Мастер-класс "Формирование математической грамотности на уроках математики
Оценка 4.6

Мастер-класс "Формирование математической грамотности на уроках математики

Оценка 4.6
Документация
docx
математика
5 кл—11 кл
27.02.2024
Мастер-класс "Формирование математической грамотности  на уроках математики
познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.
Пути развития математической грамотности учащихся на уроках.docx

Мастер – класс «Формирование математической грамотности у учащихся на уроках математики»

Учитель математики: Люфт И.В., МКОУ – Казанская СОШ

 

Цели мастер - класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.

Задачи:

·         показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;

·         способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;

·         содействовать профессиональному общению;

·         вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование: задания для проведения практической части, доска интерактивная, презентация.

Форма проведения: практическое занятие.

                          Ход проведения мастер - класса

 Вступление

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Формирование математической грамотности на уроках математики ».

Основная часть мастер-класса

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. 
Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с изучением учебного предмета, выходит за границы понятия «грамотный человек». 
Наши подростки знают достаточно хорошо школьную программу по биологии, но не понимают, что такое ГМО. Они неплохо производят математические вычисления, но легко поддаются на манипуляции со статистикой. Отсюда самый банальный вопрос – чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ – знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, математических формул, физических законов и так далее. Но также он, ученик, должен уметь решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией, что и является смыслом «функциональной грамотности».

В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, вижу в этом с одной стороны

насущную необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математики является решение задач. В педагогической литературе задача рассматривается как проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь.

Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, содержание которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.

Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является практико - ориентированные задания.hello_html_m3ce8244d.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практико-ориентированные задачи – это задачи, требующие в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования.

Решение практических задач средствами математики, как правило, содержит четыре основных этапа

1.Анализ условия задачи.

Задача формулируется на описательном языке. От правильной постановки задачи, указания ресурсов, которыми мы располагаем, зависит успешность ее решения. Этому нужно учиться каждому, так как пригодится специалисту любого профиля.

2.Построение математической модели задачи.
Перевод исходной задачи на математический язык: вводятся переменные, ищутся связи между ними и устанавливаются ограничения на них, которые записываются в виде уравнений, неравенств или их систем.

3. Решение математической модели задачи.

Изучается полученная модель. Если задача известная, то она решается по соответствующему ей алгоритму. Если задача никогда не решалась, то ищется необходимый алгоритм.

4.Интерпретация решения. Это перевод решения задачи на исходный язык.

Рассмотрим несколько задач

Размеры кузовов самосвалов МАЗ-205 и ЗИЛ-130 соответственно

равны (м): 6,07×2,64×2,44 и 6,72×2,39×2,18

Какой из них более вместителен?

Решение.

a.       Составляем математическую модель: кузов самосвала представляет собой геометрическую фигуру – прямоугольный параллелепипед. Задача сводится к нахождению объёмов 2х параллелепипедов.

b.      Решаем математическую задачу: объём прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле:

V=abc, где a, b и c – это размеры кузовов

Подставляем данные в формулу: VМ=6,07·2,64·2,44=39,1(м3)

VЗ=6,72·2,39·2,18=35,0(м3)

c.       Переводим математическое решение на язык исходной задачи:

Ответ: Более вместительным оказался кузов самосвала МАЗ-205.

 

Для формирования понятия производной функции и прочного усвоения табличных значений производных и правил дифференцирования, нахождения наибольшего и наименьшего значений, можно использовать следующие задачи:

1.      Искусственный пруд для разведения карасей имеет форму прямоугольника, завершённого с двух сторон полукругом. Периметр пруда 80 метров. При каком радиусе полукруга, площадь пруда будет наибольшей?

2.      Участок, площадью 2400м2, надо разбить на два участка прямоугольной формы так, чтобы длина изгороди была наименьшей. Найти размеры участков.

В этих задачах есть одна небольшая особенность: самой функции в явном виде здесь нет, поэтому её надо составить самому, исходя из условий задачи. Решение каждой из данных задач подразумевает: анализ задачи, абстрагирование и запись условия на языке математики, нахождение производной, исследование на экстремум, переход от математических результатов к языку задачи.

При проведении урока по теме: «Решение квадратных уравнений» можно поставить, перед учениками, проблемную ситуацию и предложить решить следующие задачи:

1. Для устной работы.

Составьте квадратное уравнение, используя следующие данные:

А) Многие, уходя из кабинета, не выключают свет. Да и дома порой зажигают все лампы, когда в этом нет необходимости. Кто-то может сказать: мелочь! Между тем сосчитайте, сколько за 10 часов расходует одна лампочка в 100 Вт. Ответ переведите в кВт. Полученное число будет первым коэффициентом квадратного уравнения. Ответ: Вт =1кВт, а =1.

Б) А что такое капля воды из неплотно закрытого крана? За час теряется 0,6л, а за сутки – .. ? (14,4л воды). В данном числе сложите цифры. Полученное число будет вторым коэффициентом. Ответ:  14.4л, 1+4+4 = 9, в=9.

В) К обеду школа получает 35 кг хлеба, в бачках для отходов остаётся часть этого хлеба. Труд скольких людей пропадает зря! Посчитайте сколько хлеба выбрасывается ежедневно и удвойте это число. Полученное число будет третьим коэффициентом. 
Ответ
: , , с=14.

2. Начинаем строительство дома

1. Участок земли имеет прямоугольную форму. Одна сторона на 16 метров меньше другой. Площадь участка равна 720 м². Найди периметр участка и узнай сколько

штук пеноблоков тебе понадобится для строительства дома, если длина одного блока 4 метра.

Ответ: 28

Куда же поехать за пеноблоками ?

От твоего дома на севере находится завод В, а на востоке – завод А.

Расстояние между заводами на з км больше, чем от твоего дома

до завода А и на 6 км больше, чем до завода В. Какое расстояние

тебе нужно проехать, чтобы купить блоки на заводе А? Сколько

денег ты заплатишь водителю, если за 1км он

просит 5 у.е.?

Тебе нужно купить 28 пеноблоков у одного из трех поставщиков завода А. Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько у.е. нужно заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?



hello_html_3182874b.png 

Внутренние работы.

Две бригады, работая совместно, закончили отделку квартир в доме за 6 дней. Сколько дней потребовалось бы каждой бригаде на выполнение этой работы, если одной для этого требуется на 5 дней больше чем другой?

Проведем анализ задачи, составив таблицу.

Работа

(1)

Время

(дни)

Производительность

hello_html_m4b199d9.png

Первая бригада

1

X

hello_html_28a59dc2.png

Вторая бригада

1

Х+5

hello_html_m728744c0.png

Совместно

1

6

hello_html_43d5cd0c.png

Заметив по таблице, что совместная производительность выражается как hello_html_43d5cd0c.pngили как hello_html_2973ce4d.png, составим и решим уравнение.

1) hello_html_43d5cd0c.png=hello_html_2973ce4d.png;

Ответ: 10 дней, 15 дней.

Озеленение площадки

Цветочную клумбу жильцы дома решили сделать в виде прямоугольного треугольника. Сторона, лежащая напротив прямого угла равна 5 м. Одна из двух других сторон на 1 м меньше. Найти неизвестные стороны клумбы.

Ответ: х2 + ( х – 1)2= 52.

                              Проведение практических занятий.

ЗАДАНИЕ. Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются практико-ориентированными?

 

Задача№1.

Одним из важных компонентов для поддержания нашего организма в тонусе является употребление необходимого количества витаминов и минералов. В весенний период чувствуется ослабленность иммунитета. Дефицит железа приводит к серьезным последствиям: замедлению развития моторики, нарушению координации, замедлению речевого развития, а также недостаток железа в организме приводит к развитию анемии.

В понедельник в меню школьной столовой на обед было предложено: гречневая каша(200 г.) с котлетой (100 г.) и салат из цветной капусты (100 г), а во вторник в меню предложили печеночные оладьи (150 г.) с салатом из свеклы с черносливом (100 г). В какой день, съев обед, ты получил, суточную норму железа? В меню, какого дня необходимо добавить продуктов, содержащие железо? (необходимый справочный материал предлагается)

Задача № 2

Чтобы приготовить одинаковые подарки для детей купили 90 плиток шоколада, 150 яблок и 210 конфет. Какое наибольшее количество одинаковых подарков можно приготовить?

Задача № 3 Редактор стенгазеты 8-го класса «Веселая перемена» поместил заметку: «На школьных соревнованиях быстрее всех пробежал стометровку ученик нашего класса Коля. Другие призеры пришли к финишу в таком порядке: Миша, Паша, Федя. И удивительно – с одной и той же разницей в скорости: Коля затратил на эту дистанцию 12 с, Миша – 13 с, Паша – 14 с, Федя – 15 с».
Проверьте, прав ли наш «журналист». Для этого заполните таблицу:

В последней строке поместите разность скоростей каждого мальчика и предыдущего. Действительно ли разница в скорости одна и та же?
Формулируется вывод: Эта задача является заданием второго уровня, так как решение задачи будет состоять из нескольких шагов, учащимся нужно сравнить получившиеся результаты. Для того, чтобы задача стала заданием третьего уровня можно к условию добавить вопрос: скорость какого из мальчиков ближе к средней скорости бегунов? Результат представьте в виде диаграммы.
Задача №4. Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?
Почему эта задача не является компетентностно - ориентированной задачей? Что нужно сделать, чтобы она стала таковой?
Ответ может быть, например, таким: Добавив к условию задачи вопрос (постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах)), задание становится задачей первого уровня, так как учащимся необходимо выполнить несложное вычисление и представить результат в виде диаграммы.

Выслушиваются ответы участников

 

Работа над составлением таких заданий предполагает знание признаков практико-ориентированного задания, структуры практико-ориентированного задания и требований к ним.

 

hello_html_m3f977b32.gif

Подведение итогов мастер-класса

При систематическом применении на уроках математики задач прикладного содержания, развивающих функциональную грамотность учащихся, школьники поймут:

·         универсальность математических методов и их роль в изучении окружающего мира;

·         методы построения математических моделей для описания процессов в различных контекстах;

·         полезность приобретенных знаний и навыков для применения их в альтернативных ситуациях;

·         важность овладения широким спектром коммуникативных навыков;

·         полезность применения информационно-коммуникационных технологий.

 

Таким образом, практико-ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения.

Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит нам более активно применять практико-ориентированные задания в своей практике.

 

hello_html_m37be856c.gif

Оцените, коллеги, результаты совместной работы.

(Участники проводят оценивание)

 

 

Закрытие мастер-класса

«Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться  –  вот наша задача»


 

Мастер – класс «Формирование математической грамотности у учащихся на уроках математики»

Мастер – класс «Формирование математической грамотности у учащихся на уроках математики»

Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, вижу в этом с одной стороны насущную необходимость в развитии способности учащихся, применять…

Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, вижу в этом с одной стороны насущную необходимость в развитии способности учащихся, применять…

Решение математической модели задачи

Решение математической модели задачи

Ответ переведите в кВт. Полученное число будет первым коэффициентом квадратного уравнения

Ответ переведите в кВт. Полученное число будет первым коэффициентом квадратного уравнения

Производительность Первая бригада 1

Производительность Первая бригада 1

Чтобы приготовить одинаковые подарки для детей купили 90 плиток шоколада, 150 яблок и 210 конфет

Чтобы приготовить одинаковые подарки для детей купили 90 плиток шоколада, 150 яблок и 210 конфет

Подведение итогов мастер-класса

Подведение итогов мастер-класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2024