Статья "Современные подходы в организации урока с учетом ФГОС ООО"
Оценка 4.8

Статья "Современные подходы в организации урока с учетом ФГОС ООО"

Оценка 4.8
docx
28.03.2022
Статья  "Современные подходы в организации урока с учетом ФГОС ООО"
Современный подходы в организации урока с учетом ФГОС ООО.docx

                                                                                         Клачкова Ирина Анатольевна, учитель           

 русского языка и литературы  ГБОУ лицея   № 408

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

Современные подходы в организации урока с учетом ФГОС ООО

 

                   Русский язык в системе основного общего образования является фундаментом для развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, а также самореализации личности, способствует развитию способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем – на качество овладения профессиональными навыками.

                 Согласно ФГОС ООО, содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. *

               В связи с актуальными потребностями современной жизни необходимо создать условия для достижения нового качества образования. Человек в современном мире должен быть не только носителем знаний, но и деятелем.  Таким образом,  современная  школа должна учить умению самостоятельно приобретать знания, поэтому необходимо организовывать деятельностный обучающий процесс. В этой связи по-новому необходимо подходить к оценке качества образования обучающихся.

               В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный,  уровневый, и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.  

               Системно-деятельностный подход к оценке  качества образования обучающихся проявляется  в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Оцениваться должны не знания, а умения применять эти знания.

              Уровневый подход к содержанию оценки  обеспечивается структурой планируемых результатов. Реализуется этот подход за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня  и уровня выше и ниже базового. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала. Оценивать достижения должны уметь и сами обучающиеся: определять совместно с учителем и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; оценивать продукт своей деятельности по заданным и /или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью  деятельности; свободно пользоваться  выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.

                Комплексный подход к оценке качества образования обучающихся  реализуется путем оценки трех групп результатов: предметных, личностных, метапредметных. Для анализа динамики индивидуальных образовательных  достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки используется  комплекс оценочных  процедур: стартовый, текущий, тематический, промежуточный. Комплексный подход к оценке качества образования включает в себя и использование разнообразных методов и форм оценки  устных и письменных работ, проектов, исследований, наблюдений, практических работ и др.

    Алгоритм выставления оценки должен быть заранее известен обучающимся. Могут критерии разрабатываться совместно. Должно быть разработано несколько групп критериев, т.к. обучающиеся на уроках включены в разные виды деятельности. Например: готовые критерии для оценки тестовых заданий (формы оценочной деятельности в этом случае могут быть самыми разнообразными: самооценка, взаимооценка, групповая оценка); выбор обучающимися из списка  критериев для оценки работы наиболее значимого критерия (эта форма применима в работе в группах);  дополнение списка критериев;  формулирование оценочного высказывания. 

                 Приведем несколько примеров реализации новых подходов к оценке качества образования обучающихся на уроке русского языка (фрагменты уроков):

- «Буквенный диктант»   

Учитель диктует слово,  дети записывают ту букву, на которую оканчивается приставка в слове. В это время на компьютере индивидуально выполняет задание сильный ученик: вставляет пропущенные буквы в словах, которые диктует классу учитель, графически обозначая условия выбора вставленных орфограмм.

Бе..шумный, ра..будить, ра..считать, бе..мысленный, бе..совестный, во..гордиться, бе..цельный, и..править, ра..гладить, во..глас.

Затем индивидуальная работа сильного ученика на компьютере  выводится на экран, а остальные ученики сверяют цепочку из букв с эталоном на экране: с з с с с з с с з з.

Оценивают  себя: поднимают сигнальную карточку- смайлика, которая соответствует оценке («5»-  смайлик улыбается, «4» - смайлик не улыбается, «3» или»2» - смайлик грустит).

-  обнаружить «ошибкоопасное» место на слух труднее, чем вставить пропущенную букву, где указано место возможной ошибки. Учитель  предлагает  определить на слух, есть ли в предложении слово с корнем –лаг-/-лож-. Если такое слово есть, следует поднять  сигнальную карточку с буквой о-а, выбирая правильное написание гласной в корне с чередованием. После каждого вашего ответа предложение будет появляться на слайде, а  обучающимся необходимо  сверить свой выбор, обозначая верное-неверное решение орфографической задачи знаками «+» - «-».

 - Выполнение синтаксического разбора предложения у доски.

Один ученик выполняет индивидуально работу у доски, остальные разбирают предложение в своих тетрадях. Затем предлагается ребятам оценить работу сверстника, руководствуясь заранее разработанным критерием: правильность выполнения задания, полнота выполнения задания, самостоятельность, верный ответ на дополнительный вопрос.

- на этапе рефлексии можно провести самодиагностический опросник, цель которого самооценка результатов своей деятельности и всего класса:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие цели и задачи каждый из вас ставил перед собой в течение урока?

- Достигнута ли цель, все ли задачи выполнены?

- Какие трудности появлялись в процессе работы?

-С каким настроением вы заканчиваете урок? Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

 

__________________________________________________________________________

*Примерные прграммы по учебным предметам. Русский язык.  5-9 классы: проект. 3-е изд.., дораб. М.: Просвещение, 2011. С.3

 

Литература

1. Антонова А. Остров 3D [Электронный ресурс]: программа по развитию коммуникативных УУД с учетом введения ФГОС для учеников 5-го класса / А. Антонова, Е. Лавриненко // Школ. психолог: Первое сент. - 2013. - № 1. - С. 50-51.

 

2. Контроль учебной деятельности учащихся 5-х классов в рамках введения ФГОС ООО [Текст] // Справ. зам. директора шк. - 2014. - № 2. - С. 98.

 

3. Львовский В. А. Уроки по новым ФГОС: задачный подход [Электронный ресурс] / В. А. Львовский // Первое сент. - 2013. - 23 нояб. (№ 20). - С. 24-26. - Разработка и проведение уроков с учётом требований ФГОС.

 

4.  Мальгина С. Ю. Новые стандарты: проблемы и поиск решений / С. Ю. Мальгина // Методист. - 2013. - № 1. - С. 50-53. - Библиогр.: с. 53.

 

5. Метликина Л. С. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка [Текст] / Л. С. Метликина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 6. - С. 8-12.

 

6. Основина В. А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе / В. А. Основина, Т. А. Мельникова // Методист. - 2013. - № 7. - С. 54-56.

7. Примерные прграммы по учебным предметам. Русский язык.  5-9 классы: проект. 3-е изд.., дораб. М.: Просвещение, 2011. С.3

8. Свистун И. В. Школьная система оценки качества образования на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО [Электронный ресурс] / И. В. Свистун // Упр. шк.: Первое сент. - 2014. - № 1. - С. 19-31. - Библиогр.: с. 31.

 

9. Система оценки достижений планируемых результатов основной образовательной программы / [Е.А. Страздина и др.] // Упр. качеством образования: теория и практика эффект. администрирования. - 2015. - № 1. - С. 13-26.

 

10.  Шалашова М. М. Оценивание результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС  / М. М. Шалашова // Справ. зам. директора шк. - 2014. - № 4. - С. 53-56.

 


 

Клачкова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Клачкова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Алгоритм выставления оценки должен быть заранее известен обучающимся

Алгоритм выставления оценки должен быть заранее известен обучающимся

Литература 1. Антонова А .

Литература 1. Антонова А .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2022