«Создание презентаций и использование их в работе над расширением словарного запаса детей с нарушенным слухом во внеурочное время»
Цифровизация прочно вошла в нашу жизнь. Современный ребенок растет и развивается в окружении информационных технологий и новшеств. Как же помочь ребенку воспринимать этот сложный мир, если этот ребенок с ограниченными возможностями здоровья и имеет различные нарушения слуха и речи. На помощь воспитателю приходят цифровые образовательные ресурсы (в дальнейшем – ЦОР). Это некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. В своей работе педагог использует следующие средства информационно-коммуникативных технологий: компьютер, принтер, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамеру, мультимедийный проектор. Главное качество ЦОР, отличающее его от других образовательных ресурсов, заключается в интерактивном характере. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.
Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования огромного объёма наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью.
Педагоги нашей школы-интерната шагают в ногу со временем и активно осваивают инновационные образовательные ресурсы. Мы давно не представляем себе урока без информационных и компьютерных технологий (ИКТ), можно с уверенностью заявить, что урок, занятие, или мероприятие без использования инновационных технологий — это «сухой», скучный, малоэффективный и малоинформативный материал, ведь использование ИКТ прежде всего повышает мотивацию воспитанников к изучаемому предмету и материалу; развивает познавательную активность, возможность творческого самовыражения. Применение на уроке или занятие цифровых образовательных ресурсов помогает не только разнообразить их, сделать динамичными, увлекательными, но и сделать сложное наглядным, а значит доступным.
С помощью компьютера очень удобно создавать разные презентации в программе Microsoft Power Point . Презентации позволяют демонстрировать учащимся новый материал; проводить видеоэкскурсии; создавать сюрпризные моменты. В программе Microsoft Power Point различные игры по развитию речи (игра - «Найди звук в слове», «Раздели слово на слоги» и др.); презентации по развитию слухового восприятия учащихся и ознакомлению с социальными объектами по темам: «Спорт», «Аптека», «Поликлиника», «Первая помощь», «Парк», «Улица», «Вокзал», «Завод», «Театр», «Кино» и др.)
С помощью мультимедийной технологии разработаны и проведены занятия с презентациями «Он был первым» (памяти Ю.Гагарина), «Пусти в своё сердце доброту», «Откуда берётся и куда девается мусор?», «Какие бывают профессии», «Народные обычаи. Пасха» и др.; оформлена презентация класса.
Основа любой презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Использование средств мультимедия помогает представить явления, действия, предметы, ситуации в приближенном к реальности виде. Анимация даёт возможность наблюдать объект в действии, движении, что очень важно для детей с нарушением слуха. Иллюстративный материал, дополняющий текстовую информацию, даёт возможность образного представления речевого материала.
Учащийся с нарушенным слухом имеет возможность работать в индивидуальном режиме: прослушать и прочитать фразу несколько раз, вернуться к ранее воспринятому материалу и т.д.
Используя слайды можно работать с грамматической терминологией, показывая детям с нарушенным слухом пространственные отношения объектов, например, глаголы ПРЫГАТЬ, ВЫПРЫГНУТЬ, СПРЫГНУТЬ, ЗАПРЫГНУТЬ, ПЕРЕПРЫГНУТЬ и т.д. Различия этих глаголов невозможно объяснить ребёнку с нарушенным слухом. Но, с помощью разнообразного иллюстративного материала, как статического, так и динамического (Flash-анимации, видеоматериалов) можно легко объяснить ребёнку их значение.
Использование наглядности в презентации позволяет конкретизировать, уточнить и тем самым облегчить понимание и запоминание излагаемого материала. А если ученик с нарушенным слухом понял и запомнил значение этих глаголов, то станет использовать их в своей речи. Таким образом, новые слова появятся в активном словаре учащегося.
Компьютерные разработки в виде презентаций Microsoft Power Point предназначены для внеклассных занятий с детьми с нарушенным слухом по развитию речи, слухового восприятия, коммуникативных навыков учащихся по изучаемым в течение учебного года темам. Целью таких презентаций является развитие умения использовать слуховые и произносительные возможности доступные на данном этапе развития учащегося при общении с окружающими. Решаются следующие задачи: обучающие (пополнение активного словаря по теме; опознавание фраз с голоса другого (педагога)). Развивающие (развитие словесно - образного мышления и понимания текстовой информации; активизация словарного запаса, речевой активности; умение выполнять задания с помощью речевых инструкций и информационных источников). Воспитательные (воспитание организованности, самостоятельности в выполнении заданий; привитие интереса к изучаемой теме). Коррекционные (развитие слухового восприятия на речевом материале по изучаемой теме; воспитание навыков самоконтроля за своей речью; формирование умения вести диалог).
Ожидаемые результаты: усвоение лексики (словаря) по изучаемой теме, понимание смысла фраз; опознавание и различение вопросов, умение найти ответ с помощью визуальной и аудиоинформации; понимание речи окружающих (говорящих детей, педагогов, родителей); преодоление дефицита информации об окружающем мире.
Форма организации работы учащихся: индивидуальная (использование ЭОР расширяет возможности педагогического процесса и позволяет индивидуализировать под конкретного ребенка). Формы организации работы воспитателя: организаторская, обучающая, контролирующая, стимулирующая.
Педагогическая эффективность презентаций Power Point заключается в том, что:
1. Повышается интерес учащихся к занятию. Информация с экрана воспринимается лучше, чем книжная информация.
2. Наглядность позволяет сделать изучаемые события более доступными, воспитательно-образовательный процесс проходит в более комфортных условиях.
3. Развивается познавательный интерес, расширяется кругозор, накапливается словарный запас благодаря возможности соединения речевого материала с иллюстративным.
4. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход, т.к. можно обеспечить такую степень сложности, объём материала, темп его изучения, какая соответствует возможностям ученика.
5. Формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика с ОВЗ.
Для развития речи, коммуникативных навыков учащихся с нарушениями слуха можно собирать медиатеку, состоящую из: собственных компьютерных разработок по развитию речи в виде компьютерных презентаций по изучаемым темам (времена года, транспорт, растения, спорт и др.); озвученных мультимедийных презентаций из образовательных ресурсов сети Интернет; специализированных компьютерных программ, рекомендованных Институтом коррекционной педагогики; компьютерных обучающих программ-тренажёров; компьютерных развивающих программ.
Известно, что диалогическая речь развивает способность мыслить и повышает уровень коммуникативности учащихся. Этот процесс наиболее продуктивен в старшем школьном возрасте, т.к. общение является ведущей деятельностью подростков. Поэтому при изучении какой-либо темы воспитатель создаёт специальные условия - организует предварительные беседы и последующие обсуждения. Например, перед посещением социального объекта «Поликлиника», проводит предварительную работу по обогащению словарного запаса (семантики и лексики) учащихся, а так же грамматических представлений (морфологии и синтаксиса), отработку произносительных навыков, с помощью наглядного материала, с использованием информационно - коммуникационных технологий. После посещения поликлиники вместе с учениками создаёт презентацию (Microsoft Office PowerPoint), в которой наглядно выражают свои впечатления об увиденном. Совместное создание слайдов позволяет сделать работу более эффективной: дети сами подбирают иллюстрации в соответствии с темой, группируют речевой материал, составляют вопросы к речевому материалу, подкрепляют свои впечатления фоторепортажем.
Следующим этапом работы является защита презентации учениками на зачётном занятии у специалиста по коррекционной работе. Таким образом, в диалоге проявляются все коммуникативные навыки учащихся, т.к. все учащиеся одинаково ориентируются в теме занятия. У них формируются умения взаимодействовать в процессе общения (интерактивные): излагать мысли, задавать вопросы, обсуждать, умение увлечь за собой, умение управлять своим поведением в общении. Очевидно, что у учащихся появляется желание в течение занятия реализовать свою коммуникативную потребность.
Таким образом, применение компьютерных технологий в коррекционном обучении позволяет выйти на новый уровень помощи ребенку с особыми нуждами, работать не просто с каждым учеником, а работать с каждым по-разному, выстраивая индивидуальную программу обучения. Использование интерактивных технологий на занятиях и во внеурочное время способствует более успешному овладению произношением и устной речью, расширяет словарный запас, развивает мыслительную деятельность, способствует общему развитию детей с нарушением слуха, что является одним из условий их социализации и подготовки к жизни в современном обществе.
Литература
1. Жебровская О.О. «Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении детей с ОВЗ». - СПб.: Дидактика Плюс, 2017. – 369 с.
2. Паесянова Е.К. «Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ». - СПб.: Дидактика Плюс, 2015. – 355 с.
3. Рекомендации по использованию ИКТ с детьми ОВЗ. kopilrfurokov.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.