СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ СЕНСОНЕВРАЛЬНУЮ ТУГОУХОСТЬ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА)
Моисеева Раиса Ивановна,
г. Томск,
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»,
учитель начальных классов
rimoiseeva@list.ru
Аннотация: в статье сообщается информация, представляющая опыт сопровождения группы студентов Томского государственного педагогического университета в процессе организации внеклассных занятий.
Ключевые понятия: наставник, начинающий учитель, молодой педагог, профессиональная адаптация.
Российская система коррекционного образования качественно обновляется, способствует формированию ключевых компетенций младших школьников с нарушениями слуха, на основе развивающих, личностно-ориентированных технологий, определяющих развитие и личностную ответственность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Значительность представленной статьи состоит в разнообразии форм проведения внеурочной деятельности с детьми, имеющими дефицитарное развитие. Данная тема весьма актуальна, потому что: увеличивается количество детей с нарушениями слуха; с сентября 2016 года вступил в силу новый Закон РФ о введении ФГОС НОО для детей с 1 ОВЗ.
Студенты, проходящие педагогическую практику в данном коррекционном образовательном учреждении, испытывают определённые трудности в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников, имеющих сенсоневральную тугоухость (СНТ), поэтому осуществление сопровождения профессиональной адаптации студентов через систему наставничества является необходимым и важным условием. В процессе сопровождения студентов были найдены пути безболезненного сближения студентов с обучающимися.
Во-первых, студенты получили информацию, характеризующую данную категорию детей.
Слабослышащие дети – дети с недостаточностью слуха различной степени от I, до IV, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от15-20 дБ до 75 дБ. В произношении детей, имеющих СНТ, обнаруживается характерное смешение звуков: звонких с глухими, шипящих со свистящими, твёрдых с мягкими, аффрикат (ч) (с) с одним из звуков их составляющих. Характерно, что в процессе обучения слабослышащие дети легко усваивают произношение звуков, но не всегда правильно употребляют их в словах. Ребёнок с нарушениями слуха в одних слова произносит данный звук правильно, а в других замещает его звуком, сходным по звучанию. Это показывает, что нарушения произношения у детей данной категории обучающихся не связано с моторными затруднениями. Причина неправильности лежит в недостаточном овладении звуковым составом слов вследствие неполноценного восприятия их на слух. Для таких детей характерны отклонения также в письме: в основном это замещения букв, которые отражают отмеченные выше замещения звуков в произношении. В целом, слово в письме более глубоко искажается, чем в произношении. По причине нарушения речевой деятельности, дети используют жестовую речь. Тем не менее, наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Во-вторых, студентам были представлены описательные характеристики каждого обучающегося 2 «А» класса.
В. – воспитывается в многодетной семье. Несколько отстаёт в развитии. Очень общительный мальчик, с большим желанием выполняет все трудовые операции.
Е. – воспитывается в семье, где родители глухие. В воспитании девочки помогает бабушка. Е. очень скромная, несколько стеснительная, в тоже время очень приветливая девочка.
Л. – воспитывается в многодетной семье. При поступлении в первый класс не имела желания участвовать в жизни класса. Сейчас преуспевает во всех делах, хорошо учится, ответственная, милосердная. Помогает одноклассникам, ребята обращаются к ней за помощью.
С. – малоактивный, медлительный и очень стеснительный ребёнок. Воспитывается в неполной семье. В процессе общения проявляет интерес к любому делу, но ему трудно даётся выполнение творческой работы, работы, предполагающей включение мелкой моторики.
А. – воспитывается в многодетной семье, очень общительный ребёнок. Он немного постарше остальных детей. Во время урока часто общается с одноклассниками с помощью жестовой речи.
Е. – воспитывается в многодетной семье, весьма любопытная и вполне подвижная девочка. Любит выполнять все трудовые поручения.
В. – воспитывается в многодетной семье. При поступлении в первый класс у девочки отсутствовала речь. Она не могла выполнить действия педагога: «Дай», «Возьми» и др. Речевой материал усваивает с трудом, но если она запомнила слово, то с удовольствие использует его в речи.
В третьих, совместно со студентами были определены основные задачи внеурочной деятельности обучающихся.
1. Организовать внеурочную деятельность школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий.
2. Развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся.
3. Подготавливать к общественной и социальной жизни.
4. Удовлетворять интересы и запросы обучающихся на основе применения информационных технологий.
3. Способствовать развитию школьников посредством новых методов, осуществляемых в ходе внеурочной деятельности.
Помимо путей безболезненного сближения были намечены ожидаемые результаты:
ü активное участие детей на внеклассных занятиях;
ü формирование патриотического отношения к Родине;
ü развитие творческих способностей;
ü закрепление культурных навыков поведения.
Новизна сопровождения студентов состоит в том, чтобы помочь будущим педагогам понять важность применения новых видов, форм проведения внеурочной деятельности для общего развития детей, расширения их кругозора, активизации познавательных процессов. Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, фотоаппарат, принадлежности для трудовой творческой деятельности оказывало действенную помощь в процессе взаимодействия студентов с младшими школьниками.
Внеклассные мероприятия направлены на деятельность с особенными детьми, которые имеют депривацию сенсорных анализаторов. Необходимо как можно больше разнообразить формы проведения занятий. При составлении занятий основывались на особенностях детей. Темы для занятий разрабатывали совместно, определили время для взаимодействия – вторая половина дня.
В итоге были проведены внеклассные занятия, отражающие следующую тематику:
ü этикет;
ü духовно-нравственное развитие;
ü патриотическое воспитание;
ü познавательная активность;
ü физкультурно-оздоровительная деятельность;
ü артикуляционная гимнастика;
ü концертная деятельность.
Все запланированные занятия были отнесены к определённой форме:
ü занятие-праздник;
ü занятие-интервью;
ü занятие-игра;
ü занятие-кругосветка;
ü настольная игра с элементами игры по станциям;
ü ролевая игра;
ü художественно-творческая игра.
Весьма интересной и плодотворной формой проведения занятия является занятие-праздник. Эта форма занятия расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в родной стране, развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Вряд ли стоит доказывать, что самым надёжным свидетельством развития речи учащихся с депривацией сенсорных анализаторов является умение вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить занятие-интервью. Занятие-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком мероприятии, как правило, учащиеся овладевают определённым количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. Подготовка и проведение занятия подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению родного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Одним из важнейших приёмов при обучении детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости – облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создаёт как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры. Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Большое значение для развития организма ребёнка имеют подвижные игры, дающие выход двигательной энергии.
В современных условиях развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить не только уроки разнообразно и увлекательно, а также и внеурочные мероприятия, вызывающие у детей желание участвовать. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии, так как приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, окружающий мир, труд и другие предметы.
Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.
Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
Говоря об организации процесса обучения, мы не забываем также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке или на занятии.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы и на другие мы нашли с помощью нашего наставника Моисеевой Р.И.
С 2017 года я являюсь участником всероссийского сетевого методического объединения педагогов – наставников. Цель МО: обеспечение и сопровождение новаторской деятельности педагогов. Работа осуществляется по индивидуальному плану по теме: «Формирование метапредметных результатов ФГОС НОО в начальных классах через работу с проектными задачами». Запланированы и проводятся такие мероприятия как очные и дистанционные мастер – классы; вебинары; участие в работе экспертных комиссий, жюри, экспертных групп; организация и проведение секций научно – практических конференций и другие.
Для того, чтобы быть хорошим учителем – наставником, необходимо непрерывно повышать свою квалификацию и распространять опыт наставнической деятельности. С этой целью я обучалась на научно–практических семинарах: «Наставничество как деятельностное сопровождение молодого педагога начальной школы» и «Защита индивидуальных планов педагогов – наставников», выступала по теме: «Профессиональные конкурсы для молодых педагогов как способ систематизации и обобщения опыта».
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами. Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.
Список литературы:
1.Закаблуцкая, Е. Молодой специалист и наставник [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.artmanage.ru/articles/molodoj-specialist-i-nastavnik.html
2. Наставничество, менторинг [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://formatta.ru/pages/id/317
3. Щевьева, А.А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия [Текст] / А.А. Щевьева // Сервис в России и за рубежом; Российский государственный университет туризма и сервиса. - 2010. - №3. - С. 213-223.
https://urok.1sept.ru/статьи/658892/
.
Сиатья на конференцию
Секция
«Новые приемы, способы, методы организации и реализации занятий для детей с ОВЗ. Опыт наставничества»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.