Современные методы обучения на уроках русского языка
Оценка 4.8

Современные методы обучения на уроках русского языка

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык +1
Взрослым
15.03.2024
Современные методы обучения на уроках русского языка
Доклад о методах и приемах, которые можно успешно применить на уроках русского языка в школе.
Доклад Современные методы обучения на уроках русского языка.docx

Назарет Сефербековна

учитель русского языка и литературы

 

                                                                                             МБОУ « СОШ №1 имени М.Ярагского п.Белиджи»

Дербентского района РД

 

«Современные методы обучения на уроках русского языка»

Метод (греч.) – способ, путь.

Метод обучения – способ взаимодействия учителя и учащихся на уроке, направленный на выполнение учебно-воспитательных задач.

Наиболее полное определение метода с позиции лингводидактики дано Г.А. Анисимовым: «Под методом обучения русскому языку следует понимать способ деятельности учащихся, организуемый учителем для усвоения ими языка функционирующей системы».

Составными частями метода обучения являются приемы обучения.

Прием – деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные) в процессе усвоения знаний и умений.

Итак, метод определяет направление и характер учебной деятельности, а прием является конкретным действием учителя.

В методической науке и школьной практике нет единообразной и четкой классификации методов обучения. Академик А.В. Текучев считает, что универсального метода обучения не может быть. Учитель, организуя процесс изучения того или иного языкового материала, руководит им, сообщает знания, учит детей наблюдениям над явлениями языка и речи, предлагает разнообразные упражнения, прививает школьникам способность к самооценке речи, собственной и чужой. Ученик воспринимает, запоминает, воспроизводит речевые образцы, решает познавательные задачи, овладевает знаниями, умениями и навыками. Именно эту взаимосвязь, взаимодействие учителя и ученика следует учитывать при рассмотрении методов обучения.

В основу классификации методов обучения кладут, во-первых, источники знаний, во-вторых, способ организации совместной деятельности учителя и учащихся. По источникам знаний выделяются следующие методы:

- словесные (источник – живое слово учителя): лекция, беседа, объяснение;

- анализ языка (наблюдения над языком): грамматический разбор;

- наглядные: эксперимент, наблюдение;

- практические: различные виды упражнений, практическая работа.

По способу организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяют методы: беседа, объяснение, самостоятельная работа.

И.Р. Палей предлагает классификацию методов обучения, основанную на выделении методов по звеньям урока, по целевым установкам:

1) методы изучения нового материала реализуются при помощи следующих приемов: слово учителя, беседа, работа с учебником и др.;

2) методы закрепления (приемы: ответы на вопросы, выполнение упражнений и др.);

3) методы контроля (приемы: опрос, тестирование, самостоятельная работа, диктант и др.).

Профессор Л.П. Федоренко, предлагая классификацию методов обучения русскому языку на основе источника знаний, выделяет следующие методы обучения:

- методы практического изучения языка – объяснение непонятных слов, подготовка устных сообщений и письменных сочинений; составление планов, тезисов, конспектов, исправление грамматических и стилистических ошибок в устной речи учащихся, обучение работе со справочной литературой;

- методы теоретического изучения языка – сообщение, беседа, чтение правил в учебнике;

- методы теоретико-практического изучения языка – грамматический разбор, изложение, сочинение, орфографический и пунктуационный разборы, списывание, диктант, стилистический разбор.

Часто в основу классификации методов обучения кладут особенности познавательной деятельности учащихся: является ли она воспроизводящей, творческой или исследовательской. На этой основе ряд дидактов (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) выделяют методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический (частично-поисковый), исследовательский.

Как видим, совершенствование системы обучения русскому языку возможно при умелом использовании и гармоничном сочетании методов на основе использования разнообразных методических приемов в процессе обучения русскому языку.

На современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» методам обучения. Сегодня одним из актуальных современных методов является проблемный метод, при использовании которого деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.

Проблемное обучение находит широкое применение в процессе обучения русскому языку. Проблемное обучение – это создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по решению учебной проблемы. Проблемная ситуация – это преднамеренно созданное учителем познавательное затруднение, вызывающее познавательную потребность, интерес учащихся, желание получить информацию для объяснения заинтересовавшего его факта. Проблемная ситуация связана с умственным затруднением, с «озадачиванием». Являясь начальным этапом процесса мышления, она возбуждает мысль, показывает важность изучаемого материала, вызывает активное желание работать (если проблема «принята» учащимися), в конечном итоге она облегчает запоминание учебного материала.

Проблемное обучение предполагает:

1) создание проблемной ситуации, т.е. такой объективной учебной ситуации, которая приводит к противоречию между знанием и незнанием (учащиеся осознают недостаток имеющихся у них знаний для решения данной проблемы);

2) возникновение в мышлении учащихся проблемного вопроса и его формулировка как познавательный результат осмысливания учащимися проблемной ситуации;

3) поиск решения проблемы;

4) решение проблемы и проверка.

В процессе решения проблемных задач школьники добывают новые знания в результате собственного поиска. Это свидетельствует о высокой степени осознанности и прочности имеющихся у них знаний. Проблемные ситуации учитель создает сам по ходу учебного процесса или заимствуют из пособий (примеры проблемных задач можно найти в пособии Т.В. Напольновой «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»). Познавательные задачи могут быть различны: от анализа небольших текстов до заданий на длительное изыскание (история слова или фразеологического оборота, анализ языка писателя).

Итак, проблемный метод позволяет не только усвоить программный материал, но и формирует творческие способности учащихся.

Поделюсь примерами использования этих приемов.

Приемы создания проблемной ситуации.

Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает самим найти способ его решения.

- С этой целью часто использую игру «Корректор»:

Согласно расписания

Благодаря течения

Ввиду непогоды

Вследствие дождям

С какой проблемой столкнулись?

Что надо помнить?

 

-Почти каждый ребенок ощущает комичное и смешное, поэтому считаю юмор своим помощником в разных ситуациях. Использую на уроках шуточные стихотворения.

Какое слово является обращением в данном стихотворении?

Пила.

Наша острая пила –

Не пила,

А пела.

Не пила,

Не ела,

Ни разу не присела.

Звонко пела,

Как могла,

Развеселая пила.

Напилила дров –

Будь, хозяин, здоров!

- Прослушайте стихотворение и найдите в нем однокоренные слова.

Котофей.

В гости едет Котофей,

Погоняет лошадей.

Он везет с собой котят:

Пусть их тоже угостят.

Затем продолжаем ряд однокоренных слов и получаем примерно такую запись:

Гости Кот

Угостить Котофей

Гостить котята

Гостевать кошка

Погостить кошкин

Нагоститься кошачий

Гостевой

Гостиница

Гостиный

Гостинец

Угощение

 Учитель предлагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Например, при изучении темы «Правописание суффиксов причастий» предлагаю игру «Найди правильный ответ».

Построенный

В суффиксе причастия пишется Е, т.к.

причастие образовано от глагола I спр;

причастие образовано от инфинитива на –ить-.

Побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

Урок литературы на тему «Правда и вымысел в поэме А.С. Пушкина «Цыганы» предполагает сделать обобщение в виде таблицы:

Правда      Вымысел

 Реалистично-жизненный образ главного героя

Исключительность ситуации и характера поступков героя

Критика современного общества

Явно идеализирован образ старика – старейшины цыган

Крепостное рабство цыган

Миф о вольности цыган

Патриархальность уклада цыганской семьи

Свободная любовь цыганки и молодого человека нецыганской национальности

Внутренняя сторона жизни цыган описана «довольно верно»

Внешняя романтическая красочность и пестрота картины жизни цыган

Учитель с

тавит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.

При изучении темы «Однородные члены предложения» даю такое задание: можно ли по данным схемам рассказать о постановке знаков препинания при однородных членах?

и, и , и : , ,

Задание с затруднением

Предлагаю работу в группах.

Учащимся предлагаются карточки с одним заданием, но разными группами предлогов, и они выдвигают гипотезы об образовании производных предлогов, доказывают свою версию примерами.

 1 группа

Наперекор

Благодаря

Вследствие

Вопреки

Несмотря на

 2 группа

Вокруг

В течение

Впереди

Навстречу

В заключение

  3 группа

Позади

Вместо

Напротив

Насчет

 Приемы начала урока:

«Удивляй»

На уроках русского языка тема «Корень слова». (Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)

Часто в начале урока провожу лингвистические разминки, которые позволяют проверить или повторить знания и орфографии, и грамматики, и синтаксиса одновременно.

Игра «Да-Нетка» (Лингвистическая разминка)

В слове «звонит» ударение падает на 1-ый слог?

Глагол «кле

и

шь» II

спр

., поэтому пишется

и

 в окончании?

«Гулять по лесу» - словосочетание с подчинительной связью «примыкание»?

«Весна за окном» - односоставное предложение?

«попросили спеть» - грамматическая основа?

Приемы закрепления

Считаю, что включение детей в систематическую мыслительную деятельность, направленную на поиск выполнения нестандартных заданий, создает хорошие условия для развития их интеллектуальных способностей.

Процесс закрепления на уроках русского языка и литературы осуществляется в ряде мыслительных операций: в выполнении эвристических упражнений, практических заданий, в комплексном анализе текста, в умении анализировать, сравнивать, сопоставлять факты и события, обобщать материал. На данном этапе реализовать задачи учителя помогает игра «Мозговой штурм». Вот примеры таких заданий:

Сочините стихотворение, используя следующие рифмы:

звонко – ребенка родился – стремился

шумящий – блестящий дыханье – преданья

Определите, к какому произведению относится эпиграф:

«Береги честь смолоду»

«Старинные люди, мой батюшка»

«Вкушая, вкус их мало меда, и се аз умираю»

Работа в парах (взаимопроверка): проверим, как запомнилась теория новой темы, продолжив начало:

Обращение – это…

Они могут быть…

На письме…

Прием «Своя опора» используется в старших классах.

Это выступление учащихся с презентациями, подготовленными по новой теме. Такой вид работы практикую в 8, 9 классах. Например, при изучении тем раздела «Синтаксис».

Прием «Пересечение тем»:

1. Найти несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведении.

2. Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Схемы Фишбоун дают возможность:

организовать работу участников в парах или группах;

развивать критическое мышление;

визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема,

которые

подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Индивидуальная работа

. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

Работа в группах

. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема

Фишбоун  заполняется на основе мнений групп.

Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.

Голова — легко ли совершить подвиг.

Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;

Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.

Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.

После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума («Ромашка Блума»-условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Шесть лепестков — шесть типов вопросов

Простые вопросы

. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.

Уточняющие вопросы

. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей

. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.

Творческие вопросы

. Обычно с частицей «бы».

Оценочные вопросы

. Нужны для выяснения

критериев

оцен

ки

каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?

Практические вопросы

. Если речь идет о связи теории и практики.

Приемы рефлексии

Важный момент урока – рефлексия деятельности. Она дает возможность осмыслить учителю свою деятельность, а ученикам – свою.

-Роль «психолог», роль «подводящий итоги» позволяют самому ученику дать объективную оценку уроку.

-А прием «Отсроченная отгадка» проверяет полученные на уроке знания.

Найдена рукопись! Можете ли вы восстановить ее строчки, частично поврежденные?

-Кого А.С. Пушкин в своих стихах называл так:

«Эпикуров младший брат»?

«Парнасский волокита»?

«Чистейшей прелести чистейший образец»?

-Прием использования значка «Смайлики» позволяет передать эмоции учащихся.

-Прием «Букет настроения» предполагает составление букета из цветов теплых и холодных оттенков и отражает удовлетворенность учащихся уроком.

Организация рефлексивной деятельности учеников и учащихся – очень важный этап урока, поскольку без осознания результатов деятельности школьники не смогут получить «приращения» в знаниях и умениях по учебному предмету.

 Таким образом, технология проблемного обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования. Анализ опыта работы по данной технологии, исследования педагогов-психологов позволяют сделать следующие выводы.

Благодаря проблемному обучению у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:

- способность к исследованию;

- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

- способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

Все это, несомненно, отражается на результатах обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       МБОУ « СОШ №1 имени М.Ярагского п.Белиджи» Дербентского района РД

 

 

 

 

 

Доклад 

 

 

на МО учителей 

русского языка и литературы

 

«Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся

в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:   

учитель русского языка и литературы

                                             

                                                     2023г

 

      Начиная с 5 класса, особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения..

Необходимо ориентировать урок на формирование как специфических, так и общеучебных умений школьников: умение использовать новые знания в тесной связи со «старыми», опираться на знания из других предметов, уметь отбирать необходимые знания из огромного количества информации, систематизировать учебный материал, пользоваться любым справочным материалом.

На уроках русского языка чтение должно быть организовано на основе учебно-научного текста лингвистического содержания. 
Отметим наиболее распространенные формы устного высказывания учащихся на уроках русского языка. 
1. Ответы  на вопросы  (краткие и развернутые). Основное требование заключается в том, чтобы ответы были аргументированными, поэтому надо разрешать пользоваться планами ответа (самостоятельно составленными или под руководством учителя), планами языкового разбора, схемами, таблицами, раскрывая системные связи языковых явлений, способствуя осознанию наиболее существенных признаков языковых единиц. 
Устный пересказ лингвистического текста. Воспроизведение прочитанного текста на лингвистическую тему – один из самых распространенных типов заданий, поскольку учебные тексты сопровождаются серией вопросов, позволяющих проверить понимание прочитанного, знание лингвистической терминологии и владение языком предмета. Пересказ может осложняться разнообразными заданиями: кратко пересказать текст, предельно свертывая содержащуюся в нем информацию; 
переложить содержание текста, изменяя последовательность в передаче содержащихся в нем фактов; 
дополнить пересказ текста иллюстрированным материалом и т. п. 
 В русском языке огромное количество слов, и все они делятся на разные группы в зависимости от того, какая лексическая особенность слова имеется в виду. В связи с этим выделяются разные группы, которые отражают: 
1) особенности лексического значения слов (слова однозначные, многозначные; использование слов в переносном значении); 
2) смысловую связь разных слов в языке (синонимы, антонимыомонимы); 
3) особенности употребления слов в речи (общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы; нейтральные, книжные, разговорные слова; устаревшая лексика); 
4) происхождение слов (исконно русские слова, заимствованная лексика). 
-  Связное высказывание на лингвистическую тему с помощью опорных сигналов. Данное задание формирует не только навыки говорения, но и позволяет проверить усвоение изученного материала, способность создать текст. 
-  Рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка. 
Темой для таких высказываний, как правило, служат опорные лингвистические вопросы типа: Причастие, деепричастие – это особая форма глагола или самостоятельная часть речи
Или рассуждение на лингвистическую тему, например, при выполнении следующего задания: 
1) Используя этимологический словарик, объясните от каких устаревших слов образованы данные: вежливый, внезапный, наперсток, питомник, вдребезги, внутрь, второпях, нахрапом, дотла, набекрень. 
2)  На материалах этих слов докажите справедливость высказывания русского лингвиста : “Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа”. 
Инструкция о применении того или иного правила. Такое высказывание предполагает описание действий, которые при языковом анализе должны привести к правильному результату. 
Например, чтобы отличить от омонимичных сочетаний слов, необходимо… 
Или инструкция такого типа: Чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу, не забывайте определять: 
- к какой части речи относится слово; 
- каково его лексическое значение; 
- от какого слова оно образовано. 
Формулирование выводов (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа и т. п. 
Развитие речевой грамотности – это, конечно, главная задача уроков русского языка, это постоянная работа на каждом уроке, работа, направленная, прежде всего, на усвоение основных норм русского литературного языка. Необходимо вводить в структуру урока рубрики такого типа, как “Произноси правильно”, “Правильно ставь ударение”, “Почему мы так говорим”, “В мире слов”. А на уроках развития речи в целях совершенствования речевой культуры школьников необходимо формировать еще и речевой самоконтроль учащихся, обучать их умению совершенствовать написанное, контролировать логику изложения мыслей, своевременно замечать ошибки и недочеты как в содержании, так и в языковом оформлении текста. Должное внимание необходимо уделять редактированию письма. 
В старших классах приоритетной становится задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных ситуациях учебно-научного и делового общения. Особое внимание необходимо уделять целенаправленному развитию таких видов речевой деятельности, которые необходимы для обучения в ВУЗе, в будущей профессиональной деятельности выпускников: написание тезисов, рефератов, докладов, составление деловых бумаг, умение защитить научную работу, умение выступить публично. 
Результативность процесса формирования навыков устной речи во многом зависит от того, насколько хорошо осознают ученики требования к устному высказыванию. Именно поэтому очень полезно приучать школьников к систематическому рецензированию ответов учащихся. Практика показывает, что эффективность такой работы значительно увеличивается, если ребенок приучен давать рецензию, руководствуясь планом, например, таким. 
План рецензирования устного ответа. 
I. Содержание устного высказывания. 
1. Соответствие теме. 
2. Соответствие основной мысли. 
3. Фактическая правильность. 
4. Логика высказывания. 
II. Языковое оформление. 
1. Орфоэпическая правильность речи (произношение звуков, сочетаний звуков, ударение). 
2. Грамматическая правильность употребления форм слов, построения словосочетаний, предложений. 
3. Интонационная правильность речи (тон, темп, громкость голоса, четкость произношения, правильная расстановка логического дарения, пауз, мелодики речи – повышения / понижения голоса). 
4. Лексическая правильность речи (употребление слова в соответствии с его лексическим значением). 
5. Стилистическая целостность высказывания. 
III. Выразительность речи. 
1. Использование особых риторических приемов (риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение; повтор слов, словосочетаний; изобразительные средства: анафора, параллелизм предложений и т. п.). 
2. Уместное использование мимики, жестов, позы. 
Хорошую помощь школьникам в подготовке выступлений могут оказать советы, оформленные в виде памятки: Выступая перед аудиторией с докладом, помните, что:нужно учитывать речевую обстановку (возраст слушателей, их  интересы, информацию, которой располагают слушатели по теме доклада, количество присутствующих, место проведения встречи и т. п.); говорить надо то, что вы сами хорошо поняли и в чем горячо убеждены; нужно помнить о теме выступления, постоянно раскрывать ее, углублять; лучше отбрасывать все лишнее, второстепенное, ибо мелочи мешают увидеть и понять главное; факты украшают выступление, делают его более убедительным; нужно постоянно следить за слушателями: если они теряют интерес к докладу, попытайтесь изменить речь, привести интересный факт, задать риторический вопрос, использовать прием ответов-вопросов; нельзя говорить слишком долго: это утомит вас и аудиторию; не стоит  стараться перекричать аудиторию, но нельзя и говорить слишком тихо: это в одинаковой мере раздражает; следует  избегать  слов-паразитов  (значит, так сказать, ну и т. п.): это режет слух и мешает восприятию смысла речи; ваша  речь должна  быть  орфоэпически  грамотна, интонационно богата: по выступлению судят о вас самом и о вашей культуре.

Таким образом, основные правила построения устной речи можно выразить шестью словами: уместно, убедительно, логично, кратко, грамотно и выразительно. Эти слова (и, конечно, памятка) – руководство к созданию собственного высказывания и одновременно ключ к рецензированию прослушанного выступления, план его анализа. 
Приобщение человека к культуре происходит, конечно, не только на уроках русского языка, литературы, истории, но и под влиянием того, что мы читаем, слышим, видим, с кем общаемся, одним словом, под влиянием той среды, вернее той речевой среды, в которую мы погружены. Это влияние особенно чутко воспринимает ребенок. А что же делать, если мы  видим, что естественная речевая среда, окружающая детей, язык телевидения, газет, современных книг, реклам, речь взрослых и сверстников не приобщает к культуре, а отторгает от нее? Тем более, что многие родители смирились с тем, что ребенок мало читает, что общение с книгой вытесняется общением с компьютером, с телевизором. 
Единственный выход в этой ситуации – это создавать на уроке русского языка развивающую речевую среду, способную приобщать школьника к культуре. 
Важнейшим средством такой обучающей развивающей среды является художественный текст, при чтении которого дети знакомятся с правильной, грамотной и красивой речью. 
Именно текст – основа создания той речевой среды, которая развивает, развивает чувство языка, творческую память, приобщает к культуре, способствуя духовному становлению личности, точнее языковой личности, владеющей не только всеми видами речевой деятельности, не только умением правильно и четко выражать мысли, но и обладающей индивидуальным авторским стилем. 
   Текст должен обладать определенными качествами, т. е. надо иметь в виду не только его содержание (о чем говорит автор?), а интересно ли это современному школьнику? Способен ли этот текст вызвать отклик у читателей, воспитать хороший вкус? 
Для анализа необходимо предлагать тексты разных стилей. Но особенно важна работа с публицистическим текстом, т. к. при его анализе можно выражать не только мысли, но и чувства, проявляя при этом себя как личность, наделенную даром не только увидеть, понять, почувствовать, но и с помощью слова по-своему выразить это восприятие. 
Комплексная  работа с художественном текстом на уроках языка предполагает проведение в ходе исследовательской деятельности учащихся наблюдений над особенностями употребления изобразительно-выразительных средств языка в тех “безукоризненных образцах”, какими являются произведения русской классики, выявление закономерностей использования языковых единиц в речи. Именно внимание к языку художественных произведений – это как раз то, что помогает воспитывать любовь к слову. Комплексная работа с текстом -  это многоаспектная деятельность, включающая сначала вопросы и задания, направленные на осмысление содержания, связанные с читательским восприятием текста как речевого произведения, затем – задания речеведческого характера, включающие такие понятия как “текст”, “стиль”, “тема”, “основная мысль”, основные средства связи между предложениями. За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера по фонетике, лексике, грамматике. И, наконец, - вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора.
   Задача учителя – правильно организовать на уроке ту речевую среду, которая поможет детям почувствовать гармонию и красоту русской речи. 
В процессе обучения языку необходимо обращать внимание и на речетворческое осмысление того или иного слова, глубина которого измеряется прежде всего значениями, представленными в различных лингвистических словарях и справочниках. Можно рассмотреть любое слово. Например, слово “звезда” во всем его многообразии значений: т. е. лексическое, этимологическое, символическое, мифологическое, ассоциативное, художественно-образное, т. е. поведение слова в художественном тексте. 
Лексическое значение слова проверяется учащимися по толковому словарю. 
Звезда – 1. Небесное тело, видимое глазом как светящаяся точка. 
  Утренняя звезда. 
  В синем небе звезды блещут. 
  В синем море волны хлещут. 
() 
  2. О выдающем человеке, знаменитости. (перен.) 
  Звезда балета. 
3. Геометрическая фигура с выступающими углами, а также  предмет, имеющий такую форму. 
  Елочная звезда. 
Фразеология. 
Звезд с неба не хватает. 
Звезда первой величины. 
Восходящая звезда. 
Родиться под счастливой звездой. 
Путеводная звезда.

Этимологическое значение слова определяется по словарю. 
Звезда – общеславянское … Образовано с помощью суффикса – да от сущ. gvoidъ, являющегося “звонким” дублетом слова kvoitъ (совр. свет.). 
(Шанский словарь русского языка, М, 1994). 
Художественное (образное) значение слова определяется в художественном тексте в процессе анализа. Например:

Текст 1. 
Запишите стихотворение Н. Рубцова. Какое настроение передает поэт? Определите тему, основную мысль текста. Какие слова повторяются, как это связано с содержанием стихотворения? Подготовьтесь к выразительному чтению: для этого проанализируйте внимательно строение, пунктуационное оформление предложений, отметьте слова, на которых следует сделать логическое ударение, определите место коротких и более продолжительных пауз, обратите внимание на интонацию сложных предложений, восклицательного предложения. 
Звезда полей 
Звезда полей во мгле заледенелой, 
Остановившись, смотрит в полынью, 
Уж на часах двенадцать прозвенело, 
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений 
Я вспоминал, как тихо за холмом 
Она горит над золотом осенним. 
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая, 
Для всех тревожных жителей земли, 
Своим лучом приветливым касаясь 
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой, 
Она восходит ярче и полней, 
И счастлив я, пока на свете белом 
Горит, горит звезда моих полей…

1. Выучите стихотворение наизусть, затем запишите его по памяти и сверьте запись. 
2. Вспомните поэтические строки, в которых есть слово звезда. Почему оно в лирике Н. Рубцова является ключевым словом? 
3. Вспомните стихотворения других поэтов (Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, Ахматовой, Заболоцкого…), в которых встречается образ звезды. Понаблюдайте, в каком значении употребляется в этих текстах многозначное слово звезда. Подумайте, почему образы звезды, света, огня, противопоставленные образам тьмы, мрака, темноты, так часто встречаются в русской поэзии.

Текст 2. 
Прочитайте отрывки из повести Н. Коняева “Путник на краю поля”; 
Развалины церкви в Никольском многое объясняют в поэзии Рубцова. Его стихи – всегда попытка восстановления храма, это возведение церковных стен, вознесение куполов в необыкновенную высь, это молитва, образующая церковное строение, и страшное ожидание окончательной гибели его. Рушатся, рассыпаются в пыль стены возведенного храма, осенняя пустота сквозит между опорами купола, и гаснет свет святости в захлестывающей поэта черноте.  
В письме Глебу Горбовскому Рубцов, кажется, об этом и пытался рассказать: “Сижу сейчас, закутавшись в пальто и спрятав ноги в огромные рваные старые валенки, в одной из самых старых и самых почерневших избушек селения Никольского – это лесистый и холмистый, кажущийся иногда совершенно пустынным, погруженный сейчас в ранние зимние сумерки уголок необъятный, прежде зажиточной и удалой Вологодской Руси. Сегодня особенно громко и беспрерывно воют над крышей провода, ветер дует прямо в окна, и поэтому в избе холодно и немного неуютно, но сейчас тут затопят печку, и опять станет тепло и хорошо…” 
Январь шестьдесят пятого года. Уже написаны были Рубцовым великие стихи. Написаны там, на краю заледеневшего поля… 
Невольно останавливаешься на этих словах и сам, леденея от холода, заглядываешь в смертную черноту полыньи, но стихотворение несет тебя, возносит душу к высшему свету: 
…в минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром… 
И такая благость в достигнутых высях, такая чарующая даль открывается окрест, что уже не жалко и жизни – все уроднено, все освещено светом звезды полей… Но в последней строфе снова возвращаешься сюда, на поле, в заледенелую мглу: 
Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней… 
“Полней” и “полынья”… Эхом, отразившимся от студеной воды, повторяется рифма, замыкая движение и не стиха даже, а самой жизни… 
Это эхо различаешь всегда, вслушиваясь в стихи Николая Рубцова, читаешь их, и словно бы твои самые главные и самые чистые чувства, отражаясь, возвращаются к тебе, и замирает сердце, узнавая их… 
И вот тут-то прояснено понимаешь вдруг, что, может быть, в том и заключается опыт души и сердца, чтобы научиться отзываться на звук Глагола, затерянный в древних, смутных и неясных словах. И стихают пораженные силой Глагола глухие стоны, отступают бурьян и нежить… 
1. Согласны ли вы с оценкой поэзии Н. Рубцова автором текста? 
2. Какие лексические и грамматические средства выражения отношения используются автором? 
3. Подготовьтесь к изложению (подробному, или сжатому, или выборочному). Дополните пересказ анализом одного (или нескольких) стихотворений Н. Рубцова.

В процессе определения речетворческой глубины слова у учащихся обязательно родятся замыслы собственного высказывания. Можно предложить детям такое задание: 
Запишите начало предложения “Когда я читаю стихи Николая Рубцова…” и продолжите, высказав свои впечатления. Можно написать о том, что вы представляли, когда читали и слушали стихи Рубцова, или рассказать о своих впечатлениях от стихов, или попробовать самим написать стихотворные строки. 
Таким образом, речеведческое осмысление слова – это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову своему собственному: “ …всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей, полное отзвуков чужих высказываний, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я с ним имею дело в определенной ситуации, определенным речевым намерением, оно уже проникает моей экспрессией”. Результатом процесса речеведческого осмысления слова являются творческие работы учащихся, которые становятся более совершенными и грамотными у одиннадцатиклассников.

Таким образом, речеведческое осмысление слова – это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову своему собственному: “ …всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей, полное отзвуков чужих высказываний, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я с ним имею дело в определенной ситуации, определенным речевым намерением, оно уже проникает моей экспрессией”. Результатом процесса речеведческого осмысления слова являются творческие работы учащихся, которые становятся более совершенными и грамотными у одиннадцатиклассников


 

Назарет Сефербековна учитель русского языка и литературы

Назарет Сефербековна учитель русского языка и литературы

Часто в основу классификации методов обучения кладут особенности познавательной деятельности учащихся: является ли она воспроизводящей, творческой или исследовательской

Часто в основу классификации методов обучения кладут особенности познавательной деятельности учащихся: является ли она воспроизводящей, творческой или исследовательской

Итак, проблемный метод позволяет не только усвоить программный материал, но и формирует творческие способности учащихся

Итак, проблемный метод позволяет не только усвоить программный материал, но и формирует творческие способности учащихся

Гостиница Гостиный Гостинец

Гостиница Гостиный Гостинец

Вокруг В течение Впереди

Вокруг В течение Впереди

Обращение – это… Они могут быть…

Обращение – это… Они могут быть…

Голова — легко ли совершить подвиг

Голова — легко ли совершить подвиг

Прием «Букет настроения» предполагает составление букета из цветов теплых и холодных оттенков и отражает удовлетворенность учащихся уроком

Прием «Букет настроения» предполагает составление букета из цветов теплых и холодных оттенков и отражает удовлетворенность учащихся уроком

МО учителей русского языка и литературы «

МО учителей русского языка и литературы «

Необходимо ориентировать урок на формирование как специфических, так и общеучебных умений школьников: умение использовать новые знания в тесной связи со «старыми», опираться на знания из…

Необходимо ориентировать урок на формирование как специфических, так и общеучебных умений школьников: умение использовать новые знания в тесной связи со «старыми», опираться на знания из…

Например, чтобы отличить от омонимичных сочетаний слов, необходимо…

Например, чтобы отличить от омонимичных сочетаний слов, необходимо…

Использование особых риторических приемов (риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение; повтор слов, словосочетаний; изобразительные средства: анафора, параллелизм предложений и т

Использование особых риторических приемов (риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение; повтор слов, словосочетаний; изобразительные средства: анафора, параллелизм предложений и т

Комплексная работа с художественном текстом на уроках языка предполагает проведение в ходе исследовательской деятельности учащихся наблюдений над особенностями употребления изобразительно-выразительных средств языка в тех “безукоризненных…

Комплексная работа с художественном текстом на уроках языка предполагает проведение в ходе исследовательской деятельности учащихся наблюдений над особенностями употребления изобразительно-выразительных средств языка в тех “безукоризненных…

Текст 1. Запишите стихотворение

Текст 1. Запишите стихотворение

Январь шестьдесят пятого года.

Январь шестьдесят пятого года.

осмысления слова являются творческие работы учащихся, которые становятся более совершенными и грамотными у одиннадцатиклассников

осмысления слова являются творческие работы учащихся, которые становятся более совершенными и грамотными у одиннадцатиклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2024