Статья "Современный урок: вопросы и ответы"
Оценка 4.9

Статья "Современный урок: вопросы и ответы"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
русский язык
5 кл—10 кл
26.06.2024
Статья "Современный урок: вопросы и ответы"
основные требования к современному уроку
современный урок....docx

Основные требования  к    уроку : вопросы и ответы.

 

Аскарова София Минахматовна, учитель русского языка и литературы.

 

Одна из целей введения федеральных государственных стандартов второго поколения – формирование новой парадигмы образования, отвечающей требованиям инновационной экономики. Если коротко сформулировать отличие этой парадигмы от той образовательной системы, в который учились и много лет работали мы все, то можно выделить несколько моментов.

Если прежняя система готовила учеников к трудовой деятельности, ориентируясь на то, что выпускники выбирают профессию раз и навсегда, то новая школа должна создать условия для самореализации и самоопределения в быстро меняющих условиях современной экономики.

В прежней системе хорошая память была одним из важнейших условий успеха. Новая школа ставит своей целью сформировать  развитое мышление.

Прежняя система давала учащимся образцы знаний, усвоив которые, они могли быть успешными в учебе и труде. Для новой школы гораздо важнее сформировать  мотив и умения для непрерывного образования.

В традиционной системе ученик – объект педагогического воздействия, в новой – субъект познавательной деятельности.

Монолог учителя перестал быть  мощным обучающим средством, теперь ему на смену пришел диалог ученика с учителем и сверстниками; не смену репродуктивной деятельности ведущей становится активная творческая деятельность.

Перед  учителем при введении ФГОС стоят непростые задачи:

-       не увлечься переменами в ущерб качеству и результату;

-       найти мотивацию к переменам для учителя, который уже успешен и востребован;

-       сочетать новые требования и богатый опыт учителей, полученный в прежней системе;

-       включить традиционные, многократно опробованные формы работы в новую систему, найти их новые возможности.

И такой ценный опыт, который может быть использован в новых условиях,  безусловно, есть:

         Стремление увлечь своим предметом, создать условия для того, чтобы ученик пережил учебный успех.

         Проблемность в любом ее проявлении: вопросы, задания, ситуации, интеллектуальный диалог.

         Элементы исследования, метод проектов.

         Реализация воспитательного потенциала учебного предмета и учебной деятельности.

         Разнообразные виды внеурочной деятельности: интеллектуальные конкурсы, предметные недели…

 

Самое же главное для учителя в период перехода на ФГОС – осмыслить новые требования к уроку, который остается  важнейшим элементом образовательного процесса.

Современный урок -

-       мотивирующий, побуждающий, интересный

-       деятельностный

-       рефлексивный

-       жизненно-, практико-ориентированный

-       воспитывающий

-       выходящий за рамки школьного класса, имеющий продолжение во внеурочной деятельности или внешкольных интересах ученика.

Такой урок обязательно в той или иной мере будет метапредметным.

 

К обязательным компонентам современного урока следует отнести:

         Целевой  (коротко говоря, это мотивация и установки). Если же подробнее, то учитель должен продумать свою работу на уроке, направленную на осмысление и принятие учащимися целей и задач урока; сам учитель должен ставить цели, которые носят развивающий  и воспитательный характер, уровень достижения которых можно отследить или измерить.

         Планируя содержательный компонент урока, учитель продумывает соответствие содержания целям урока, его практическую направленность, актуальность, проблемность, он должен выделить самое главное и определить оптимальный объем содержания, не забывая о межпредметной координации и метапредметных возможностях.

         Технологический компонент требует от учителя осознания целесообразности методов обучения; планирования способов активизации познавательной деятельности; использование методик, направленных на формирование социальных и познавательных мотивов; обязательный рефлексивный этап. При этом выбор технологий системно-деятельностного характера сегодня достаточно обширен:  коммуникативно-диалоговые, блочно-модульные, проблемно-поисковые, исследовательские, проектные, разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, развития критического мышления при чтении и письме, информационно-коммуникационные технологии и тп.

         Организационный компонент урока включает в себя создание условий для формирования субъектной позиции, поддержку позитивного самовосприятия учащихся, самооценки, неформальное общение, диалог с учителем и/или сверстниками, соотношение активности учителя и обучающихся, если необходимо – индивидуальную помощь детям.

         Наконец, результативно-рефлексивный компонент предполагает выявление и осмысление учителем обучающего  результата, развивающего  результата, степени осмысления учащимися личного результата, своего продвижения в учебном материале.

 

Таким образом, продумав и спроектировав эти компоненты, учитель может выстроить урок, отвечающий  современным требованиям.

 

Безусловно, работать по-новому – значит и самому меняться. К качествам современного учителя можно отнести способность к эмпатии, толерантность; организаторские способности; педагогическую наблюдательность; способность к импровизации, гибкость; внешний вид, культуру, мимику, жесты, обаяние.

Особенностью современного образовательного процесса является также сближение задач урочной и внеурочной деятельности, так общая их цель – достижение метапредметных и личностных результатов обучения.  

 

 

 

 

 


 

Основные требования к уроку : вопросы и ответы

Основные требования к уроку : вопросы и ответы

Самое же главное для учителя в период перехода на

Самое же главное для учителя в период перехода на

Таким образом, продумав и спроектировав эти компоненты, учитель может выстроить урок, отвечающий современным требованиям

Таким образом, продумав и спроектировав эти компоненты, учитель может выстроить урок, отвечающий современным требованиям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2024