Моисеева Раиса Ивановна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ФОКТОР МОТИВАЦИИ НОВОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов … В конечном счёте, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе».
Президент России Владимир Путин
http://vestaunion.ru/
На современном этапе развития общества, государственные образовательные стандарты практически предполагают овладение учениками информационно-коммуникативных, проектных, исследовательских знаний, навыков, умений, поскольку это является необходимым условием достижения нового качества образования. Поэтому в практической деятельности применяю электронные образовательные ресурсы, где это уместно, использую электронные версии предметно-методических изданий ИД «Первое сентября», работаю с профессиональными и коррекционными литературными источниками в электронном виде.
Чтобы донести до ребёнка с нарушенными слуховыми возможностями какую-либо информацию, включаю 30-45% наглядности от общего содержания урока или внеурочного мероприятия, а также адаптирую вербальную (речевую) информацию. Действенную помощь оказывают видеовстречи в рамках Всероссийского интернет-педсовета с методистами, учёными, разработчиками проектных инновационных технологий из России и других стран мира. Видеотрансляции проходят при участии Международного института новых образовательных технологий Российского государственного гуманитарного университета.
В последнее время в российском образовании произошли большие перемены, которые я поняла и приняла. Такое положение вещей не может не радовать, думаю, все педагоги приняли важнейшую задачу современной системы образования – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В 2007 году стала членом клуба «Первое сентября» Открытый урок, г. Москва, получила клубную карту № 100-548-961. Современные образовательные технологии и методы обучения, цели и результаты их применения – вот одно из приоритетных направлений моей педагогической деятельности, и я продолжаю отбирать приемлемое, адаптирую и перерабатываю необходимый для моих учеников материал, применяю конкретные технологии с целью всестороннего развития слабослышащего ребёнка:
проектно-исследовательскую – эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий и базируется на технологии развивающего обучения;
элементы проблемно-диалогической технологии (дети с нарушениями слуха не могут в полной мере пользоваться диалогом, поскольку вторичные нарушения – недоразвитие речи) – эта технология направлена на развитие коммуникативно-вербальных универсальных учебных действий;
образовательно-оценивающую (личные достижения) – эта технология направлена на совершенствование личностных универсальных учебных действий;
коррекционно-прогностическую – эта технология целенаправленно способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий, базируется на здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, в частности на его системе универсальных символов (СУС). В собственной профессиональной деятельности активно применяю современные информационные технологии, владею компетенциями в области информационно-компьютерных технологий (ИКТ), использую цифровые предметно-методические материалы, участвую в Программе развития профессионально-личностных компетенций, о чём свидетельствуют: Сертификат Модульные курсы DIG-ТМ-414801, Сертификат по ИКТ-компетентности S-IKT-3477, Диплом «Учитель цифрового века» https://my.1september.ru/digital/administrate/.
Ведущим компонентом в собственной образовательно-педагогической деятельности является коррекционная работа с личностью ребёнка, центральным понятием которой выступает «способ учебной работы». Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) слабослышащего младшего школьника проявляется через его избирательность к конкретной форме предъявления познавательного объекта. Учение не рассматриваю как простую трансляцию знаний от меня к ребёнку, а выступаю как сотрудник, причём учитываю тип личной направленности каждого младшего школьника (ведь они все такие разные: практик, смешанный тип, но в тоже время все равные).
Выбор той или иной технологии осуществляю в зависимости от возраста и категории (интеллекта, психофизиологических особенностей, склонностей, возможностей, уровня подготовки и развития) обучающихся. «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Э. Хаббард. Этому способствуют следующие технологии, которые активно применяю.
1. Технология использования игровых методов (кроссворды, ребусы, логические таблицы, викторины, картинки, речевые карточки).
Цель: активизация учебной деятельности младших школьников с нарушениями слуха, закрепление и систематизация новых понятий.
Результат. Ценность игровых технологий заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. Усваиваемый материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
2. Здоровьесберегающие технологии. Элементы здоровьесберегающей методики В.Ф. Базарного; Б. Андерсона «Стретчинг» - растяжки; комплексы фоноритмики.
Цель: укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Результат. Положительная динамика оценивания условий обучения и проживания в интернате. Доминирует положительное эмоциональное состояние воспитанников, отмечающих заботу школы о сохранении и укреплении их здоровья и активную пропаганду здорового образа жизни. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
3. Технология группового обучения.
Цель: обогащение опыта социального и учебного взаимодействия, развитие коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
Результат. Работа в группе позволяет дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.
4. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа, ролевые игры).
Цель: обеспечение психологического комфорта, создание атмосферы эмоционального тепла, защищенности, уверенности в положительном решении проблемы, достижение определённой цели.
Результат. Дети учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, возникают чувства симпатии и интереса к партнеру по игре. Ребёнок, благодаря особым игровым приемам, моделирует отношения между людьми.
5. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Цель: создание мотивации к обучению, повышение качества учебного процесса.
Результат. Повышение мотивации к обучению, развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся; повышение уровня самообразования и самореализации; овладение ИКТ.
6. Технология «Портфолио». Система инновационной оценки в коррекционном образовании.
Цель: формирование у обучающихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Оценка личностного прогресса ученика.
Результат. Формируются потребности в адекватной и конструктивной самооценке, закладываются возможности для успешной социализации обучающихся, появляется стремление к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, повышается самооценка, вера в свои возможности.
7. Технология «Проектные технологии и методы обучения с использованием ИКТ». Одним из эффективных методов формирования УУД является проектная деятельность.
Цель: Такой подход к обучению позволяет отрабатывать материал с разных позиций, интегрировать знания, многократно возвращаться к одной теме в условиях разных видов деятельности.
Результат. Дети приобретают начальный опыт проектной деятельности, имеют представление о структуре проекта, исследования, учатся систематизировать, представлять, оценивать свои достижения. Практическая проблема даёт конкретный результат, готовый к внедрению
Желание идти в
ногу со временем позволяет мне внедрять соответствующие целевые программы,
организовывать и использовать в процессе преподавания приемлемые для детей с
ограниченными возможностями здоровья информационно-образовательные технологии.
Творческой группой (являюсь активным членом) была разработана целевая Программа
«Быть человеком!». Программа формирования личностных универсальных
учебных действий у школьников с ОВЗ через систему гражданско-патриотического,
духовно-нравственного и правового воспитания. На Всероссийском конкурсе в
области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет на
соискании премии «За нравственный подвиг учителя» данная программа отмечена
сертификатом. В процессе очного участия на V Макариевских
педагогических чтениях Томская епархия Русской Православной Церкви,
Департамент общего образования Томской области, Департамент по культуре Томской
области по достоинству оценили данную целевую программу – в торжественной
обстановке получила Диплом 1 степени в номинации «Лучшая программа».
Качество организации образовательного процесса в моей деятельности прослеживается в ходе использования проектных, исследовательских и коррекционных технологий.
У слабослышащих обучающихся младших школьников нарушены когнитивные компоненты: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, внимание. Почему это происходит? Главная причина – нарушение работы слухового анализатора и, как следствие, недоразвитие речевой деятельности, когнитивной сферы в целом. Так вот, правильно выстроенная экспериментально-исследовательская деятельность позволяет обучающимся адекватно понять и принять информацию, а значит, способствует развитию и активизации всех познавательных процессов.
В качестве наиболее
перспективной формы организации практико-ориентированной учёбы использую
проектные, исследовательские и другие образовательные технологии в процессе
обучения предмету. Чему доказательством есть организованный, выполненный
и претворённый в жизнь педагогический проект. На
областном конкурсе, организованном ТОИПКРО «Педагогический проект» за
методическую разработку получила Диплом I степени 2013
г. http://www.edu.tomsk.ru/news/5262
Практическая направленность проекта
Материалы данного пособия помогут организовать внеурочную деятельность классным руководителям младших школьников, учителям дополнительного образования, воспитателям в образовательных учреждениях, студентам.
Как результат: участие в проекте способствовало:
ü обогащению языка специальной терминологией;
ü активизации познавательного интереса к окружающему миру природы;
ü понятию взаимосвязи в системе «человек-природа-общество»;
ü самостоятельным действиям в заданных условиях.
Опыт использования и степень распространения.
Участие во Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» Компьютеро-демонстрирующий; представительствующий (размещение на сайте WWW.greenplaneta.ru фоторепортажа и краткой информации).
Очное участие во Всероссийской научно-практической конференции «Новое качество образования в новых условиях» V том, г. Томск – представлена статья «Эксперимент как фактор развития когнитивной сферы у детей младшего школьного возраста с ОВЗ». Стр. 82-84. Томск – 2012 г.
В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осуждён как чуждый элемент советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века. Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Благодаря проектной деятельности у моих воспитанников формируются исследовательские умения, целенаправленно активизируются регулятивные универсальные учебные действия, поэтому проектная деятельность является обязательным компонентом обучения.
В настоящее время завершилась работа над экспериментальным проектом. Для детей он обозначается просто и понятно: «Значение хлеба в жизни человека». Актуальной проблемой и предметом первоочередной важности необходимо формировать отношение к хлебу, учить уважать хлеб. В России на протяжении многих столетий отношение к хлебу было особенное, то, как человек относился к хлебу – было показателем его внутренней культуры. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к тому, что хлеб – всему голова. На Руси хлеб был главной целью жизненных устремлений, его почитали, о нём слагали песни, былины. Документы по данному проекту отправлены 16.11.2013 г. на Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» в Москву. https://my.1september.ru/portfolio/ Надеемся на высокую оценку проекта.
В результате реализации проекта было разработано Портфолио проекта куда вошли: презентации, беседы, уроки, исследования, тесты и др.
Дидактический материал способствовал решению нескольких задач:
ü повысил производительность моего труда и деятельности детей на уроке;
ü увеличил объём использования материала в процессе уроков;
ü экономил моё личное время при подготовке к тому или иному мероприятию.
Таким образом, в качестве положительного результата, метод проектов явился хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а у моих учеников активизировались и повысились личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные качества, необходимые для жизни, дети приобрели опыт самостоятельной деятельности.
Диаграмма
№1
Таблица № 1
Динамика заинтересованности младшими школьниками проектной деятельностью |
||||
|
2010 год |
2011год |
2012 год |
2013 год |
Занятость |
100% |
100% |
100% |
100% |
Мотивированность |
65% |
89% |
98% |
100% |
Продуктивность |
55% |
78% |
95% |
100% |
Эффективность |
45% |
80% |
95 % |
100% |
По результатам диаграммы №1, таблицы №1 видим, чем выше становился мотив, тем более деятельностной была продуктивность и эффективность проектной деятельности. Если говорить об общедидактических методах обучения детей со сложной структурой дефекта, то наиболее приемлемым для восприятия детьми, продуктивным в плане осмысления целей и задач является объяснительно-иллюстративный метод обучения, далее частично-поисковый, и только затем проблемный.
Мне казалось, что проблемный метод обучения вообще не приемлем для наших детей, но я ошибалась. Ведь цель проблемно-эвристических уроков – развитие когнитивных процессов, а это играет огромную роль в формировании личности обучающихся, в частности познавательных процессов. Если дети с особенностями в развитии подготовлены, то вполне реально включать в процесс обучения проблемно-эвристические уроки. Этому способствует системная интеграция ИКТ в процессе работы со слабослышащими младшими школьниками.
Отталкиваясь от выше означенного, разработала и провела уроки, которые в дальнейшем были высоко оценены общественностью на III Региональном фестивале проблемно-эвристических уроков – «Путешествие Капельки», на IV Региональном Фестивале Медиауроков – «В гостях у Лесовичка».
Таблица №2
|
Цель: формирование знаний о том, что вода в природе никуда не исчезает, она путешествует, переходя из одного состояния в другое. Проблемный вопрос: обнаружение доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы: «Изменяется ли количество воды на планете?» |
|
Цель: активизация способности работать в условиях поиска необходимой информации. Развивающее направление: устанавливать связи и зависимости, умение классифицировать, сравнивать, обобщать рассматриваемые объекты, делать выводы. |
Процент
качества использования образовательных, коррекционных, информационных
технологий представляет диаграмма №2
Диаграмма №2 показывает вливание информационных технологий в образовательный процесс, обогащая при этом коррекционную и образовательную составляющую на 20%.
Таким образом, моделирование инновационных технологий в процессе организации жизнедеятельности младших школьников, творческий подход в использовании проектных, исследовательских, инновационных, развивающих образовательных технологий в собственной практике позволяет мне максимально продуктивно, с большей эффективностью использовать богатый инструментарий, представляемый современными педагогическими технологиями.
Как результат: уроки и внеурочные мероприятия, проводимые с использованием современных технологий, повышают мотивацию и интерес к обучению в целом, у детей расширяется кругозор, активизируются познавательные интересы, что способствует новому качеству организации образовательного процесса.
Разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ проходит с учётом того, что современная начальная школа – это школа пробы сил ребёнка. Становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого обучающегося, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика как это было раньше. Передо мной, стоит особая педагогическая проблема оценки успешности учащихся с ОВЗ. Для любого ребёнка самая значимая оценка – признание успешности, плодотворности его труда, использование его работ в дальнейшем.
Я не сравниваю детей: этот разумный, спокойный, подающий надежды, а этот слабый, безынициативный, и вообще безнадёжный ребёнок. То, что одному даётся легко и просто, для другого может представлять большие трудности, в особенности это проявляется среди детей с ОВЗ, поэтому нацеливаю детей на выявление положительных сторон, увожу от обнаружения «недостатков».
Используемая в собственной педагогической деятельности система оценки ориентирована на стимулирование обучающихся воспитанников, на стремление к объективному самоконтролю, на личностные достижения и индивидуальный прогресс ребёнка:
ü не скуплюсь на похвалу, даже за самый минимальный успех
(словесная оценка в эмоциональной форме активизирует детей к успеху: «Молодец!» «Отлично!» «Умница!» «Хорошо выполнил!» «Спасибо! Тебя было интересно слушать» «Ты здорово постаралась!»);
ü побуждаю радоваться за успех товарища, призываю к оказанию помощи, если возникает речевая неудача;
ü нахожу малый островок успешности и акцентирую на этом внимание ребёнка;
ü ставлю только конкретные цели
(слабослышащий ребёнок не в состоянии удерживать многоступенчатые инструкции, он работает пошагово);
ü оценивание провожу с помощью игры «Светофор»:
(красный – я всё понял, сделаю сам, зелёный – я не всё понял, я не уверен, что сделаю, жёлтый – я не понял, мне нужна помощь);
Моим ребятам
нравится десятибалльная система самостоятельного оценивания, когда они
выставляют баллы в собственную электронную карту. От 7 до 10 баллов
соответствуют отметке – 5; от 5 до 7 баллов – 4; от 3 до 5 баллов – 3. Д/З – домашнее
задание, ребёнок оценивает себя как приготовил домашнее задание. С/Р –
самостоятельная работа на уроке, ребёнок ставит себе отметку за
самостоятельность на уроке. И/О – итоговая отметка.
Данная рабочая электронная карта не для каждого урока, использую только на уроках обобщения и закрепления пройденного материала. На уроках изучения и закрепления новых знаний рабочую карту не применяю. Практика работы свидетельствует, что на начальном этапе дети завышали отметки, затем адекватно оценивали себя и результаты совпадали с моим оцениванием.
Таблица №3
Самостоятельное оценивание младшими школьниками собственной учебной деятельности |
|||
Учебный год |
2010-2011год |
2011-2012 год |
2012-2013 год |
Заниженная оценка |
45% |
35% |
30% |
Завышенная оценка |
50% |
35% |
5% |
Адекватная оценка |
5% |
30% |
65% |
Диаграмма
№3
Как результат: данное направление в работе организует, дисциплинирует детей, задаёт дальнейшую перспективу на продуктивную деятельность. Каждый мой ученик работает в собственном темпе, сам себя оценивает, что снимает страх перед самостоятельной работой, домашним заданием. Для детей с ограниченными возможностями здоровья это вполне приемлемая и щадящая методика оценивания.
По методике к.п.н. М.М. Безруких использую систему оценивания навыков чтения и навыков письма. Кстати, по её методике в 2010-2011 году успешно прошла дистанционное обучение: «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе». https://my.1september.ru/university/distance/8
lib2.podelise.ru/docs/75/index-45496-1.html?page=3
В классе семь учеников (один на домашнем обучении), на каждого ребёнка заполняю протокол. Работа весьма трудоёмкая, но она того стоит. Выявляя общий суммарный балл, свидетельствующий о трудностях формирования навыка чтения и письма, подбираю материал в связи с индивидуальными возможностями слабослышащего ребёнка, корректирую условия прохождения учебного материала.
Таким образом, по результатам оценивания к концу года я получаю:
ü наличие либо отсутствие навыков сформированности учебной деятельности;
ü график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам (отражённый в дневнике достижений);
ü рейтинг (по проверочным работам) по каждой линии развития того или иного учебного направления.
Эта схема архи сложная, занимает достаточно много времени, но именно такое направление в работе отвечает задачам личностного развития и образования ребёнка с особенностями в развитии. Используемая система позволяет осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причём гораздо более информативную, чем это позволяют отметки. Данные материалы составляют «Портфолио документов». При оценивании личностного прогресса обучающегося, реализую в рамках накопительной системы Портфолио, где заключены документы: Дипломы, Грамоты и другие подтверждения успеваемости ученика в школе и за её пределами. Это помогает ребёнку с дефицитарным развитием оценить свои возможности, способности и в дальнейшем их реализовывать.
Составление Портфолио способствует формированию у воспитанников культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Говорю с большой уверенностью – давать образование слабослышащему ребёнку, это не только учить его читать, писать и считать, это дать ему понятие, что он человек, который может быть не только образованным, здоровым, но и человеком, самостоятельно добывающим знания. В этом направлении помогает системная интеграция ИКТ в процессе преподавания того или иного предмета, разработка и внедрение соответствующей целевой программы – необходимая тенденция требований современной педагогики. Моим ученикам нужны более комфортные условия для жизнедеятельности, более щадящий режим, более современные коррекционно-педагогические, информационно-коммуникативные технологии. Школа-интернат является именно той средой, где они получают всё необходимое для развития, для поддержания и укрепления здоровья. «Человек – не пустая бутылка, в которую можно влить какую угодно жидкость» писал Д.И. Писарев, исходя из этого использую следующие технологии в работе с особенными детьми.
Во-первых – это элементы здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Самые простые приёмы в режиме смены динамических поз (стою-сижу-стою-сижу), хоровое проговаривание, гимнастика для глаз (схемы универсальных символов СУС), сенсорные кресты. Данная методика повышает у детей процент качества знаний, уровень восприятия любого материала достаточно высок. Эмоционально-психологический климат в классе положительный, дети практически не болеют, посещаемость (фреквенция) 95%, (пропускают занятия лишь по уважительной причине – прохождение ВТЭК, посещение сурдолога), чувствуют себя комфортно, факторы беспокойства сведены к нулю.
Во-вторых – информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
С появлением в
школе двух компьютерных классов, процесс обучения значительно активизировался.
Уроки основ компьютерной грамотности (ОКГ) стали для детей самыми
любимыми, поэтому медиауроки использую широко и продуктивно. К примеру, разработала
цикл занятий по направлению – «Природоведение для начальных классов», с
учётом психофизиологических особенностей детей. Общая тема «Мир, в котором мы
живём», где представлен удивительный и разнообразный мир природы, ребусы,
викторины, речевые игры, кроссворды, сюжетные картинки. Основные цели
медиауроков по природоведению – формирование нового экологического мышления, реалистических
представлений об окружающем мире, окружающей природе. Как результат: у детей
корректируются вторичные нарушения, пополняется словарный запас, развивается
монологическая, связная речь. В этом прослеживается положительное влияние ИКТ
на общее развитие детей. Материал используют коллеги при объяснении и
закреплении, проверки знаний, при самостоятельных работах в качестве наглядной
опоры.
В-третьих – использую компьютерные тесты с целью проверки знаний.
Готовые компьютерные тесты не подходят для моих детей, так как представленный речевой материал сложен для их восприятия. Поэтому все тесты адаптирую. За применение в работе современных инновационных технологий, эффективное использование предметно-методических материалов, представленных в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века», за качественную организацию работы по участию образовательной организации в проекте «Школа цифрового века» награждена Грамотами Оргкомитета Общероссийского проекта «Школа цифрового века».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.