Тема: Способы
создания благоприятного микроклимата в коллективе
Развитый
детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения
личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов
предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу
общества, забота об общем результате, определенные организация и характер
общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы
взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой
деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной,
спортивной и др.
Климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и имеет
важнейшее значение для личностного развития ребенка. Благоприятный микроклимат
в коллективе – это совокупность характеристик группы, преобладающий и
устойчивый настрой коллектива, характер взаимоотношений в нем, которые
благоприятно влияют на членов данного коллектива, способствуют позитивному
разрешению возникающих проблем.
В
ходе моей работы использовался ряд способов создания благоприятного
микроклимата в коллективе. Развитию сплоченности класса способствовала
коллективная деятельность, направленная на достижение общей цели: разработка
правил и законов класса, которые выступали необходимым условием для ощущения
защищенности, безопасности и комфортности детей в пространстве класса;
воспитательные дела; совместные переживания (коллективные поздравления с днем
рождения учащихся, выражение искреннего сочувствия в период болезни, проигрыша
в эстафете); совместные посещение концертов, походов, проведение праздничных
дней. В ходе проведения этих дел мы поощряли активность, инициативу,
креативность. Были разработаны и проведены пять практических занятий,
направленных на создание благоприятного микроклимата в классе, по темам
«Я+Я=Мы», «Вот я какой (-ая)!», «Мы – коллектив», «Выставка дружбы нашего
класса» и др. В ходе практических занятий мы обращали внимание детей на
положительные черты одноклассников, на лучшие поступки товарищей; на поведение
ребят: живость, активность, заинтересованность детей обеспечивали положительные
результаты занятий. Все это создавало добрую атмосферу в коллективе, заставляло
детей тянуться к товарищам, стараться сделать друг для друга и для педагога
что-то хорошее, приятное, радостное.
Также, хочу перечислить некоторые правила создания хорошей
атмосферы в классе, которые я выделила, изучая литературу по данной проблеме:
Показатели благоприятного микроклимата соответствуют личностно-ориентированному
подходу, который мы рассматриваем как важнейшую особенность деятельности
педагога в этом направлении работы.
В результате проведенной работы в классе улучшился микроклимат, ребята
стали внимательнее и дружелюбнее относиться к одноклассникам.
В классе наметился актив, который начал помогать учителю в работе. По
впечатлениям родителей, ребята стали проявлять интерес к одноклассникам, жизни
класса. За короткий период нельзя изменить микроклимат класса, который
складывается годами. Но в результате своей работы я увидела наметившиеся
тенденции к его улучшению. Практическая работа позволила прийти к следующим
выводам: – совместная жизнедеятельность в рамках класса дает возможность
классному коллективу перейти к более высокому уровню организации, модифицирует
межличностные взаимоотношения и ведет при благоприятных условиях, грамотном
руководстве учителя на следующую ступень развития; – настрой ребят на
совместную деятельность с одноклассниками, проведение практических занятий на
сплочение детского коллектива помогли изменить межличностные отношения в
классе, улучшить его микроклимат. Сплочение классного коллектива – сложный,
продолжительный процесс. Поэтому педагогу необходимо постоянно отслеживать
развитие взаимоотношений ребят в процессе их совместной деятельности.
Литература: 1. Дереклеева, Н.А. Справочник классного
руководителя. Начальная школа. 1-4 классы / Н.А. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2003.
– 240 с. 2. Загорский, П. Особенности детского коллектива /
П. Загорский // Директор школы. – 2007. – № 3. – С. 21-25. 3.
Матвеева, О.А. Развитие коммуникации у детей младшего школьного возраста / О.А.
Матвеева // Вопросы психологии. – 2009. – № 1 – С. 17-23.
4. Шепель, В.М. Понятие
психологического климата / В.М. Шепель // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. –
С. 17-21.
Классный руководитель:
Зикрацкая Е.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.