Мониторинг результатов образовательной деятельности при реализации дополнительной общеразвивающей программы (декоративно-прикладное творчество)
Оценка 5

Мониторинг результатов образовательной деятельности при реализации дополнительной общеразвивающей программы (декоративно-прикладное творчество)

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
28.11.2024
Мониторинг результатов образовательной деятельности при  реализации дополнительной общеразвивающей программы (декоративно-прикладное творчество)
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Районный центр детского творчества» Партизанского муниципального округа Приморского края

 

 

 

 

МОНИТОРИНГ    РЕЗУЛЬТАТОВ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ   ПРОГРАММЫ

 (декоративно-прикладное творчество, на примере программы «Макраме»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

 

методист МБОУ ДО «РЦДТ» ПМО

Полосина Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Владимиро-Александровское

2024 г.

Содержание дополнительной образовательной программы «Макраме» учитывает потребности обучающихся в овладении данным видом прикладного творчества. Программа рассчитана на два года обучения. Возраст обучающихся от 8 до 13 лет. Мотивация к обучению – участие обучающихся в конкурсах-фестивалях  детского и юношеского творчества различного уровня и в выставках декоративно-прикладного творчества.

Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в том, что теоретические знания по выполнению каждого элемента прикладного творчества закрепляются в практическом выполнении готовых изделий, Таким образом, педагог увлекает ребенка работой. Такие занятия не будут утомительными, они формируют знания, умения, навыки и имеют практический смысл, что для детей любого возраста очень важно.

Одной из главных задач образовательного процесса является развитие познавательного интереса обучающихся в получении определенных знаний, умений, навыков по предмету.

Следовательно, возникает другая задача – определить степень усвоения этих знаний, умений, навыков для  того, чтобы найти наиболее эффективные формы, методы и средства обучения.

Оценка результатов обучения является необходимым структурным компонентом процесса обучения и осуществляется постоянно в течение всего учебного года.

В настоящее время,  методической литературы, которая излагает формы педагогического контроля, применяемые в дополнительном образовании, достаточно много, Данный материал описывает, классифицирует и адаптирует известные формы контроля для дополнительных общеразвивающих программ декоративно-прикладного творчества, в том числе и макраме.

Результатом освоения знаний, умений и навыков являются как количественные результаты, так и качественные:

·        самостоятельное выполнение изделий по описанию;

·        сохранность контингента;

·        участие в муниципальных, краевых, Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях;

·        участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Мониторинг результатов образовательной деятельности по дополнительной общеразвтвающей программе «Макраме», целью которого является управление качеством образования, определяет следующие параметры:

·        Новизна – заключается в системном подходе к разработке мониторинга по теме «Макраме».

·        Оригинальность – заключается в том, что определение знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в занимательной форме.

Критериями оценки ЗУНов обучающихся являются:

·        уровень теоретических знаний;

·        качество выполнения практических работ;

·        умение объяснить значение, смысл выполнения работ;

·        умение пользоваться инструментами, соблюдение правил техники безопасности.

В зависимости от целей и задач мониторинг может выполнят различные функции: ориентационную, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую.

Входящая диагностика проводится в первые дни обучения для выявления уровня подготовки обучающихся, их интересов, способностей, корректировки учебно-методического плана и программы.

Текущая диагностика должна определить степень усвоения детьми учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих. Текущая диагностика позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.

Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения.

Практическая значимость данных диагностических материалов состоит в том, что они могут быть использованы в любом детском объединении декоративно-прикладного творчества при изучении темы или раздела программы, если переложить данный материал на  определенное содержание программы.

Наиболее эффективными формами мониторинга, на мой взгляд, являются такие, как игра, кроссворды, ребусы, викторины, мини-выставки, выставки.

Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения, навыки.

Кроссворды, ребусы служат для оценки теоретических знаний обучающихся. Можно предложить детям самим составить кроссворд или ребус. А затем снова превратить все в игру – обменяться заданиями.

Викторина проводится с целью выявления наиболее способных и подготовленных детей. Это своеобразный смотр знаний, умений и навыков.

Мини-выставки, выставки проводятся с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих работ, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Выставка является инструментом поощрения.

 

 

Таблица 1

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МАКРАМЕ»

 

Критерии

Показатели

(обученность)

Диагностические средства

Участники

Сроки

Подведение итогов

Качественный результат

Входящая диагностика

Метод наблюдения

Обучающиеся

Сентябрь

1 октября

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий контроль

Анализ выполнения заданий (формы):

-кроссворд;

- ребусы;

-карточки индивидуальных

Заданий;

- игры;

- пособие;

-мини-выставки;

- выставки;

-метод наблюдений

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

Промежуточная аттестация

- тестирование;

-анализ выставочных работ

 

 

Обучающиеся

 

Апрель- май

 

Май

 

Таблица 2

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Опросник обучающихся  –го года обучения

 

№п/п

Знаете ли вы?

Умеете ли вы?

Знаю

Умею

Делаю с помощью педагога

Не знаю

Не умею

1

Что такое «макраме»?

 

 

 

2

Что такое «основная нить»?

 

 

 

3

Что такое «рабочая нить»?

 

 

 

4

Правила работы с колющими и режущими инструментами?

 

 

 

5

Что такое ОПУ?

 

 

 

6

Что такое ДПУ?

 

 

 

7

Умеете ли вы?

 

 

 

8

Выполнить цепочку из ОПУ

 

 

 

9

Выполнить цепочку из ДПУ

 

 

 

10

Выполнять «шахматку»

 

 

 

11

Удлинять нити при плетении

 

 

 

12

Выполнять несложные изделия по описанию

 

 

 

13

Выполнять навес нитей №1

 

 

 

14

Выполнять навес нитей №2

 

 

 

15

Выполнять навес нитей №3

 

 

 

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Опросник обучающихся  2 –го года обучения

 

№п/п

Знаете ли вы?

 

Знаю

Умею

Делаю с помощью педагога

Не знаю

Не умею

1

Из каких узлов состоит ДПУ

 

 

 

2

Из каких узлов состоит «змейка»?

 

 

 

3

Из каких узлов состоит репсовый узел?

 

 

 

4

Из каких узлов состоит витая цепочка?

 

 

 

5

Что такое нить основы?

 

 

 

6

Где при плетении репсового узла находится нить основы?

 

 

 

7

Что такое рабочая нить?

 

 

 

 

 

Умеете ли вы?

 

 

 

 

8

Выполнять ОПУ?

 

 

 

9

Выполнять ДПУ?

 

 

 

10

Выполнять «ягодку» («горошинку»)

 

 

 

11

Выполнять «шахматку»

 

 

 

12

Выполнять «пико»

 

 

 

13

Выполнять узел «фриволите»

 

 

 

14

Выполнять «змейку»

 

 

 

15

Выполнять навес нитей №1

 

 

 

16

Выполнять навес нитей №2

 

 

 

17

Выполнять навес нитей №3

 

 

 

18

Выполнять горизонтальную бриду

 

 

 

19

Выполнять вертикальную бриду

 

 

 

20

Выполнять самостоятельно изделие по описанию

 

 

 

21

Рассчитывать длину нитей

 

 

 

22

Рассчитывать количество нитей для работы

 

 

 

23

Выполнять сложные узлы по описанию

 

 

 

24

Разрабатывать собственное изделие

 

 

 

 

ТЕСТИРОВАНИЕ

Цель: определение промежуточных результатов уровня усвоения знаний, умений и навыков обучающихся по видам деятельности.

Инструкция для проводящего опрос

1. Внимательно ознакомиться с содержанием опросника.

2. Подготовит бланки вопросов по количеству детей.

3. Зачитать инструкцию по заполнению для детей с примерами.

4. Контроль процесса выполнения.

5. Сбор бланков опроса и обработки результатов.

Таблица 3

ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ

 

№п/п

ФИО обучающего

№ вопроса в опроснике

Общее количество баллов

Уровень ЗУНов

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма по критерию

 

 

 

 

Инструкция для обучающихся

1. Оцените свои знания.

2. Внимательно прочитайте вопросы.

3. Выберите свой вариант ответа на каждый вопрос.

Варианты ответов:

1. Умею, делаю самостоятельно (знаю, использую в работе) – 5 баллов;

2. Делаю с помощью педагога – 4 балла;

3. Не умею, не знаю – 3 балла;

Обрабатываем результаты, занесенные в таблицу 1.

Определяем уровень ЗУНов, используя таблицу 2.

Высокий уровень  - 5-4, 5 баллов, средний - 4,4-3,6 баллов, низкий – 3,5-3 балла.

ИГРЫ

Цель: проверка и закрепление ЗУНов  у обучающихся на занятиях.

Данные игры применяются для проверки знаний и умений по плетению отдельных узлов, для закрепления навыков по каждой теме.

1. «Найди и назови»

Описание: берем готовое изделие или иллюстрацию в книге. Педагог называет количество узлов, используемых в этом изделии. Обучающемуся предлагается назвать их и показать, или то и другое.

Возможен вариант, когда педагог назовет 1-2 узла, а остальные находит обучающийся.

2. «Угадай и сплети»

Описание: водящий плетет узел, отгадать предлагается другому обучающемуся. Если он правильно отгадает, то сам становится водящим, если нет, то вопрос адресуется другому участнику.

3. «Кто вперед»

Описание: в игре участвуют два ребенка. Педагог произносит название узла, который необходимо сплести за определенное время. Дети выполняют задание. Выигрывает тот участник, кто больше и аккуратнее сплетет узлов.

4.»Пойми меня»

Описание: игра на рабочем стенде. Водящий или педагог произносит название узла (понятия) и адресует вопрос другому участнику, который в свою очередь показывает узел на стенде. Правильно ответивший на вопрос, становится водящим.

5. «Веришь ли ты, что…»

Описание: игра может проводиться индивидуально или группами, Педагог задает заранее подготовленные вопросы, обучающиеся отвечают на них, Выигрывает тот, кто больше дал правильных ответов.

Например:

- Веришь ли ты, что ОПУ и ДПУ плоские узлы?

- Веришь или нет, что змейка плетется на 4х нитях?

- Веришь ли ты, что «брида» – это несколько репсовых узлов в ряд?

 

ВИКТОРИНА «ЮНЫЙ МАСТЕР»

Цель: проверка знаний умений и навыков плетения, выявление наиболее способных и подготовленных детей, коррекция учебной программы.

Викторина может проводится в группе обучающихся в конце 2-го года обучения.

Педагог раздает карточки заданий, или дети сами выбирают карточки. На подготовку дается 20-30 минут.

Побеждает тот, кто быстрее, правильнее ответит на вопросы и аккуратнее выполнит изделие.

Карточка №1

1. Что такое «брида»? Какие виды «брид» знаешь? Покажи их на стенде (на иллюстрации).

2. Веришь ли ты, что «горошина» выполняется из твердой витой цепочки?

3. По образцу последовательно показать и рассказать: из каких узлов изделие выполнено.

4. Выполнить изделие по описанию.

Карточка №2

1. Витая цепочка – это что? Каких видов она бывает? Почему?

2. Веришь ли ты, что «брида» – это несколько репсовых узлов в ряд?

3. По образцу последовательно показать и рассказать: из каких узлов изделие выполнено.

4. Выполнить изделие по описанию.

Карточка №3

1. Назови и покажи на стенде (изделии) плоские узлы. На скольких нитях они выполняются?

2. Веришь ли ты , что при плетении репсового узла нить основы лежит под рабочей нитью?

3. По образцу последовательно показать и рассказать: из каких узлов изделие выполнено.

4. Выполнить изделие по описанию.

Карточка №4

1. «Змейка» - это что? Из каких узлов она состоит? Посчитай количество узлов в образце.

2. Веришь ли ты, что дорожка из ДПУ – это «витая цепочка»? По образцу последовательно показать и рассказать: из каких узлов изделие выполнено.

3. Выполнить изделие по описанию.

Таблица 4

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

№п/п

ФИ обучающегося

Теоретический этап

Практический этап

Общее количество баллов

 

 

1

2

3

Скорость выполнения

Технологичность выполнения

Аккуратность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 балл – неправильный ответ;

2 балла – ответ верен, но есть неточности, изделие не совсем аккуратно;

3 балла – ответ верен, изделие выполнено быстро, аккуратно, качественно.

Победитель – набравший наибольшее количество баллов

Максимальное количество баллов -  18

Минимальное количество баллов -  6

 

КАРТОЧКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Цель: проверка навыков плетения, полученных на занятиях по ДОП  «Макраме»

- сделать навес нитей способом №3

- проплести 5 узлов ДПУ с 2 «пико»

- сделать навес нитей способом №1

- проплести  «змейку» из 7 узлов

- сделать навес нитей способом №2

- проплести 12 узлов ОПУ

- сделать навес нитей способом №1

- проплести1 ряд из 3 ДПУ

- сделать навес нитей способом №3

- проплести горизонтальную бриду

- сделать навес нитей способом №2

- - проплести диагональную бриду

- сделать навес нитей способом №1

- проплести 2 ДПУ и сделать «ягодку»

- сделать навес нитей способом №2

- проплести 3 ряда «шахматки»

- сделать навес нитей способом №3

- сделать медальон из узлов «фриволите»

- сделать навес нитей способом №3

- проплести 5 вертикальных брид

- сделать навес нитей способом №2

- проплести «фриволите» с 2 «пико»

- сделать навес нитей способом №1

- проплести 3 ДПУ и 5 ОПУ

 

Проверка и закрепление ЗУНов, выполнение ДПУ, изделий по описанию.

1. Для работы потребуется 0,8 нитей по 0,8 м.

2. На середину одной нити за середину способом №2 навешиваем 6 других нитей. Получилось 12 концов.

3. Выполняем один ДПУ узел (1-10-1), туго затягиваем.

4. Распределим нити на 4 группы по 4 нити в каждой группе.

5. На боковых нитях слева и справа выполняем цепочку из 8 ДПУ.

6. На средних4-х нитях выполняем цепочку из 16 ОПУ.

7. Соединяем цепочки ДПУ (1-10-1), туго затягиваем.

8. Завершаем работу оплеткой.

9. Подрежем концы нитей.

10. Соединим первую нить узелком, получилась подвеска.

 

 

 

Таблица 5

 

ДИАГНОСТИКА   ОПРЕДЕЛЕНИЯ   УРОВНЯ   ГОТОВНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ К УСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Метод наблюдения

Условные обозначения по уровням: «В» – высокий (5 баллов),

                                                              «С» - средний (4 балла),

                                                              «Н» - низкий (3 балла).

 

 

№п/п

Ф.И. обучающего

Критерии

Среднее значение

Уровень готовности

 

 

Наличие практических и теоретических знаний по видам прикладного творчества

Желание приобретения практических навыков плетения, вязания, вышивания и т.д.

Способность освоения системы знаний

Принятие образовательной программы и способность ее освоить

Проявление интереса и готовность к творческой деятельности

 

 

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень готовности: «В» - 5,0-4,5 баллов; «С» - 4,4-3,6 баллов; «Н» - 3,5-3,0 баллов

 

 

 

 

Таблица 6

КРИТЕРИИ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ  УРОВНЯ  ОБУЧЕННОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

1 – 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Условные обозначения по уровням: «В» – высокий (5 баллов);

                                                               «С» - средний (4 балла);

                                                               «Н» - низкий (3 балла).

 

№п/п

Ф.И. обучающего

Параметры

Критерии

Среднее значение

Уровень готовности

 

 

Критерии

Наличие практических и теоретических знаний по видам прикладного творчества

Желание приобретения практических навыков плетения, вязания, вышивания и т.д.

Способность освоения системы знаний

Принятие образовательной программы и способность ее освоить

Проявление интереса и готовность к творческой деятельности

 

 

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

 

 

 

Умение самостоятельно работать

Работает по подсказке, с помощью педагога

Значительные затрудненеия при работе

Видит составные части изделия, правильно применяет знания в работе

Видит составные части изделия, но затруднения при анализе

Не видит частей и не умеет анализировать

Аккуратное выполнение работы, соблюдение пропорций

Незначительные погрешности в выполнении работы

Неаккуратное выполнение работы

Легко применяет полученные ЗУНы при выполнении работ

Испытывает затруднения в применении ЗУН

Не применяет ЗУН  в работе

Легко и творчески реализует свой замысел

Испытывает  затруднения в реализации замысла

Не умеет творчески реализовывать свой замысел

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень готовности: «В» - 5,0-4,5 баллов; «С» - 4,4-3,6 баллов;                                     «Н» - 3,5-3,0 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Районный центр детского творчества»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Районный центр детского творчества»

Содержание дополнительной образовательной программы «Макраме» учитывает потребности обучающихся в овладении данным видом прикладного творчества

Содержание дополнительной образовательной программы «Макраме» учитывает потребности обучающихся в овладении данным видом прикладного творчества

В зависимости от целей и задач мониторинг может выполнят различные функции: ориентационную, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую

В зависимости от целей и задач мониторинг может выполнят различные функции: ориентационную, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую

Критерии Показатели (обученность)

Критерии Показатели (обученность)

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ

Зачитать инструкцию по заполнению для детей с примерами

Зачитать инструкцию по заполнению для детей с примерами

Описание: игра на рабочем стенде

Описание: игра на рабочем стенде

Змейка» - это что? Из каких узлов она состоит?

Змейка» - это что? Из каких узлов она состоит?

Соединяем цепочки ДПУ (1-10-1), туго затягиваем

Соединяем цепочки ДПУ (1-10-1), туго затягиваем

Ф.И. обучающего Параметры

Ф.И. обучающего Параметры

Мониторинг результатов образовательной деятельности при реализации дополнительной общеразвивающей программы (декоративно-прикладное творчество)

Мониторинг результатов образовательной деятельности при  реализации дополнительной общеразвивающей программы (декоративно-прикладное творчество)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2024