Основные требования к уроку : вопросы и ответы.
Аскарова София Минахматовна, учитель русского языка и литературы.
Одна из целей введения федеральных государственных стандартов второго поколения – формирование новой парадигмы образования, отвечающей требованиям инновационной экономики. Если коротко сформулировать отличие этой парадигмы от той образовательной системы, в который учились и много лет работали мы все, то можно выделить несколько моментов.
Если прежняя система готовила учеников к трудовой деятельности, ориентируясь на то, что выпускники выбирают профессию раз и навсегда, то новая школа должна создать условия для самореализации и самоопределения в быстро меняющих условиях современной экономики.
В прежней системе хорошая память была одним из важнейших условий успеха. Новая школа ставит своей целью сформировать развитое мышление.
Прежняя система давала учащимся образцы знаний, усвоив которые, они могли быть успешными в учебе и труде. Для новой школы гораздо важнее сформировать мотив и умения для непрерывного образования.
В традиционной системе ученик – объект педагогического воздействия, в новой – субъект познавательной деятельности.
Монолог учителя перестал быть мощным обучающим средством, теперь ему на смену пришел диалог ученика с учителем и сверстниками; не смену репродуктивной деятельности ведущей становится активная творческая деятельность.
Перед учителем при введении ФГОС стоят непростые задачи:
- не увлечься переменами в ущерб качеству и результату;
- найти мотивацию к переменам для учителя, который уже успешен и востребован;
- сочетать новые требования и богатый опыт учителей, полученный в прежней системе;
- включить традиционные, многократно опробованные формы работы в новую систему, найти их новые возможности.
И такой ценный опыт, который может быть использован в новых условиях, безусловно, есть:
• Стремление увлечь своим предметом, создать условия для того, чтобы ученик пережил учебный успех.
• Проблемность в любом ее проявлении: вопросы, задания, ситуации, интеллектуальный диалог.
• Элементы исследования, метод проектов.
• Реализация воспитательного потенциала учебного предмета и учебной деятельности.
• Разнообразные виды внеурочной деятельности: интеллектуальные конкурсы, предметные недели…
Самое же главное для учителя в период перехода на ФГОС – осмыслить новые требования к уроку, который остается важнейшим элементом образовательного процесса.
Современный урок -
- мотивирующий, побуждающий, интересный
- деятельностный
- рефлексивный
- жизненно-, практико-ориентированный
- воспитывающий
- выходящий за рамки школьного класса, имеющий продолжение во внеурочной деятельности или внешкольных интересах ученика.
Такой урок обязательно в той или иной мере будет метапредметным.
К обязательным компонентам современного урока следует отнести:
• Целевой (коротко говоря, это мотивация и установки). Если же подробнее, то учитель должен продумать свою работу на уроке, направленную на осмысление и принятие учащимися целей и задач урока; сам учитель должен ставить цели, которые носят развивающий и воспитательный характер, уровень достижения которых можно отследить или измерить.
• Планируя содержательный компонент урока, учитель продумывает соответствие содержания целям урока, его практическую направленность, актуальность, проблемность, он должен выделить самое главное и определить оптимальный объем содержания, не забывая о межпредметной координации и метапредметных возможностях.
• Технологический компонент требует от учителя осознания целесообразности методов обучения; планирования способов активизации познавательной деятельности; использование методик, направленных на формирование социальных и познавательных мотивов; обязательный рефлексивный этап. При этом выбор технологий системно-деятельностного характера сегодня достаточно обширен: коммуникативно-диалоговые, блочно-модульные, проблемно-поисковые, исследовательские, проектные, разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, развития критического мышления при чтении и письме, информационно-коммуникационные технологии и тп.
• Организационный компонент урока включает в себя создание условий для формирования субъектной позиции, поддержку позитивного самовосприятия учащихся, самооценки, неформальное общение, диалог с учителем и/или сверстниками, соотношение активности учителя и обучающихся, если необходимо – индивидуальную помощь детям.
• Наконец, результативно-рефлексивный компонент предполагает выявление и осмысление учителем обучающего результата, развивающего результата, степени осмысления учащимися личного результата, своего продвижения в учебном материале.
Таким образом, продумав и спроектировав эти компоненты, учитель может выстроить урок, отвечающий современным требованиям.
Безусловно, работать по-новому – значит и самому меняться. К качествам современного учителя можно отнести способность к эмпатии, толерантность; организаторские способности; педагогическую наблюдательность; способность к импровизации, гибкость; внешний вид, культуру, мимику, жесты, обаяние.
Особенностью современного образовательного процесса является также сближение задач урочной и внеурочной деятельности, так общая их цель – достижение метапредметных и личностных результатов обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.