Статья "Способы запоминания китайских иероглифов"
Оценка 5

Статья "Способы запоминания китайских иероглифов"

Оценка 5
docx
01.02.2024
Статья "Способы запоминания китайских иероглифов"
способы запоминания иероглифов..docx

Многопрофильная гимназия № 12 г Читы

 

 

 

 

 

 

 

«Способы запоминания китайских иероглифов»

 

 

Учитель китайского языка

Поморова Анна Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита, 2024

Китайский язык – один из древнейших языков мира. В настоящее время на нем разговаривают более 1.3 млрд. человек. Он является официальным языком Китайской Народной Республики, Тайваня и Сингапура. Китайский язык служит одним из шести рабочих языков Организации Объединенных Наций. Интересно, что на территории Китая существует огромное количество диалектов. Кроме того, в начале 20 века для китайского языка создали латинскую транскрипцию (пиньинь). Согласно этой системе, над слогами ставятся специальные диакритические знаки, которые указывают тон при произношении (ровный, нисходящий, восходящий, и нисходяще-восходящий). В отличие от европейских языков, китайский язык обладает рядом особенностей, характерных только для него.

Самой главной отличительной чертой китайского языка является отсутствие алфавита. Если в европейских языках есть определенный набор графических элементов, которые передают звучание и, объединив которые мы можем получить то или иное слово, то в китайском такие элементы отсутствуют. Нет оформленного графически звукового минимума, который бы использовался в качестве базы для составления слов. Потому произношение и звучание слова не зависит от того, какие элементы содержит в себе иероглиф. Произношение слова и его написание никак не связаны между собой, следовательно, для учеников возрастает количество материала на усвоение – нужно запомнить и произношение, и написание иероглифа, и перевод.

Второй отличительной чертой является наличие тонов. Значение слова зависит от интонации, с которой оно произносится. Всего различается 4 основных тона и один лёгкий тон.

Человеку, у которого слух не приучен улавливать такие тонкости в интонации, будет трудно понять смысл сказанного. Интересно, что такое строение языка в определенных случаях может вызвать сложности восприятия на слух даже у самих его носителей из-за существования диалектов и произносительных различий.

Третьей особенностью  и немало важной – являются иероглифы. Как правило, слова в китайском языке либо односложные, либо двухсложные, а потому состоят либо из одного, либо из двух иероглифов. Редко встречаются более длинные слова, как правило, это заимствованная или специальная лексика. Каждое слово – это отдельный иероглиф. Встречаются случаи, когда иероглифы комбинируются между собой, образуя новые слова. Например, «телефон» – это объединение таких слов как «электричество» и «речь», потому о значении слова можно догадаться. Но, в основном, каждый иероглиф имеет свое собственное значение. Китайский язык включает в себя более 20 тысяч иероглифов, однако для чтения газет, а также для разговорного общения с носителями достаточно знание 3000-5000 иероглифов, что тоже немало. Кроме того, в силу тысячелетней истории  иероглифов, у жителей Поднебесной сложилось трепетное отношение к иероглифике. Иероглиф для китайца – это не просто слово, это знак, символ, имеющий сакральное значение. По этой причине в Китайский Новый год дома украшают иероглифами, обозначающими «счастье», «здоровье», «удача», «богатство», «любовь», то есть считается, что раз слово догадаться. Но, в основном, каждый иероглиф имеет свое собственное значение. Китайский язык включает в себя более 20 тысяч иероглифов, однако для чтения газет, а также для разговорного общения с носителями достаточно знание 3000-5000 иероглифов, что тоже немало.  Именно поэтому носители китайского языка достаточно требовательны и к себе в плане написания иероглифов, и к иностранцам. Считается, что небрежно написанный иероглиф показывает неуважение к тысячелетней культуре и нации в целом. Жителям других стран необходимо не только научиться писать иероглифы, но и делать это аккуратно и красиво, соблюдая порядок черт и гармонию в расположении элементов.

Кто изучает иероглифы, с течением времени оттачивает зрительное восприятие знаков и может их хорошо запоминать и различать. Одним словом, китайцы сумели так построить свой язык, что его познание развивает в человеке прекрасное и учит его гармонировать с окружающим миром. Таким образом, основной сложностью при изучении китайского языка становится фонетика и иероглифика. Запоминание большого количества иероглифов, не связанных между собой произношением, в корне отличающихся друг от друга, представляет наибольшую сложность для всех, кто начинает изучать китайский язык. Важно не просто запомнить слово, но и уметь его воспроизвести красиво и аккуратно.

 

 

Способы запоминания иероглифов

Так как китайский язык преподается в нашей стране не только в высших учебных заведениях, но и в школах, учителя подбирают способы запоминания китайских иероглифов, в зависимости от  возраста обучаемого. Как правило, преподаватели используют методы из английского языка, способы, которые используют сами китайцы, а также собственные наработки.

1. Прописывание иероглифов. Этот метод применяется в самом Китае, для него характерно многократное прописывание одного слова с целью его дальнейшего запоминания. Именно благодаря его распространенности в Поднебесной, этот способ активно используется преподавателями и в других странах. Однако, как показывает практика, это хороший способ для того, чтобы рука привыкла к написанию иероглифов, к написанию новых черт, также, как и прописи в русском языке помогают на начальном этапе, однако в качестве способа именно запоминания новых слов прописывание иероглифов не достаточно эффективно.  

2. Иероглифические игры – это набор творческих находок преподавателей, благодаря которым возможно многократное чтение, написание, использование того или иного иероглифа в различных игровых заданиях с целью его дальнейшего запоминания:

ü    разбиваем иероглиф на части, нужно правильно соединить части иероглифа. Учитель записывает в два столбика части от двусложных иероглифов, задача учащихся – верно соединить эти части;

ü    исправить ошибки в иероглифах. Учитель записывает на доске иероглифы, намеренно допустив в них ошибки, написав дополнительные черты и элементы, ученикам необходимо исправить ошибки;

ü    самостоятельно дописать иероглиф. Учитель записывает иероглифы, пропусти в них часть, элемент или полноценный иероглиф в двусложном слове, задача учащихся – восстановить пропущенный элемент;

ü    игра «мемо» с иероглифами. Выдается комплект карточек, который выкладывается на парту изнаночной стороной вверх, задача учащихся – открывая две карточки, найти пару одинаковых иероглифов и назвать их, побеждает тот, кто соберет больше пар;

 

ü    зачеркиваем одинаковые иероглифы. Учащимся выдается лист с несколькими иероглифами, которые повторяются многократно. Задача учащихся – вычеркивать одинаковые иероглифы в той очередности, которую называет учитель;

ü    игра в домино. Повторяет всем известную игру, только в качестве игрового материала используется комплект с иероглифами, подготовленный учителем;

ü    соединение иероглифа с соответствующей ему картинкой. Выдается комплект картинок и иероглифов, задача учащихся – соединить иероглиф с той картинкой, которую он обозначает;

ü    использование настольных игр: игра-ходилка, «Монополия». Любые настольные игры могут быть трансформированы в игры с иероглифами. К примеру, в игре в «Монополию» можно покупать и продавать улицы не с помощью денег, которые идут в игровых комплектах, а с помощью карточек с иероглифами, называя которые можно эффективно продолжить игру

ü    решение иероглифических сканвордов. Согласно изучаемой теме, учитель готовит сканворд с иероглифами, учащийся находит слово или часть слова, а может даже и предложение;

ü    исчезающие иероглифы. На доске пишутся несколько иероглифов, затем ученики закрывают глаза, учитель стирает один или два иероглифа, задача учеников – восстановить исчезнувшие иероглифы;

ü    составление предложений и собственных примеров с конкретным иероглифом, задача ученика – придумать свою фразу с ним; перевод предложений с русского на китайский – учитель диктует фразу на русском языке с новым изучаемым иероглифом, ученики должны перевести и записать эту фразу на китайском;

ü     восстановить порядок слов в предложениях – предложение с новым иероглифом разбивается преподавателем на составные части, задача учащихся – восстановить изначальный порядок, верно используя новое слово во фразе.

3. Метод ассоциации. Каждый иероглиф – это картинка, имеющая множество элементов, но зачастую, с помощью фантазии учеников и учителя, можно придумать ассоциацию к тому или иному иероглифу, чтобы легче было его запомнить. К примеру, иероглиф «» число 4, содержит в себе элемент, напоминающий окно со шторами, способствует тому, что иероглиф запоминается учениками практически сразу же, на первых занятиях. По этой причине, изучая новые иероглифы, можно придумывать свои ассоциации, на что иероглиф похож, чтобы было легче его запомнить.

Например: «» число 5 – напоминает «35», «» число 6 – «человечка», «» число 7 – «перевернутое число 7» «» число 9 – «человечек стоит на коленях» и т.д. Названия родственников: «哥哥» старший брат ассоциируется с «двухэтажным домом», «爸爸» папа – сверху элемент напоминает «молоточки». Однако, данный метод подходит не ко всем иероглифам, а только к части из них, поэтому он не может быть использован в качестве универсального.

Таким образом, рассмотрев вышеприведенные способы, мы отметили, что некоторые из них, даже несмотря на традиционность, могут быть применимы не ко всем иероглифам (к примеру, прописи, или же – метод ассоциаций), кроме того, необходима не изолированная работа с одним конкретным иероглифов, а работа с новыми словами во фразах и предложениях, поэтому мы можем сделать вывод о том, что наиболее эффективно и продуктивно использовать все способы вместе. Именно такая комплексная работа позволяет запомнить новые слова и использовать их в речи и на письме.

 

 

 

 

 

 


 

Многопрофильная гимназия № 12 г

Многопрофильная гимназия № 12 г

Китайский язык – один из древнейших языков мира

Китайский язык – один из древнейших языков мира

Встречаются случаи, когда иероглифы комбинируются между собой, образуя новые слова

Встречаются случаи, когда иероглифы комбинируются между собой, образуя новые слова

Способы запоминания иероглифов

Способы запоминания иероглифов

Учащимся выдается лист с несколькими иероглифами, которые повторяются многократно

Учащимся выдается лист с несколькими иероглифами, которые повторяются многократно

Например : « 五 » число 5 – напоминает «35», « 六 » число 6 – «человечка», « 七 » число 7 – «перевернутое число…

Например : « 五 » число 5 – напоминает «35», « 六 » число 6 – «человечка», « 七 » число 7 – «перевернутое число…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2024