занятие № 1 |
1. Вступительное слово о Школе будущих матерей «В колыбели матери». 2. Психологический тренинг на групповое сплочение. 3. Консультация «Влияние внутриутробного развития плоад на формирование коммуникативных навыков у ребенка. 4. Дыхательная гимнастика «Жизнь, дай мне воздуха глоток». 5. Физические упражнения «Научимся лучше чувствовать свое тело». 6. Рефлексия, домашнее задание |
Оконешникова О.Г.
Седалищева А.В., педагог- психолог; Петрова М.В., воспитатель
Данилова Э.В., инструктор по гигиене Нохтунская В.А., инструктор по ф/к Оконешникова О.Г. |
Занятие № 2 |
1. Консультация «Беременность и наследственность».
2. Правила режима и гигиены для беременных.
3. Арт-терапия: Я и моя беременность».
4. Письмо моему крохе (будущие мамы пишут послание будущему ребенку». 5. Музыкотерапия: для обретения спокойствия и снятия напряжения прослушивание произведения Бетховена «Лунная соната». 6. Рефлексия, домашнее задание |
Специалисты женской консультации Данилова Э.В., инструктор по гигиене Иванова Л.П., педагог допобразования Седалищева А.В., педагог-психолог Кузьмина А.А., музыкальный руководитель
Оконешникова О.Г. |
Занятие № 3 |
1. Изменения в женском организме во время беременности; 2. Песочная терапия «Моя фантазия»
3. Музыкотерапия. Напев песни «Дьол диэннэрэ бу буолла5а» 4. Психологическая игра
5. Комплекс упражнений при беременности на 2 триместре 6. Рефлексия, домашнее задание. |
Специалисты женской консультации Иванова Л.П., педагог доп. образования Кузьмина А.А., музыкальный руковод. Седалищева А.В., педагог-психолог Нохтунская В.А., инструктор по ф/к Оконешникова О.Г., |
Занятие № 4 |
1. Новые роли и новые отношения в семье. Психологический тренинг «Принятие беременности» 2. Арт-терапия. Техники работы с пластическим материалом 3. Ритмическая гимнастика для беременных. 4. Релаксация, расслабление под музыку
5. Рефлексия, домашнее задание. |
Оконешникова О.Г., старший воспитатель Седалищева А.В., педагог-психолог Иванова Л.П., педагог доп. образования Давыдова М.Ю., педагог доп. образования Седалищева А.В., педагог-психолог Оконешникова О.Г.ст.воспит. |
Занятие № 5 |
1. Внутриутробное развитие плода.
2. Физическая разминка «Как правильно делать физические упражнения для беременных» 3. Песочная терапия «Наше будущее»
4. Музыкотерапия: Релаксация под произведение Брамса «Колыбельная» 5. Дыхательная гимнастика
6. Рефлексия, домашнее задание. |
Специалисты женской консультации Нохтунская В.А., инструктор по ф/к
Иванова Л.П., педагог доп. образования Кузьмина А.А., музыкальный руковод. Данилова Э.В., инструктор по гигиене Оконешникова О.Г. |
Занятие № 6 |
1. Уход за грудью во время беременности 2. Арт-терапия. Рисуночная техника Боди-Арт «Мой будущий малыш» 3. Упражнения для беременных 1 триместр: что нужно учитывать? 4. Музыкотерапия. Напев песни «Кыракый кыысчааным» 5. Психологическая игра «О чём я мечтаю» 6. Рефлексия, домашнее задание. |
Данилова Э.В., инструктор по гигиене Иванова Л.П., педагог доп. образования Нохтунская В.А., инструктор по ф/к Кузьмина А.А., музыкальный руковод Седалищева А.В., педагог-психолог Оконешникова О.Г. |
Занятие № 7 |
1. Беременность по триместрам – особенности каждого периода. 2. Физические упражнения на растяжку при беременности (5 безопасных упражнений) 3. Музыкотерапия. Расслабление по произведению Дебюсси «Лунный свет». 4. Дыхательная гимнастика.
5. Релаксация, расслабление под спокойную музыку. Игра на воображение 6. Рефлексия, домашнее задание. |
Специалисты женской консультации Нохтунская В.А., инструктор по ф/к Кузьмина А.А., музыкальный руководитель Данилова Э.В., инструктор по гигиене Седалищева А.В., педагог-психолог Оконешникова О.Г. |
Занятие № 8
|
1. Лекция «Роды и рождение в радость»
2. Арт-терапия. Рисование мелками «Работа со страхами» 3. Комплекс упражнений при беременности на 2 триместре 4. Полезные советы «Как избавиться от тревожного состояния во время беременности» 5. Движения под музыку
6. Рефлексия, домашнее задание. |
Оконешникова О.Г., ст. воспитатель Иванова Л.П., педагог доп. образования Нохтунская В.А., инструктор ф/к Седалищева А.В., педагог-психолог Давыдова М.Ю., педагог допобраз. Оконешникова О.Г. |
Занятие № 9 |
1. Причины кровотечения во время беременности. 2. ЛФК для беременных.
3. Музыкотерапия. Напев колыбельной песни. 4. Психологический тренинг «Родители 0 начините с себя!» 5. Арт-терапия. Создание кукол «Берегиня для беременности и родов» 6. Рефлексия, домашнее задание. |
Специалисты женской консультации Данилова Э.В., инструктор по гигиене Кузьмина А.А., музыкальный руковод. Седалищева А.В., педагог-психолог Иванова Л.П., педагог доп. образования Оконешникова О.Г. |
Занятие № 10 |
1. Правильная установка «Счастливая беременность – здоровые дети» 2. Безопасная и полезная йога для беременных в 3 триместре 3. Полезные советы «Психологическая готовность к родам». 4. Дыхательная гимнастика
5. Танцевальные движения под спокойную музыку.
6. Рефлексия, домашнее задание. |
Оконешникова О.Г.
Нохтунская В.А., инструктор по ф/к Седалищева А.В., педагог-психолог Данилова Э.В., инструктор по гигиене Давыдова М.Ю., педагог доп. образов. Оконешникова О.Г. |
Занятие № 12 |
1. Токсикозы беременных.
2. Арт-терапия. Создание коллажей
3. Лирический танец «Мой малыш»
4. Музыкотерапия. Прослушивание произведения Бетховена «Лунная соната» 5. Релаксация, расслабление под спокойную музыку.
6. Рефлексия, домашнее задание. |
Данилова Э.В., инструктор по гигиене Иванова Л.П., педагог доп. образования Давыдова М.Ю., педагог доп. образов. Кузьмина А.А., музыкальный руковод Седалищева А.В., педагог-психолог Оконешникова О.Г. |
Заключение
Занятия школы для будущих мам «В колыбели матери» проходят не в форме лекций, а в виде живого общения, так что у женщин есть замечательный шанс задать компетентному специалисту любой интересующий их вопрос, развеять много мифов, сложившихся вокруг беременности, а также воспитания ребенка.
Немаловажно и то, что в составлении плана работы центра принимают участие и сами слушатели: они высказывают свои пожелания относительно того, какие консультации какого специалиста они хотели бы получить в период проведения занятий. Поэтому программа получается гибкой и максимально отвечающей потребностям женщин на протяжении периода беременности.
Главное направление деятельности клуба – работа с будущей мамой.
Что дают занятия в нашей школе самой маме? У неё улучшаются:
- психоэмоциональное состояние (снижается уровень тревожности);
- уровень понимания своего ребёнка;
- легче протекают роды и лактация (после родов).
Что в результате занятий получает ребёнок? У него формируются:
- первичные навыки общения через движение и звук;
- возникает биоритмическая адаптация к послеродовой жизни;
- возникает знакомство с маминым голосом.
На первой встрече слушателям предлагали специальный дневник для родителей «Поговори со мною, мама!». Наши героини описывают свою беременность, отмечают реакцию малыша на то или иное действие. Страничка за страничкой родители видят, как развивается малыш, как меняется жизнь будущей мамы, как строятся ее взаимоотношения с окружающими, какие чувства она переживает, что ее волнует и другие подробности, о которых нельзя прочитать в обычных книгах по беременности. Для родителей – это огромная информация для размышления о том, как в дальнейшем взаимодействовать со своим ребенком. Самое главное, заложить в этот период духовные связи с малышом. Тогда в дальнейшем, у родителей, не будет проблем по поводу непонимания друг друга.
В рамках образовательных занятий педагог-психолог проводит психологические тренинги для будущих мам. Во время занятий огромное значение уделяется работе по снижению тревожности и преодолению страхов, которым подвержены беременные, что и не удивительно, поскольку эмоциональный фон в этот ответственный период для каждой женщины является неустойчивым. Через рисунок, используя цветовую гамму, слушатели клуба учатся снимать страх и тревоги. В момент рисования происходит освобождение, трансформация внутреннего психологического состояния в сторону гармонии и спокойствия, радости и уверенности.
Особую значимость приобретают занятия, проводимые музыкальным руководителем. На своих занятиях педагог предлагает будущим мамам поиграть на музыкальных инструментах, послушать классическую музыку и исполнить колыбельные песни. Ведь пение позволяет обучать младенца, которого мать носит под сердцем, особенно если она поет колыбельные песни, передающие ему любовь и готовность к встрече с ним. Классическая музыка, которую будущая мама слушала для релаксации, сохранит успокаивающий эффект и после рождения. Такой контакт способствует развитию общения, уверенности, создает чувство эмоциональной защищенности.
Конечно же, важным элементом заботы о своем состоянии здоровья является гимнастика и другие виды физической активности для беременных. На занятиях специалист по физической культуре для беременных дает комплексы специальных упражнений, направленный на улучшение кровообращения, укрепление мышц тазового дна и позвоночника, а также повышение эластичности мышц, которые принимают активное участие в родовом процессе. Комплекс физических упражнений учитывает все особенности изменений женского организма во время беременности и включает в себя специальные упражнения, которые выполняются по триместрам. Большое внимание в процессе занятий уделяется дыхательным упражнениям и техникам.
Укрепление и развитие тесных связей с учреждениями здравоохранения позволяет повысить эффективность работы центра. Наш детский сад активно сотрудничает с женской консультацией центральной улусной больницы. Акушер-гинеколог освещает такие важные вопросы как «Роль диагностического обследования беременной женщины», «Изменения в организме женщины на протяжении 1-2-3 триместров беременности» и т.д. Причем следует отметить, что в процентном соотношении участие представителей учреждений здравоохранения в освещении тем на занятиях составляло около– 20% (соответственно – 80% педагоги). Этот показатель говорит о том, что приоритет сегодня отдан педагогике.
Анализируя деятельность школы будущих мам «В колыбели матери» хочется отметить: хорошо, что сегодня встретились вместе будущие родители и специалисты, что смогли услышать друг друга и положить начало такой важной работе как подготовка к воспитанию детей еще до их рождения. Самое главное, что эти встречи востребованы и что на занятия будущие мамы приходят вместе со своими членами семьи, а значит, такая форма работы необходима семье и есть уверенность, что в этих семьях будущим детям смогут оказать качественное образование, воспитание уже на ранних стадиях развития.
Все занятия проводятся в игровой, увлекательной, динамичной форме. Мы стараемся окружить каждой беременной женщины вниманием и заботой. Основная идея данных занятий: мы не просто развиваем, мы учим будущих матерей получать удовольствие от совместного общения и обучения!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.