Статья «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

  • Документация
  • docx
  • 05.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

По отношению к возможностям обучающихся с нарушениями слуха, в качестве освоения образовательной программы, повышения результатов учебных побед, в образовательной организации внедряются научные достижения прикладного характера, принципиально новые технологии, свидетельствующие о положительной динамике развития каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Современная педагогика все чаще обращается к ребёнку как субъекту учебно-воспитательной деятельности, как к личности, которая сама стремится к саморазвитию, самоопределению и самореализации.
Иконка файла материала Моисеева.docx

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Моисеева Р.И.

учитель высшей квалификационной категории

ОГБОУ «Школа-интернат» для обучающихся

с нарушениями слуха»

г. Томск

 

По отношению к возможностям обучающихся с нарушениями слуха, в качестве освоения образовательной программы, повышения результатов учебных побед, в образовательной организации внедряются научные достижения прикладного характера, принципиально новые технологии, свидетельствующие о положительной динамике развития каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Современная педагогика все чаще обращается к ребёнку как субъекту учебно-воспитательной деятельности, как к личности, которая сама стремится к саморазвитию, самоопределению и самореализации.

В соответствии с современными требованиями каждый образовательный предмет своими целями и задачами способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь. Постоянная целенаправленная педагогическая деятельность по внедрению современных образовательных технологий, методов и средств обучения, нацеленных на повышение качества образования, дают ощутимый результат.

Причина положительных учебных достижений кроется в совершенствовании форм организации учебно-воспитательной деятельности с использованием педагогических технологий на основе нейропсихологических, сурдопедагогических классических методик, создания психологического комфорта в процессе жизнедеятельности, а также в использовании современных инновационных технологий, наличие звукоусиливающей аппаратуры, постоянного ношения двух индивидуальных слуховых аппаратов, наглядного, демонстрационного, дидактического материала, билингвизма, Интернет-ресурсов.

В условиях реализации программ «Доступная среда», «Инклюзивное образование», перехода на обучение детей с ОВЗ по ФГОС, преподавание предметов естественно научного цикла ведётся по специальной адаптированной образовательной программе, ориентированной на формирование психологической и личностной зрелости детей с нарушениями слуха.

Все ученики (100%) начальной школы вовлечены в предметные мероприятия викторины, конкурсы, проекты, активно принимают участие согласно составленному педагогами тематическому плану. Мероприятия направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.

На практике доказано, участие в проектной деятельности способствует формированию личностных, метапредметных, предметных характеристик; ориентирует детей с нарушениями слуха на восприятие вербальной информации и ответы на вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему?». А самое важное – проектная деятельность расширяет словарный запас, круг общения и предоставляет возможность обучающимся участвовать в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

Стоит отметить, проектная деятельность рассматривается как самостоятельная структурная единица учебно-воспитательного процесса и призвана, выполнять роль связующего звена между естественнонаучным и общественно-гуманитарным знанием, поскольку в процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности.

Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: постановка проблемы, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия, и каждый этап направлен на формирование личности ребёнка с ОВЗ, даёт возможность участнику чувствовать себя полноценным членом общества. Главная цель: создание условий для развития познавательного опыта и практических навыков детей в процессе формирования экологической культуры, адекватного отношения к живой природе.

Как правило, у детей с нарушениями слуха недостаточен объём знаний в области естественнонаучных представлений, они затрудняются в установлении причинно-следственных взаимосвязях, поэтому при разработке проектов зачастую используется методы:

метод коммуникации – организованное детское взаимодействие в индивидуальной и коллективной предметно-практической деятельности;

метод планирования – определения последовательности действий, предположительного результата;

метод исследования – наблюдения, сравнивания, обобщения;

метод анкетирования – тестирование, анализирование продуктов собственной творческой деятельности;

метод статистики – обработка полученных данных, выводы.

Выполняя проекты, обучающиеся, прежде всего, осваивают алгоритмы проектно-преобразовательной деятельности, с педагогом, самостоятельно или в сотрудничестве с родителями анализируют информацию, получают новые знания, навыки и умения, применяют их на практике. Любые проекты дают возможность задумываться над вопросами: Я могу это сделать? Я на это способен? Где могу применить эти знания? Где мне это может пригодиться?

таблица №1

Вид деятельности

(тема, срок реализации)

Результативность

(результат, ссылка на материалы проекта)

Тема проекта: «Протянем птицам добрые руки!» долгосрочный экологический проект. Срок реализации: 2017/2018 г.

Повышение познавательной активности, расширение кругозора, повышение уровня экологической культуры. Ссылка на материал проекта: https://cloud.mail.ru/public/QFr8/HFo3HXB5E

Тема социального проекта: «Этот милый Мурлыка!» Срок реализации: 2018/2019 г

Приобретение обучающимися опыта практико- ориентированной деятельности, повышение познавательной активности, душевного тепла, сочувствия, милосердия к «братьям нашим меньшим» и т.д.

Ссылка на материал проекта: https://cloud.mail.ru/public/FrDA/cxRhFwdwL

Тема долгосрочного проекта: «Дай лапу, Друг!»  Срок реализации: 2013/2020 г

Информационно-практико-ориентированный проект указывает на положительный аспектдеятельности всех активных участников проекта.

Ссылка на материалы проекта: https://cloud.mail.ru/public/WTcE/SzHA9iw6D

Тема долгосрочного проекта: «Наш горох совсем не плох, вырос на окошке, подставляй ладошки!»

 

Полноценная познавательная деятельность школьников с нарушениями слуха выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения. Отработка новых методов, форм, приёмов, средств и технологий проектного обучения и воспитания ведёт к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения, чему в полной мере способствует организация проектной деятельности.

Следовательно, проектно-педагогический подход позволяет на уроках и внеучебной деятельности активно действовать в нестандартных ситуациях:

во-первых, решает конкретные задачи за более короткий отрезок учебного времени;

во-вторых, обучающиеся более легко переходят к коллективному мышлению и деятельности, а специальные коррекционные методики дают возможность дифференцировать обучение;

в-третьих, процесс обучения проходит в психологическом комфорте;

в-четвёртых; обеспечивает условия для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.

Проектная деятельность помогает делать учебные и внеучебные мероприятия насыщенными и разнообразными, а работу обучающихся с особенностями слухового и речевого развития - деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение в образовательном процессе как педагогу, также и школьникам.

Таким образом, воспитательные практики, технологии, методики, принципы, описанные выше, направлены на реализацию национального воспитательного идеала, где основная педагогическая цель – становление и развитие высоконравственной, творческой, компетентной личности Российской Федерации. Только воспитанный гражданин принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны, так как он укоренен в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, он верит в великое будущее своей любимой страны – РОССИИ!

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также