Статья. Сказка как средство формирования мотивации к изучению английского языка у слабовидящих детей
Оценка 4.6

Статья. Сказка как средство формирования мотивации к изучению английского языка у слабовидящих детей

Оценка 4.6
docx
06.11.2020
Статья. Сказка как средство формирования мотивации к изучению английского языка у слабовидящих детей
Сорокина Елена Александровна.docx

Сорокина Елена Александровна

учитель  английского языка

ГОУ «Петровск - Забайкальская специальная

 (коррекционная)     школа-интернат»

Забайкальский край, г.Петровск – Забайкальский

 

Сказка как средство формирования мотивации к изучению английского языка у слабовидящих детей

В последнее десятилетие в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах России постоянно растет, однако, современные образовательные стандарты предъявляют все более высокие требования к уровню овладения всеми видами компетентностей.

Основная цель современного учителя – соотнести индивидуальные возможности обучающихся с необходимостью выполнения образовательного стандарта. Учащиеся нашей школы – дети с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие). К сожалению, готовность к изучению иностранного языка у детей с ОВЗ несколько снижена, что обусловлено недостатками познавательной активности, пространственной ориентации и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.  Слабовидящим детям характерно своеобразие речевого развития: некоторое снижение  динамики в развитии и накоплении языковых средств и выразительных движений. Слабая связь речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков, недостаточный словарный запас, трудности вербализации зрительных впечатлений.

Для учителя иностранного языка главная трудность на уроке состоит в том, чтобы найти и выбрать методы и формы организации учебной деятельности, которые оптимально соответствуют поставленной цели и задачи их обучения и воспитания. Методов изучения английского языка, как и любого другого, существует множество. Каждый из них по-своему эффективен, какие-то  методы подходят только для взрослых, какие-то, наоборот, только для детей.  Но есть один способ, который подходит и взрослым и детям. Все очень просто, это метод изучения английского по сказкам.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Очень важно дать учащимся  наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели  служат сказки. У детей с ОВЗ из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их стремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется ребенком в мечтах, в воображении. В свою очередь сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливому концу. Сказки  полны героями и ситуациями, способны дать толчок процессам идентификации и отождествления, с помощью которых ребенок может косвенным путем осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые и подлинные недостатки.

Дети всегда верят в сказку. Сказки бывают разными: большими и маленькими, известными и незнакомыми, старыми и совсем молодыми. Знаменитый американский психолог и психиатр Бруно Беттельхайм утверждает: «Детям нужны сказки», ибо они являются необходимой пищей для развития личности.

Использование сказок дает каждому ребенку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, что очень важно для детей с ОВЗ, которые зачастую неуверенны в себе, страдают теми или иными комплексами, испытывают трудности в освоении школьных дисциплин.  «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают возможность ученикам улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Пробуждается фантазия и образное мышление. Работа со сказками на уроках английского языка способствует развитию речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно  строить диалоги, формируют языковые, прежде всего, грамматические обобщения и практическое усвоение (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний. Хорошо запоминаются синтаксические конструкции.

Более того, использование сказок на уроках, способствует индивидуализации обучения, и развитию мотивированности речевой деятельности обучающихся.

При использовании сказок на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда сказка интересна сама по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который он изучает.

Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от сказки именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет. Еще одним достоинством сказки является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся.  Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к прочитанному. Успешное достижение такой цели возможно лишь при систематическом чтении и при методически правильно организованном чтении.

Так для работы со сказкой во втором классе «Bear and Mouse» при обучении чтению можно выделить четыре этапа. Первый этап включает презентацию, где необходимо провести беседу с учащимися об авторе, о самой сказке, рассмотреть иллюстрации. Второй этап это упражнения «до чтения», т.е. где можно обсудить незнакомые слова и конструкции. Третий этап заключается в работе над упражнениями во время чтения, здесь можно подготовить задания по грамматике или лексике. Четвертый этап это упражнения после чтения, такие как пересказ и драматизация. Данную схему так же можно использовать и для изучения других сказок.

Так же используя данную сказку можно вводить новые лексические единицы.                                                                                                                          A Bear спал. Вдруг по его телу пробежала a Mouse. The Bear схватил the mouse и собирался уже ее съесть, как the mouse пропищала: «Excuse me, Bear! I am a mouse. I am little и безобидная. Please, let me go. I can help you в трудный час». The Bear расхохотался: «I am a Bear. I am a big. You are a mouse and you are little. Как a little mouse окажет помощь a big Bear? You can`t help me». The Bear немного подумал, почесал свободной лапой затылок и сказал: «All right. Mouse, go!» - и отпустил a Mouse. Она пискнула: «Thank you! Good-bye!» - и исчезла. Через некоторое время the Bear попался в охотничьи сети и, сколько ни бился, не мог выпутаться. На его рев прибежала a Mouse и сказала: «I must help you», - и перегрызла веревки. «Thank you! - поблагодарил ее the Bear. Теперь я понял, что даже a little Mouse может оказать большую помощь». The Bear and the Mouse подружились.

Из всего вышесказанного следует, что сказка может и должна выступать в качестве содержательной основы обучения. Она обладает мощным обучающим потенциалом,  способствует формированию личностной мотивации, повышает образовательные возможности иностранного языка.

Обращение к сказке со школьниками помогает развить навыки произношения и восприятия иноязычной речи на слух, ввести и закрепить новую лексику, существенным образом проявить начало ребенка в различных видах деятельности.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Сорокина Елена Александровна учитель английского языка

Сорокина Елена Александровна учитель английского языка

Каждый из них по-своему эффективен, какие-то методы подходят только для взрослых, какие-то, наоборот, только для детей

Каждый из них по-своему эффективен, какие-то методы подходят только для взрослых, какие-то, наоборот, только для детей

Пробуждается фантазия и образное мышление

Пробуждается фантазия и образное мышление

Четвертый этап это упражнения после чтения, такие как пересказ и драматизация

Четвертый этап это упражнения после чтения, такие как пересказ и драматизация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020