Школа - территория доброты
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен
В наше время неуклонно возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными разными отклонениями в их психическом и физическом развитии. Согласно 16 статьи 2 ФЗ-273, «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - это:
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическим развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальный условий.
Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения целесообразности создания специальных условий получения образования, исходя из заключения ТПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
В последние годы в РФ произошли существенные изменения в образовательной политике, реализуемой в отношении лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов определяет важное место работе с семьей ребенка с ОВЗ, уделяет большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим таких детей. Имеющийся опыт работы с такой категорией детей показывает, что эффективность коррекционно-педагогической работы напрямую зависит от активности и включения в этот процесс не только семьи ребенка с проблемами в развитии, но и всех, кто взаимодействует с ним.
Чрезвычайно важным в современных условиях модернизации образования и, в частности, возникновения инклюзивной практики, является информирование не только родителей, но и всего населения о социально-правовых гарантиях семей, о положениях нового Закона об образовании, существующей нормативно-правовой базе, особенно о региональных законодательных актах, касающихся создания специальных образовательных условий, в т.ч. финансирования образования детей с ОВЗ.
Естественно, что подобное информирование и просвещение может осуществляться специалистами ТПМПК с использованием различных форм (выступления на родительских собраниях, семинары, тренинги, консультирование и др.) и средств (печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации, включая электронные версии).
Отношение родителей к нарушенному развитию своих детей, к их ограниченным возможностям может быть разным и достаточно неоднозначным. Любой семье, в которой появляется такой ребенок, приходится сталкиваться с большим количеством проблем. Это проблемы и психологического, и социального, и педагогического характера.
Е.А Екжановой было проведено анкетирование 420 семей, воспитывающих детей с ОВЗ от 6 до 18 лет. В результате выделились три типа отношения родителей к ребенку с ОВЗ и его трудностям:
1. Доброжелательный – 18%. Зачастую это полная семья (73%). Для этого типа взаимодействия характерно эмоционально окрашенное, теплое, доброжелательное взаимодействие. Члены этих семей готовы к открытому общению и отличаются готовностью помогать семьям с подобными проблемами;
2. Растерянный – 52%. Это семьи, которые испытывают растерянность, им свойственны негативные переживания от взаимодействия с госструктурами, что тормозит активность этих родителей. У них закрытый тип взаимодействия с окружающими, они не верят, что контакты их ребенка с обычными детьми могут быть продуктивными, что их ребенок может личностно позитивно развиваться;
3. Негативный – 30%. В этих семьях на ребенка и его проблемы реагируют негативно, проблемы готовы переложить на другие плечи, не заинтересованы нуждами ребенка.
В своем большинстве, российское население положительно относятся к людям с ОВЗ и не считают, что они в тягость. Многие считают, что люди с особенностями здоровья, могут внести достойный вклад в развитие своей страны и общества.
Однако, сами люди с ОВЗ (инвалиды по зрению, сообщество глухих) высказываются о том, что после перехода к рынку и принятия некоторых социальных законов, отношение к ним со стороны общества изменилось. Здоровые люди как будто исключают людей с ОВЗ из нормального общества. В связи с этим, люди с ОВЗ довольно часто становятся предметом дискриминации и манипуляций.
В России, согласно закону от 29.12.2012г (№273-ФЗ), каждый человек имеет право на образование, не зависимо ограничению возможностей здоровья. Так на 01.01.2018г 5.6% от общего количества инвалидов - это дети с ОВЗ (до 18 лет). Каждый год этот процент увеличивается. Так же растет количество детей, родившихся с недоношенность, которая часто сочетается с недоразвитием систем организма и внутренних органов. Риск рождения детей с различными пороками увеличивается из-за неблагополучной экологической обстановки, не здорового образа жизни некоторых слоев населения и генетической предрасположенности. Приобретенные нарушения имеют более меньший показатель. Именно инклюзивное образование способно дать возможность образования для всех детей, учитывая их индивидуальные возможности и потребности.
Но ребенок с ОВЗ растет и ему приходится переходить в социум, в котором находятся обычные дети, а не только такие, как он. Вот тут ему и приходится сталкиваться с неравенством. Дети с ОВЗ довольно часто чувствуют, что здоровые люди пренебрегают ими. Однако, дети относятся к детям с ОВЗ как к обычным людям. А вот родители, опасаясь за здоровье своих детей, стараются оградить своих чад от такого общения.
Ребенок с ОВЗ не может не понимать этого и поэтому страдает, чувствует свою неполноценность и обособленность.
От этого страдает не только ребенок с ОВЗ, но и вся его семья. Именно поэтому им необходима постоянная поддержка и специальная помощь.
В специальной помощи нуждаются не только дети с ОВЗ и их семьи, но и те, кому приходится жить, работать и взаимодействовать с таким ребенком, т.е., все участники образовательного процесса. Это администрация, педагоги и обслуживающий персонал школы, это родители, это и сами учащиеся не только класса, но и всей школы, т.к. пребывание ребенка с ОВЗ не ограничивается его нахождением в классе на уроке.
Не все люди, взаимодействующие с особым ребенком (работники и педколлектив школы, родители учащихся, сами учащиеся) могут понять и осознать, что же такое «ребенок с ОВЗ», какие у него особенности, трудности и сложности, как взаимодействовать с ним, на что необходимо обратить особое внимание.
Именно поэтому необходима работа, направленная на социально-психологическое развитие и рост социальной адаптации семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей с ОВЗ и всех участников образовательного процесса. Она призвана оказать влияние на формирование конструктивных внутриструктурных отношений, и тесно связана с развитием позитивных эмоциональных и межличностных связей в образовательном учреждении. Формирование позитивных межличностных отношений возможно, только если ее члены способны понять эмоциональное состояние другого человека, а также управлять своими эмоциями и волей.
Помочь участникам научиться этому можно лишь при использовании понятных и доступных методов. Это может быть проведение классных часов, бесед, диспутов, оформление информационных стендов определенной направленности. Но, по моему мнению, самым эффективным методом является психологический тренинг.
Именно через тренинг, участники занятий могут пытаться рассматривать сложившуюся ситуацию с различных точек зрения, примерять на себя роли сильного и слабого, заботливого и равнодушного, обидчика и обиженного. Все это позволит им другими глазами взглянуть на ребенка с ОВЗ, на его особенности и трудности, окружающих его людей и мир, в котором он живет. Именно тренинговые занятия способны в полной мере помочь в решении этой задачи.
Такая работа эффективна и позволяет сформировать ответственную, зрелую, адекватную позицию у всех участников образовательного процесса – взрослых и детей, т.е., принимать на себя ответственность за собственную новую социальную роль (человека, взаимодействующего с ребенком с ОВЗ), учиться эмоционально принимать проблемы такого ребенка и его семьи и пользоваться информацией для оказания такой необходимой для таких семей и детей помощи.
Ребенок с ОВЗ - полноправный член общества, который при правильной реабилитации способен достигнуть успехов в развитии и быть включен в нормальную жизнь. Надо ему только в этом помочь и помочь тем, кто в силу обстоятельств, взаимодействует с особым ребенком и его семьей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.