«Спокойного сна!» или организация жизни в детском саду.
Новойчик Марина Валерьевна,
воспитатель ВКК,
МАДОУ детского сада № 60
Октябрьского района г. Екатеринбурга.
Для решения одной из главных задач ФГОС ДО: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, мы учитываем индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальными потребностями, создаем условия для организации совместной или самостоятельной подготовки детей к режимным процессам, а именно – подготовки ко сну.
Половина шумного дня, полная игр и забав, подошла к концу. Пора укладывать детей спать. Наверное, частой бывает ситуация, когда какой-либо ребенок начинает капризничать, отказывается ложиться в постель. Возбужден ребенок, дети наблюдают за происходящим, нервничаете вы. Однако в вашей власти избежать таких болезненно-напряженных моментов.
Жизнь ребенка состоит из нехитрых ритуалов – ежедневного повторения одних и тех же действий в определенное время, таких как еда, прогулка, умывание, укладывание в кровать. Чередование этих ритуалов дарит ребенку ощущение психологического покоя, устойчивости окружающего мира. Недаром врачи, психологи и педагоги говорят о необходимости соблюдения в жизни ребенка строгого режима дня, рекомендуют дневной сон, который длится 2-3 часа. Но не все дети хотят ложиться днем, не все готовы подчиниться расписанию.
Сон - это защита
для нервной системы,
возможность развития, роста, накопления сил, их восстановление, непременное
условие жизни, столь же нужное, как вода и пища. Сон - это не
пассивное состояние организма, а активное. Более того, физиологами доказано,
что во время сновидения в мозгу ребенка происходит упорядочение, усвоение
полученной информации.
Ребенок не спит днем не потому, что не хочет, плохо засыпает вечером не потому,
что не устал, а из-за того, что не созданы условия для сна (не продуманы
бодрствование, питание, суточный режим; неудобные постель, одежда и т. д.). Но
дети, так же как и взрослые, различаются по потребности во сне. Про своих детей
вы должны знать, кто из них любит поспать, а кто наоборот, и регулировать
организацию сна в группе.
В каждой группе должен быть свой ритуал укладывания детей, то есть «набор» одних и тех же действий, предшествующих засыпанию и повторяющихся изо дня в день, включая слова, которыми взрослые обозначают отход ко сну. Главное, чтобы ребенок принял его.
Если вы будете ласковы и внимательны, найдете ту форму поведения, которая оптимально подойдет вашим детям и вам, то трудный момент подготовки ко сну может стать приятным временем общения, дарящим радость, тепло и внутренний покой ребенку.
Необходимо с первых дней пребывания в детском саду выработать у детей положительное отношение к сну. Подготовка детей ко сну используется педагогом для воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития самостоятельности. Возвратившись с прогулки, дети умываются, обедают, совершают послеобеденный туалет, раздеваются и аккуратно складывают одежду, занимаются спокойными играми, рассматривают книги. Педагог может рассказать детям что-либо по их просьбе. Для создания спокойной обстановки, детей приучают не бегать, не говорить громко.
В спальной комнате дети переодеваются в одежду для сна. Она может быть любой: другая рубашечка, ночная сорочка, пижама. Главное, чтобы одежда не стесняла тело, соответствовала температуре спальни. Важно, чтобы ребенок понимал, что для сна нужна другая одежда, и привыкал к этому. Дневная одежда просыхает в другом помещении, тело отдыхает, да и во время всех этих раздеваний-переодеваний ребенок невольно получает воздушные ванны. Заботой педагога должен стать контроль за температурой воздуха, проветриванием.
Малыши ложатся в кровать на правый или левый бок (как им удобно). Но не следует разрешать им ложиться на живот, съеживаться, подбирая колени, так как неправильное положение затрудняет кровообращение, дыхание и влияет на формирование осанки.
Когда дети засыпают, нельзя допускать шума, громкой музыки и разговоров; помещение не должно быть ярко освещено. Вы же тихим, спокойным, ровным голосом, без вопросов и обращений по именам, что-то рассказываете или напеваете. Можно использовать любимую игрушку «Вот мишка пришел. Зевает – спать хочет. Говорит: пора ложиться спать». Со старшими детьми можно поговорить о событиях дня, о хороших и полезных делах ребенка, младшим – рассказать сказку или почитать книжку со спокойным сюжетом и счастливым концом, которая поможет расслабиться и успокоиться после дневных забав. Укладывая детей спать, воспитатель проявит особую чуткость к ним: подойдет к каждому, заботливо укроет, так как в это время малыши обычно вспоминают дом, близких. Пока дети не уснут и первые 40 минут сна особенно необходимо ваше присутствие в спальне. Иногда одному нужно поправить одеяло, другому исправить позу, с третьим посидеть и т. д. Дети дошкольного возраста не лишены чувства страха, одиночества. В течение этого времени осуществляется переход сна в глубокую его фазу, который может сопровождаться кратковременными пробуждениями (особенно у нервно-возбудимых или «новеньких» детей), поэтому важно, чтобы рядом был заботливый, доброжелательный взрослый.
Для установления преемственности в работе детского сада и семьи воспитатель рассказывает родителям о правильной организации сна в домашних условиях. Важно разъяснить, что для крепкого, спокойного и здорового сна ребенку необходима индивидуальная кровать, свежий воздух и определенные часы укладывания. Перед сном с ним хорошо погулять. Нужно убедить родителей в том, что вечером вредно перекармливать детей, поить их крепким чаем, кофе или какао; нельзя рассказывать страшные сказки, играть в шумные подвижные игры, перегружать телевизионными передачами. Не следует на ночь давать много жидкости.
Необходимо помнить о том, что ребенок, который не имеет дневного сна, слишком перенасыщает свою нервную систему. Такому малышу сложно уснуть и вечером, ему чаще сняться кошмары, он становиться раздражительным, вечно хнычущим и недовольным.
«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает… Нет. Успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении». Марсель Ашар.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.