Курсовая работа по педагогике. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова
Оценка 4.6

Курсовая работа по педагогике. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова

Оценка 4.6
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
4 кл
29.01.2024
Курсовая работа по педагогике. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова
курсовая работа по педагогике, 3 курс
Система развивающего обучения эльконина-давыдова.docx

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЭЛЬКОНИНА - ДАВЫДОВА

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова…………………………………………………………6

1.1. История развития и становление концепции развивающего обучения………………………………………………………………………………6

1.2. Характеристика развивающего обучения в концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова………………………………………………………………………9

1.3. Деятельность Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова как педагогов-новаторов в концепции развивающего обучения…………………...……………13

Выводы по 1 главе…………………………………………………………......16

Глава 2. Методическая и теоретическая основа развивающего обучения…………………………………………………………………………..…17

2.1. Методы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова…………………………………………………………………………….17

2.2. Целесообразность использования методов развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в условиях современной начальной школы………22

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………….........26

Список литературы………………………………………………………...….28

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Концепция развивающего обучения по методике Эльконина и Давыдова разрабатывалась с учетом запроса советского общества во второй половине ХХ века. Государство строило коммунизм, ему были необходимы думающие, образованные, самостоятельные люди. Слово «человек» тогда звучало гордо. И этим лозунгом было пронизано все творчество и стремления поколения «шестидесятников», которое, впрочем, многие наши современники считают «слишком прекраснодушным». Однако, они верили в светлое будущее и каждый на своем поприще старался его приблизить.

Так Даниил Борисович Эльконин, выдающийся педагог-новатор, разрабатывает концепцию развивающего обучения вместе со своим учеником и продолжателем своего педагогического служения Василием Васильевичем Давыдовым.

Теория развивающего обучения и воспитания (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) основывается на гипотезе, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития (образования). В частности, в основе концепции содержательного обобщения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина лежит положение о ведущей роли теоретического знания (содержательного обобщения) в формировании интеллектуальных свойств личности. Ребенок в этой концепции выступает как субъект процесса познания, осуществляющий рефлексивную деятельность [9].

На Петербургском международном образовательном форуме, проходившем весной 2022 года в Санкт-Петербурге, поднимался вопрос актуальности отечественных систем развивающего образования (в том числе и развивающего обучения по Эльконину - Давыдову) в контексте действующих и обновленных ФГОС. Спикеры семинара, именитые доктора педагогических наук, кандидаты наук и действующие учителя образовательных учреждений сошлись во мнении, что «школы, работающие в системе развивающего образования, более профессионально устойчивы в решении образовательных задач и вызовов современного общества» [7].

Сам Василий Давыдов мечтал о школе, где главными были не вопросы «как научить читать, писать, считать?» и т.д. Он задумывал школу, которая будет развивать в человеке способность «быть творцом, «стратегом и генералом» собственной жизни». Таким образом, основной задачей школы он видел формирование умения критически смотреть на вещи, разбираться, почему в одних ситуациях нужно поступать так, а не иначе, умение добывать информацию и, главное, желание ее добывать [7].

Система Эльконина - Давыдова противопоставлена современным системам обучения прежде всего по одному принципиальному признаку: она направлена на формирование познавательной деятельности школьника.

Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова в настоящее время является единственной программой развивающего обучения, одобренной Министерством образования и науки, и входит в список рекомендаций ФГОС для начальной школы [4].

Цель исследования: определить целесообразность использования концепции развивающего обучения по системе Эльконина - Давыдова в современной начальной школе.

Объект исследования: начальная школа, как платформа для использования методов развивающего обучения, разработанных Элькониным и Давыдовым.

Предмет исследования: система развивающего обучения, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.

Задачи исследования:

1.            Изучить теоретические основы концепции развивающего обучения по системе Эльконина - Давыдова

2.            Изучить опыт применения теории развивающего обучения Эльконина-Давыдова в современной начальной школе

3.            Сделать выводы о целесообразности применения теории развивающего обучения Эльконина - Давыдова.

4.            Определить методы, разработанные Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, которые актуальны в условиях реализации ФГОС.

Методы исследования: основаны на использовании методологии системного подхода, конкретизированы совокупностью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, группировка и пр.

Структура курсовой работы: базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

1.1. История развития и становление концепции развивающего обучения

Даниил Борисович Эльконин – советский психолог и педагог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Кандидат педагогических наук (1940), доктор психологических наук (1962), член-корреспондент АПН СССР (1968).

Давыдов Василий Васильевич – российский ученый-психолог, действительный член Академии педагогических наук СССР (1978, Российской академии образования с 1992), вице-президент АПН СССР (с 1989, РАО с 1992), заслуженный деятель науки России (1996), автор трудов по психологии обучения, общей психологии.

Даниил Борисович Эльконин – основоположник концепции развивающего обучения имел непростую научную и личную судьбу. До ВОВ он работал учителем начальных классов, во время войны пошел добровольцем на фронт, но после войны его не демобилизовали, а назначили преподавать психологию на военной кафедре. В возрасте 54 лет от добровольно вышел в отставку и занялся научной работой, возглавив Лабораторию психологии младших школьников. В 1959 году к лаборатории присоединился В.В. Давыдов, который впоследствии станет соратником и соавтором концепции развивающего обучения.

 Д.Б. Эльконин видел первостепенной задачей Лаборатории изучение учебной деятельности младших школьников. Он выделил учебную деятельность как основной вид деятельности детей школьного возраста и ее субъект – абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Было установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и др.). Была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования.

Видя проблемы школьного образования в стране Даниил Борисович Эльконин взялся за разработку системы обучения, которая бы отвечала на вопросы, поставленные перед школой как таковой. Эльконин обнаружил, что школьное обучение «лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.)», а не создает “зон ближайшего развития”. Эльконин в своих трудах отмечал, что обучение грамоте, чтению, грамматике, орфографии носит чисто практический характер, не имея под собой научной основы. Что затрудняет формирование учебной деятельности и выявление ее основных компонентов. Перед лабораторией Даниила Борисовича Эльконина была поставлена задача пересмотреть содержание и методику обучения основным предметам – чтению, орфографии, математике – в начальной школе. Пересмотр программы заключался в первую очередь в приближении к современным знаниям в математике и лингвистике, а также в насыщении программ содержанием, стимулирующим умственное развитие [5].

В 1959 г. лаборатория занималась наблюдениями в начальных классах московских школ. В результате наблюдения сотрудники Эльконина пришли к выводу, что «учебная деятельность (именно как деятельность в ее понимании А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и др.) в реальной работе младших школьников была представлена очень слабо или отсутствовала совсем» [5].

На основании данных, полученных сотрудниками лаборатории, Даниил Борисович пришел к следующим принципиальным выводам: 1) закономерности формирования целостной учебной деятельности школьников психологами не изучались (исследованию подвергались лишь отдельные частные ее стороны), поэтому не были раскрыты ни объективные ее структуры, ни процесс ее формирования, ни ее ведущая роль в психическом развитии младших школьников; 2) содержание обучения младших школьников, определяемое дидактами и методистами и вносимое ими в учебные программы начального образования, не соотносилось с основными требованиями формирования учебной деятельности; 3) начальная школа строится не на основе учебной деятельности детей, а на основе усвоения ими конкретных и частных примеров решения практических жизненных задач; 4) в детской и педагогической психологии необходимо существенно менять привычные методы исследования: нужно решительно переходить от констатирующего экспериментирования к организации активного формирования у младших школьников учебной деятельности, т.е. необходимо разработать метод формирующего эксперимента [5].

В начале 60-х годов лаборатория психологии детей младшего школьного возраста при Институте психологии АПН РСФСР начала создавать экспериментальные классы для формирования активной учебной деятельности школьников. “Обучение и воспитание, являющиеся процессом формирования, выступают как общий методологический принцип исследования процессов развития”. Обучение чтению, письму и математике в нем служили первым опытом создания “клиники нормального развития детей”. Опираясь на важнейшее положение Л.С. Выготского о том, что в основе умственного развития детей лежит содержание усваиваемых ими знаний, лаборатория начала разрабатывать новые учебные программы по русскому языку, математике, труду.

Таким образом, концепция развивающего обучения Эльконина - Давыдова возникла в ответ на назревшие проблемы в образовании, обучении и воспитании детей раннего школьного возраста в начале 60-х годов прошлого столетия.

 

1.2. Характеристика развивающего обучения в концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

Теория развивающего обучения основывается на ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека. Знания не подаются в готовом виде. Детям оставляется возможность самостоятельно добыть знания. Учебная деятельность, по В. В. Давыдову, — это система учебных задач, где под учебной задачей понимается задача, которая вынуждает ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. Задачей системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова является обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизмении и способного к нему. Педагог в концепции развивающего обучения должен обладать рядом определенных качеств. Это должен быть мобильный, думающий человек, профессионал, не только владеющий новым предметным содержанием, но и опирающийся в своей педагогической деятельности на психологические особенности ученика начальной школы. Учитель, желающий работать в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, поставлен перед необходимостью искать новые формы и методы организации коллективно-распределенной деятельности учащихся [7].

Эльконин в одном из своих научных трудов ссылается на психолога П.П. Блонского, который отстаивал идею периодизации развития мышления детей. Вот что Даниил Борисович приводит в своем труде: «Школа, — писал П. П. Блонский, — обучая детей, неизбежно должна считаться со степенью развития их мышления. Поэтому можно с достаточной уверенностью предположить, что школьные программы до известной степени отражают общий ход развития мышления школьников...» И далее: «В итоге анализа программы (обучения - прим.) П. П. Блонский приходит к следующей схеме, дающей представление об общем ходе развития мышления: раннее и позднее детство характеризуется мышлением по правилам и стремлением к детализации; возраст полового созревания — доказывающим мышлением, включающим мыслительную детализацию; раннее предпубертальное детство — конкретным мышлением...» [10, с.9]. Даниил Борисович не согласен с этой идеей и отстаивает мнение о доступности теоретических основ наук уже в начальной школе, в противовес принятому еще со времен царской России дифференцированному обучению. Выготский говорил о том, что в 30-х годах ХХ века еще слишком была распространена точка зрения о том, что обучение и развитие – это два разных, не зависящих друг от друга процесса. «Развитие ребенка представляется как процесс, подчиненный природным законам и протекающий по типу созревания, а обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития» [10, с.10].

Тот же Блонский замечает, что умственное развитие наиболее себя проявляет в подростковом возрасте, как раз тогда, когда практически закончен процесс созревания. Эльконин же, в такт Выготскому, подчеркивает тот факт, что это связано как раз с программами обучения, которые никак не развивают мышление, а просто на просто обучают. «Ничего нового не возникло в умственном развитии ребенка от того, что мы его обучим грамоте. Это будет тот же самый ребенок, но грамотный» - пишет Выготский. Позднее Ананьев, предметом исследования которого была именно начальная школа, сказал о том, что наиболее яркий скачок умственного развития ребенка происходит как раз на первом году обучения в школе. «Далее темпы умственного роста несколько замедляются вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Возникают парадоксальные явления: при дальнейшем нарастании суммы усваиваемых знаний, навыков и умений происходит относительное замедление роста умственных сил, способностей детей, особенно к обобщению и применению знаний на практике» - заключил Ананьев [10, с.186]. Основываясь на высказываниях Ананьева, Эльконин пришел к выводу, что «в младшем школьном возрасте на первый план выдвигается развитие интеллекта. Именно это приводит к качественной переработке ранее развивающихся восприятия и памяти, к превращению их в произвольные процессы».

Лев Семенович Выготский – основоположник отечественной психологии детства, чьими последователями являлись Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов – выработал такие понятия, как «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Коротко можно определить эти понятия так: зона актуального развития — это то, что ребенок может делать самостоятельно; зона ближайшего развития – область  знаний или действий, которые без помощи взрослого ребенку пока не доступны, но вместе со взрослым ребенок сможет справиться. «Педагогика, — писал Л. С. Выготский, — должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».

Очевидно, труды предшественников оказали большое влияние на становление концепции развивающего обучения Эльконина и Давыдова. Как отмечал Даниил Борисович, «в современной школе раздельно существуют три задачи: 1) усвоение определенного объема знаний; 2) умственное развитие; 3) создание познавательных мотивов. Но, может быть они могут решаться одновременно на одном пути? Мы отвечаем на этот вопрос положительно. Определяющим, центральным звеном в решении всех трех задач выступают содержание усваиваемых знаний и органически связанные с ними адекватные способы преподавания". Таким образом, Д. Б. Элькониным изначально ставился вопрос о необходимости иного содержания обучения и способов обучения младших школьников. Взяв за основу теорию Выготского о зонах развития, Даниил Борисович и Василий Васильевич сформулировали концепцию развивающего обучения, которая характеризуется следующими положениями: 1) Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы; 2) Усвоение знаний, конституирующих данный учебный предмет или его основные разделы, в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми; 3) Формирование умения при выявлении предметных источников тех или иных знаний обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний; 4) Умение воспроизводить это отношение в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде; 5) Умение конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно; 6) Умение переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.

В основе концепции развивающего обучения лежит идея формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии [11, с.230].

Предложенная система развивающего обучения противопоставлена существующей системе, прежде всего, по принципиальному направлению – формирование учебной деятельности школьника. Традиционное обучение, которое наиболее распространено в школах России, преимущественно направлено от частного к общему, от случая к системе, от явления к сущности. Василий Васильевич Давыдов назвал мышление, которое формируется вследствие такого обучения эмпирическим.

В. В. Давыдов поставил вопрос о разработке новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Мышление, развивающееся в ходе такого обучение Давыдов назвал теоретическим, а само такое обучение – развивающим.

Цель развивающего обучения заключается в формировании основ теоретического мышления у детей.

Вывод. Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Она рассматривает в качестве основной цели обучения развитие личности ребенка в особых условиях специально организованной учебной деятельности. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. На становление концепции развивающего обучения повлияли такие маститые отечественные психологи как Выготский, Ушинский, Ананьев.

 

1.3. Деятельность Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова как педагогов-новаторов в концепции развивающего обучения

С 1959-1960 годов Лаборатория Даниила Борисовича Эльконина при АПН начала разрабатывать программы развивающего обучения и проверять их эффективность в экспериментальных классах, которые открывались по всей Москве, а так же в городах на периферии. Новые программы обучения затрагивали такие дисциплины как русский язык, математика и труд. Научный коллектив лаборатории во главе с Даниилом Борисовичем и активным участием Василия Васильевича разрабатывал систему образования, которая отвечала концепции развивающего обучения, целями которого помимо развития теоретического мышления у детей были также формирование активных способов интеллектуальной деятельности и освоение логики познания. Учебник русского языка составил Эльконин в соавторстве с Е.Е. Шулешко, учебник математики разработал В.В. Давыдов, программу дисциплины труд подготовила Э.А. Фарапонова.

Перу Д. Б. Эльконина принадлежит большое количество научных статей и несколько книг, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Даниил Борисович посвятил несколько статей научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях. Был участником международных делегаций и популяризатором развивающего обучения.

Большое значение для отечественной психологии имела разработанная Элькониным возрастная периодизация, в которой он выделил ведущие деятельности в разные возрастные периоды, а также конкретизировал познавательную и мотивационную деятельности.

Работы по педагогической психологии В.В. Давыдова посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. Теоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе № 91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.

В.В. Давыдов выделил шесть основных различий эмпирического и теоретического знания.  «Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями» - В.В. Давыдов [9, с.103].

 

Таблица 1. Различие эмпирического и теоретического мышления по В.В. Давыдову

Эмпирическое знание

Теоретическое знание

1. Знание вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; в результате в них выделяются общие свойства. 

 

1. Знание возникает при анализе роли и функций некоторого особенного отношения внутри целостной системы, отношение является генетически исходной основой всех проявлений системы.

2. При сравнении выделяется некоторая совокупность предметов, относимых к определенному классу (на основе формально общего свойства, без раскрытия внутренней их связи).   

 

2. В процессе анализа раскрывается генетически исходное отношение, всеобщее основание, сущность целостной системы.

 

3. Знание, опирающееся на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его свойства.

3. Знание, возникающее как мысленное преобразование предметов, отражает их внутренние отношения и связи, «выходя» за пределы представления.

 

Главным локомотивом в трудах Давыдова был установленный факт, что интеллектуальные способности младших школьников гораздо шире, чем предполагалось ранее. Это важное замечание было с энтузиазмом воспринято в педагогической среде. Благодаря поддержке коллег, идеи Эльконина и Давыдова начали активно проникать в массы и внедряться в образовательных учреждениях по всей стране, тогда - СССР.

Позднее, в 1970 году, в своей докторской диссертации В.В. Давыдов впервые дал развернутое теоретическое обоснование экспериментальных исследований коллектива лаборатории, возглавляемой сначала Элькониным, а затем им самим. Он открыто доказательно подтвердил что «традиционная система начального обучения имеет весьма устарелые логико-психологические основания, связанные с эмпирической теорией мышления» [3].

Вывод из вышесказанного следующий. Система обучения Эльконина - Давыдова еще при жизни Василия Васильевича получила государственное признание. Она стала одной из государственных образовательных систем обучения, ей был присвоен статус государственной экспериментальной системы, а цикл работ по ее созданию получил высшее признание в области образования – Премию Президента РФ в области образования (1996). Деятельность авторов концепции развивающего обучения внесла неоценимый вклад в развитие отечественной педагогики и психологии, что позволяет по-другому смотреть на развитие, воспитание и обучение детей младшего школьного возраста.

Выводы по 1 главе

Из вышесказанного следует что, концепция развивающего обучения Эльконина - Давыдова возникла в ответ на назревшие проблемы в образовании, обучении и воспитании детей раннего школьного возраста в начале 60-х годов прошлого столетия. Основы теории, разработанной коллективом Эльконина - Давыдова основываются на психологических высказываниях Выготского о зоне ближайшего развития. Ученые были уверены, что детям для понимания и усвоения доступно гораздо больше, чем предлагала школьная программа того времени.

Главная цель концепции развивающего обучения заключается в формировании способности к саморазвитию, самопознанию и рефлексии через специально организуемый процесс обучения.

Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Она рассматривает в качестве основной цели обучения развитие личности ребенка в особых условиях специально организованной учебной деятельности. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. На становление концепции развивающего обучения повлияли такие маститые отечественные психологи как Выготский, Ушинский, Ананьев.

Система обучения Эльконина - Давыдова еще при жизни Василия Васильевича получила государственное признание. Она стала одной из государственных образовательных систем обучения, ей был присвоен статус государственной экспериментальной системы, а цикл работ по ее созданию получил высшее признание в области образования – Премию Президента РФ в области образования (1996). Деятельность авторов концепции развивающего обучения внесла неоценимый вклад в развитие отечественной педагогики и психологии, что позволяет по-другому смотреть на развитие, воспитание и обучение детей младшего школьного возраста.

Концепция развивающего обучения Эльконина - Давыдова – единственная развивающая программа, одобренная Министерством образования и науки и внесенная в список рекомендуемых программ ФГОС.

 

Глава 2. Методическая и теоретическая основа развивающего обучения

2.1. Методы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

Ребенок, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее исходное основание. Выделяя и фиксируя это основание ребенок производит содержательное обобщение данной системы. Опираясь на это обобщение, он способен проследить происхождение частных и единичных особенностей системы. Теоретическое мышление заключается в том, что создает содержательное обобщение той или иной системы, а затем строит эту систему, раскрывая всеобщность ее основания [4].

В системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами: 1) Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета; 2) В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия; 3) Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как ученическая деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Вводимые теоретические понятия важны не сами по себе, а лишь как обоснование способа действия, которое осваивают ученики. Объем и порядок введения теоретических понятий определяется логикой разворачивания способа действия (письма, вычисления и пр.)

Основной метод помощи учителя ученикам в системе Эльконина - Давыдова - не давать знаний в готовом виде, например, в виде определений, не давать готовых образцов решения типовых задач, но создать такую ситуацию, в которой дети смогут сами найти новый способ решения задачи и сами определить то новое, что они обнаружили в предмете изучения.

Содержание курса в системе Эльконина - Давыдова на первый взгляд мало отличается от других общепринятых программ. Предметы изучаются те же. Однако в этой системе каждое понятие несет в себе общий способ решения широкого класса практических задач и имеет действенную силу. В частности, понятие позволяет ученикам находить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами и ставить новые учебные задачи. Иными словами, понятия обладают системными свойствами не только для учителя, но и для ребенка.

Новые логико-психологические подходы позволяют строить учебные программы на принципиально других основаниях: 1) учебные предметы можно строить сообразно архитектуре современного знания, в котором содержится единство логического и исторического; 2) возможна такая организация предметной деятельности учащихся, при которой усвоение ими всеобщих свойств и отношений объектов предшествует раскрытию их частных особенностей; 3) такой способ усвоения знаний предполагает осуществление школьниками учебной деятельности, в состав которой входят особые предметные (а затем и умственные) действия, лежащие в основе усваиваемых знаний; 4) возрастные познавательные возможности производны от содержания и форм их деятельности (при изменении деятельности меняется характер и уровень интеллектуальных возможностей учащихся).

Эти основания учебных программ открывают путь к усвоению школьниками в форме учебной деятельности таких знаний, овладение которыми приводит к развитию мышления особого типа (такое мышление несвойственно многим обычным младшим школьникам).

Организовать поисковую деятельность детей — основная и наиболее сложная задача учителя. В.В. Давыдов описывает следующие методы, используемые в концепции развивающего обучения.

Проблемное изложение (проблематизация) знаний.

Учитель по возможности не сообщает детям выводы науки, а ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Авторы данной системы считают, что это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических задач. Материал курса дается в форме конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с учителем. Задания содержат элементы рисования, конструирования, практических действий и игр. К окончанию начальной школы обучаемые должны научиться строить простейшие объяснительные гипотезы и модели; фиксировать процесс в виде символической записи (схемы, модели); предложить хотя бы два его возможных объяснения; содержательно критиковать объяснение, предложенное другим учеником.

Дети должны для проверки гипотезы придумать план эксперимента и провести эксперимент в группе. Объяснить полученные результаты с точки зрения подтверждения или опровержения гипотезы.

Следующий метод, описываемый Давыдовым называется методом учебных задач.

Учебная задача понимается при этом как задача на нахождение общего способа решения целого класса задач. В курсе естествознания основной задачей является открытие природных закономерностей.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию — это столкновение с чем-то новым, неизвестным, требующим отыскания общего способа действий. Построение учебных задач на уроке возможно на любом естественнонаучном материале. Программа предполагает, что творчески работающий учитель может сам подобрать материал при постановке частных учебных задач. В начальном курсе естествознания на первом этапе работы дети имеют дело с эмпирическим материалом, позволяющим развить их сенсорный опыт. На последующих этапах с помощью постановки и решения учебных задач у детей должна сложиться целостная картина мира.

Учебная задача решается путем выполнения определенных действий: 1) самостоятельная постановка или принятие от учителя учебной задачи; 2) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; 3) моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенных формах; 4) преобразование модели отношения для изучения его свойств в чистом виде; 5) построение системы частных задач, решаемых общим способом; 6) контроль за выполнением предыдущих действий; 7) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Далее приводится такой метод, как моделирование построения моделей в предметной, графической или знаковой форме. Моделирование предполагает построение моделей в предметной, графической или знаковой форме и действие с ними. Учебной моделью авторы называют такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Это отношение должно быть найдено и выделено в процессе преобразования учебной задачи. Таким образом, учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа и сама может являться средством мыслительной деятельности человека.

Всеобщее отношение объекта может заслоняться многими частными признаками, что затрудняет его рассмотрение. В учебной модели оно выступает в чистом виде, поэтому для обучаемых процесс работы с моделью помогает изучать свойства содержательной абстракции, т. е. некоторого всеобщего отношения [1].

Вывод. Методы обучения по Эльконину и Давыдову подразумевают, что поиск решений проходит совместно с другими учениками, родителями, учителем. Учебники, конечно, тоже есть. Но основная роль помощника в этом поиске отводится учителю. Для педагогов созданы методические материалы, которые позволяют создавать необходимую среду, используя методы и принципы развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Знания и умения, добытые собственными усилиями, гораздо более осмыслены и значимы для ученика, нежели знания, полученные в готовом виде. Историей развития методики доказано, что формирование у детей стройной системы естественнонаучных понятий и развитие учебных умений возможно только при использовании на уроке разнообразных методов учебной работы. При этом нельзя исключить и репродуктивную (воспроизводящую) деятельность.

 

2.2. Целесообразность использования методов развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в условиях современной начальной школы

Как уже говорилось выше, Методика развивающего обучения Эльконина -Давыдова – единственная  развивающая программа, одобренная Министерством образования и науки для использования в российских школах.

Есть школы, непосредственно специализирующиеся на этой системе обучения с 1 по 11 класс. Как и у всякой образовательной программы у данной системы есть плюсы и минусы. Изучив в сети Интернет отзывы учителей, работающих по этой программе в настоящее время, и родителей, чьи дети обучаются по методике Эльконина - Давыдова, можно прийти к непритязательному выводу: сколько людей столько и мнений. Одни хвалят систему, другие хватаются за голову, переводят детей в обычные школы с программой «Школа России» и говорят, что увидели свет [15],[16].

Целесообразность использования методов развивающего обучения можно определить, сравнив традиционное обучение и развивающее обучение по системе Эльконина - Давыдова.

Тестирования показывают, что у детей, прошедших обучение по Эльконину - Давыдову, отлично развит кругозор, память, внимание, креативное мышление, навыки работы в команде и способности к самоанализу. Это, безусловно, преимущество системы.

Но существует и ряд недостатков. Новеньким детям бывает сложно влиться в учебный процесс. И наоборот, детям, сменившим систему Эльконина - Давыдова на традиционную программу, например, «Школу России», трудно перестроиться. По замыслу создателей системы, дети должны не зубрить правила, а понимать принципы. Поэтому обучение русскому начинается с основ языкознания, а курс математики — с теории происхождения чисел. Насколько актуальны эти знания в первом классе — спорный вопрос. Педагог должен не только владеть методическими приёмами системы, но и буквально мыслить её категориями. От его профессионализма зависит, насколько эффективным будет обучение. Считается, что учиться по Эльконину - Давыдову может каждый. В школах, где используется эта программа, не проводят вступительных экзаменов и тестов на интеллект [4]. Однако, у родителей возникают вопросы по поводу отсутствия оценок, ведь непонятно как ребенок усваивает материал. Также непререкаемый авторитет учителя оставляет сомневаться тревожных родителей в достоверности и безопасности информации, которую ребенок получает в школе.

Таблица2. Основные различия между системой классического традиционного обучения и системой Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Системы обучения

Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Система классического традиционного обучения

Цели

Личностное развитие на базе понимаемых знаний и умений, обеспеченных методическими средствами

ЗУН, воспроизводимые по образцам. Личностное развитие методическими средствами не обеспечивается

Предметное содержание

Научное знание выстраивается в структуре средства. Движение в содержании от общего к частному.

Научное знание выстраивается в структуре объекта. Движение в содержании от частного к общему. 

Метод обучения

Проблемный - посредством предъявления системы учебных задач.

Объяснительно-иллюстративный по схеме: теория-правила-задачи.

Метод учения

Исследовательский

Репродуктивный

Форма учения

Учебный диалог

Индивидуальная

Именно развивающий аспект знания традиционная система обходит стороной. В результате многие учебные предметы дети просто «проходят». Они не видят социальной роли дисциплины, если профессиональный аспект в будущем не будет с ней связан. Куются «узкие кадры», а не всесторонне интеллектуально развитые.

И если повсеместное внедрение системы Эльконина - Давыдова спорный вопрос, то отдельные его элементы вполне могут быть уместны и в традиционном образовании, подразумевающем развитие ЗУНов у школьников.

Уже около 10 лет в первых классах общеобразовательных школ не используется оценочная система. Предполагается, что мотивацией учебной деятельности должны быть не «пятерки», а стремление первоклассников к получению знаний. Также многие учителя практикуют метод «намеренной ошибки» для активного включения детей в работу на уроке и для стимулирования найти правильный ответ самостоятельно. Работа в парах или небольшими группами повсеместно внедряется педагогами на уроках окружающего мира и литературного чтения, а также этот прием используется во внеурочной деятельности, которая позволяет отойти от строгих рамок ФГОС и внести элемент творчества в работу учителя.

Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. Однако эта концепция недостаточно реализуется в массовой образовательной практике в начальной школе.

Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова: помогает личностному росту и саморазвитию, ребенка формируется логическое мышление. Дети стремятся получить не хорошие оценки, а новые знания, умения и достижения. Ученики приобретают массу теоретических знаний, которые дают им возможность решать практические задачи. Заканчивая начальную школу, ребята приобретают творческий потенциал, рефлексию, умение анализировать информацию и планировать свою деятельность. Эта система учит самоанализу, адекватной самооценке и самокритике.

Таким образом, методика развивающего обучения призвана, за короткий срок осуществить переход от конкретно-логического мышления, которое присуще традиционной системе к теоретическому мышлению, формирование которого является целью развивающего обучения. А также превратить ученика из объекта воздействия в субъект деятельности и саморазвития, сформировать у учащихся положительные мотивы обучения и творческое отношение к познавательной деятельности. Однако, как уже говорилось, существенные минусы не позволяют полностью перейти на систему развивающего обучения в школах России, но отдельные ее компоненты одобрены и используются учителями.

Выводы по 2 главе.

Методы обучения по Эльконину и Давыдову подразумевают, что поиск решений проходит совместно с другими учениками, родителями, учителем. Учебники конечно тоже используются. Разработан прекрасный учебно-методический комплекс по системе Эльконина - Давыдова. Но основная роль помощника в обучении отводится учителю. Для педагогов созданы методические материалы, которые позволяют создавать необходимую среду, используя методы и принципы развивающего обучения Эльконина - Давыдова. Знания и умения, добытые собственными усилиями, гораздо более осмыслены и значимы для ученика, нежели знания, полученные в готовом виде. Историей развития методики доказано, что формирование у детей стройной системы естественнонаучных понятий и развитие учебных умений возможно только при использовании на уроке разнообразных методов учебной работы. При этом нельзя исключить и репродуктивную (воспроизводящую) деятельность.

Методика развивающего обучения призвана, за короткий срок осуществить переход от конкретно-логического мышления, которое присуще традиционной системе к теоретическому мышлению, формирование которого является целью развивающего обучения. А также превратить ученика из объекта воздействия в субъект деятельности и саморазвития, сформировать у учащихся положительные мотивы обучения и творческое отношение к познавательной деятельности. Однако, как уже говорилось, существенные минусы не позволяют полностью перейти на систему развивающего обучения в школах России, но отдельные ее компоненты одобрены и используются учителями.

 

 

Заключение

Концепция развивающего обучения Эльконина - Давыдова возникла в ответ на назревшие проблемы в образовании, обучении и воспитании детей раннего школьного возраста в начале 60-х годов прошлого столетия. Некоторые из них актуальны и сейчас. Дети, обучающиеся в начальной школе, часто имеют низкую мотивацию образовательной деятельности. Система обучения по Эльконину - Давыдову призвана устранить эту проблему. Исследования показывают, что дети, обучающиеся по программе развивающего обучения, более мотивированы на учебу.

Целью исследования в данной работе было определение целесообразности использования концепции развивающего обучения по системе Эльконина - Давыдова в современной начальной школе.

Выводы, сделанные в ходе исследования раскрывают тему и отвечают поставленной цели. Целесообразность использования методов развивающего обучения в современной школе исходит из результатов, которых добиваются ученики, обучающиеся по развивающей системе. Однако повсеместное внедрение системы Эльконина-Давыдова невозможно на данный момент по причине разногласий в родительском и учительском сообществах.

Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Она рассматривает в качестве основной цели обучения развитие личности ребенка в особых условиях специально организованной учебной деятельности. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. На становление концепции развивающего обучения повлияли такие маститые отечественные психологи как Выготский, Ушинский, Ананьев.

Система обучения Эльконина - Давыдова еще при жизни Василия Васильевича получила государственное признание. Она стала одной из государственных образовательных систем обучения, ей был присвоен статус государственной экспериментальной системы, а цикл работ по ее созданию получил высшее признание в области образования – Премию Президента РФ в области образования (1996). Деятельность авторов концепции развивающего обучения внесла неоценимый вклад в развитие отечественной педагогики и психологии, что позволяет по-другому смотреть на развитие, воспитание и обучение детей младшего школьного возраста.

Методы обучения по Эльконину и Давыдову подразумевают, что поиск решений проходит совместно с другими учениками, родителями, учителем. Учебники, конечно, тоже есть. Но основная роль помощника в этом поиске отводится учителю. Для педагогов созданы методические материалы, которые позволяют создавать необходимую среду, используя методы и принципы развивающего обучения Эльконина - Давыдова. Знания и умения, добытые собственными усилиями, гораздо более осмыслены и значимы для ученика, нежели знания, полученные в готовом виде. Историей развития методики доказано, что формирование у детей стройной системы естественнонаучных понятий и развитие учебных умений возможно только при использовании на уроке разнообразных методов учебной работы. При этом нельзя исключить и репродуктивную (воспроизводящую) деятельность. Однако, как уже говорилось, существенные минусы не позволяют полностью перейти на систему развивающего обучения в школах России, но отдельные ее компоненты одобрены и используются учителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Википедия : портал. – 2001. – [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D1%83%D1%87%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B9) (дата обращения: 17.11.2022).

2.     Витковский А. Система Эльконина-Давыдова / А. Витковский // Первое сентября. – 2002. – № 58. – 1.02.2002. – [Электронный ресурс] // URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200205843 (дата обращения: 1.11.2022).

3.     Ева.ру : сайт. [Электронный ресурс] // – URL: https://eva.ru/kids/messages-2570368.html (дата обращения: 17.11.2022)

4.     Зимняя И.А. Педагогическая психология —  Ростов-на-Дону; Феникс/ 1997, 480 с. [Текст]: электронный // https://pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-103.shtml

5.     И. Ломпшер. Применение теории развивающего обучения в германской школе (к 70летию со дня рождения В.В. Давыдова) // HR-Portal : [Электронный ресурс] // URL: https://hr-portal.ru/article/primenenie-teorii-razvivayushchego-obucheniya-v-germanskoy-shkole (дата обращения: 14.11.2022)

6.     Нижний Новгород Онлайн : [Электронный ресурс] // URL: https://www.nn.ru/community/nashi_deti/deti/otzyvy_po_programme_obucheniya_elkonina-davydova.html (дата обращения: 17.11.2022)

7.     Петербургский международный образовательный форум [Электронный ресурс] // URL: https://www.eduforum.spb.ru/press-center/news/razvivayushchee-obuchenie-aktualnost-ili-vernost-traditsiyam/ (дата обращения: 1.11.2022)

8.     Рубцов В.В. В.В. Давыдов – основатель научной школы и директор Психологического института РАО // Культурно-историческая психология. 2005. Том 1. № 2. С. 17–29.

9.     Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.

10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

11. Студми. Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина // Учебные материалы для студентов : [Электронный ресурс] //URL: https://studme.org/57098/pedagogika/kontseptsiya_razvivayuschego_obucheniya_davydova_elkonina (дата обращения: 15.11.2022).

12. Студми. Учебные материалы для студентов : сайт. –[Электронный ресурс] // URL: https://studme.org/258959/matematika_himiya_fizik/harakteristika_metodicheskoy_sistemy_razvivayuschego_obucheniya_matematike_elkonina_davydova#684 (дата обращения: 15.11.2022).

13. Студопедия: [Электронный ресурс] //  URL: https://studopedia.ru/19_373097_iz-istorii-stanovleniya-sistemi-razvivayushchego-obucheniya.html (дата обращения: 14.11.2022)

14. Фоксворд: портал. – Москва, 2009. – [Электронный ресурс] // URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvivayushchaya-sistema-ehlkonina-davydova (дата обращения: 14.11.2022)

15. Эльконин Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. – Москва : Академия педагогических наук РСФСР, 1962. – 287 с.

16. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – Москва : Педагогика, 1989. – 560 с. – URL: https://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM#$p1 (дата обращения: 15.11.2022).

 

 

 

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание


 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

Введение Актуальность исследования

Введение Актуальность исследования

Сам Василий Давыдов мечтал о школе, где главными были не вопросы «как научить читать, писать, считать?» и т

Сам Василий Давыдов мечтал о школе, где главными были не вопросы «как научить читать, писать, считать?» и т

Изучить опыт применения теории развивающего обучения

Изучить опыт применения теории развивающего обучения

Глава 1. Основные идеи концепции развивающего обучения

Глава 1. Основные идеи концепции развивающего обучения

Была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования

Была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования

В начале 60-х годов лаборатория психологии детей младшего школьного возраста при

В начале 60-х годов лаборатория психологии детей младшего школьного возраста при

Характеристика развивающего обучения в концепции

Характеристика развивающего обучения в концепции

Даниил Борисович не согласен с этой идеей и отстаивает мнение о доступности теоретических основ наук уже в начальной школе, в противовес принятому еще со времен…

Даниил Борисович не согласен с этой идеей и отстаивает мнение о доступности теоретических основ наук уже в начальной школе, в противовес принятому еще со времен…

Именно это приводит к качественной переработке ранее развивающихся восприятия и памяти, к превращению их в произвольные процессы»

Именно это приводит к качественной переработке ранее развивающихся восприятия и памяти, к превращению их в произвольные процессы»

Усвоение знаний, конституирующих данный учебный предмет или его основные разделы, в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми; 3)

Усвоение знаний, конституирующих данный учебный предмет или его основные разделы, в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми; 3)

Цель развивающего обучения заключается в формировании основ теоретического мышления у детей

Цель развивающего обучения заключается в формировании основ теоретического мышления у детей

Даниил Борисович посвятил несколько статей научным взглядам

Даниил Борисович посвятил несколько статей научным взглядам

Знание вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; в результате в них выделяются общие свойства

Знание вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; в результате в них выделяются общие свойства

Она стала одной из государственных образовательных систем обучения, ей был присвоен статус государственной экспериментальной системы, а цикл работ по ее созданию получил высшее признание в…

Она стала одной из государственных образовательных систем обучения, ей был присвоен статус государственной экспериментальной системы, а цикл работ по ее созданию получил высшее признание в…

Система обучения Эльконина - Давыдова еще при жизни

Система обучения Эльконина - Давыдова еще при жизни

Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем

Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем

Эти основания учебных программ открывают путь к усвоению школьниками в форме учебной деятельности таких знаний, овладение которыми приводит к развитию мышления особого типа (такое мышление…

Эти основания учебных программ открывают путь к усвоению школьниками в форме учебной деятельности таких знаний, овладение которыми приводит к развитию мышления особого типа (такое мышление…

Учебная задача понимается при этом как задача на нахождение общего способа решения целого класса задач

Учебная задача понимается при этом как задача на нахождение общего способа решения целого класса задач

Всеобщее отношение объекта может заслоняться многими частными признаками, что затрудняет его рассмотрение

Всеобщее отношение объекта может заслоняться многими частными признаками, что затрудняет его рассмотрение

Эльконина - Давыдова, можно прийти к непритязательному выводу: сколько людей столько и мнений

Эльконина - Давыдова, можно прийти к непритязательному выводу: сколько людей столько и мнений

Таблица2. Основные различия между системой классического традиционного обучения и системой

Таблица2. Основные различия между системой классического традиционного обучения и системой

Уже около 10 лет в первых классах общеобразовательных школ не используется оценочная система

Уже около 10 лет в первых классах общеобразовательных школ не используется оценочная система

Однако, как уже говорилось, существенные минусы не позволяют полностью перейти на систему развивающего обучения в школах

Однако, как уже говорилось, существенные минусы не позволяют полностью перейти на систему развивающего обучения в школах

Заключение Концепция развивающего обучения

Заключение Концепция развивающего обучения

Премию Президента РФ в области образования (1996)

Премию Президента РФ в области образования (1996)

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии /

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии /

Курсовая работа по педагогике. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова

Курсовая работа по педагогике. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2024