Статья "Старославянизмы и их роль в развитии русского языка"
Оценка 4.7

Статья "Старославянизмы и их роль в развитии русского языка"

Оценка 4.7
docx
14.05.2020
Статья "Старославянизмы и их роль в развитии  русского языка"
тезисы выступления.docx

Тезисы выступления на тему:

«Старославянизмы и их роль в развитии  русского языка»

 

(Слайд 1) Здравствуйте,  представляю вашему вниманию исследовательскую работу на  тему: «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка».

(Слайд 2) В современном русском  языке старославянизмы играют огромную роль. Чаще они воспринимаются как  поэтизмы, указывающие на определённую эмоционально-стилистическую окраску  слова, выражения, свою архаическую  принадлежность.

От лексического же значения старославянизма зависит правильное восприятие сути как самого старославянизма в качестве лингвистической единицы, так и фразы, произведения, в котором он употреблён.

Старославянский язык и старославянизм - понятия не буквальные. Старославянский язык - это не старый славянский язык, не древнерусский и не общеславянский язык. По происхождению это один из южнославянских языков, а русский язык, что важно, относится к восточнославянской группе.

Изучение данной представляет интерес для автора, дает возможность узнать историю русского языка с момента появления старославянизмов до наших дней.

Тема актуальна, потому что старославянизмы обогащают нашу речь, они помогают придавать особый смысл, выражение и эмоциональную окраску сказанному. Для нас важно уметь объяснять лексическое значение старославянизмов, это поможет лучше понимать русскую художественную литературу. Старославянизмы помогают изучать тесную историко-культурную связь славянских народов.

(Слайд 3) Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы.

Объектом  исследования является: современный русский язык

Предметом исследования: старославянизмы и их роль в развитии русского языка

 Решается следующая проблема исследования: какова роль старославянизмов в развитии русского языка?

Цель исследования является : изучить старославянизмы и их влияние на современный русский язык

( Слайд 4) Для реализации цели поставлены задачи исследования:

   1.  Раскрыть понятие «старославянизмы» в русском языке

   2. Рассмотреть исторический аспект происхождения старославянизмов

   3.  Выявить роль старославянизмов в развитии русского языка

   4. Организовать и провести практическую работу по изучению лексикона, обучающихся 112 группы « Хорошо ли я знаю старославянизмы?»

5. Изучить употребление старославянизмов в произведениях художественной литературы

( Слайд 5) Каждый день мы по несколько раз произносим "Здравствуйте!" и интересуемся "Сколько времени?". Красочно переливаются на улицах города вывески "Мужская и женская одежда". "Тебе, Сидоров, единица!" - грозно произносит учитель. "Огласите, пожалуйста, весь список!" - просит задержанный на 15 суток герой фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". А ведь в каждом из примеров есть старославянизмы – слова, не возникшие непосредственно в русском языке, а пришедшие в него из языка другого, хотя и близкородственного. Как их найти? Думаю, что не каждый школьник сразу решит поставленную задачу.

Старославяни́змы — слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг. Поэтому старославянизмы включают также церковнославянизмы.

Существует множество примет старославянизмов, которые выделяются в отдельные группы: фонетические, морфемные (словообразовательные) и лексические.Отличительные признаки:     

(Слайд 6) 1. Фонетические

Фонетические признаки старославянизмов:

• Сочетания -ла-, -ле-, -ра-, -ре- на месте русских -оло-, -еле-, -оро-, -ере- в одной морфеме: злато (золото), глава (голова), младость (молодость), шлем (шелом), млеко (молоко), плен (полон), брада (борода), врата (ворота), чреда (очередь);

• Сочетание -жд- на месте русского -ж-: хождение (хожу), вождение (вожу), одежда (одежа), надежда (надежа), между (меж);

• Согласный -щ- на месте русского -ч-: освещение (свеча), нощь (ночь), дщерь (дочь), мощь (мочь);

• Гласный -е- в начале слова на месте русского -о-: елень (олень), един (один), единица (один);

• Звук -е- под ударением перед твёрдыми согласными на месте русского -ё- (о): небо (нёбо), перст (напёрсток), крест (крёстный).

(Слайд 7) 2. Словообразовательные

Морфологические признаки — сохранение старославянизмами старославянские приставки, суффиксов и сложной основы:

        Приставки воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред-: 'воспеть, изгнание, изгнать, излить, извергнуть, исход (выход), низвергнуть, ниспадать, ниспослать, чрезвычайный, чрезмерный, преступить, презреть, преемник, предсказать, преднамеренный;

        Суффиксы -стви(е), -ени(е), -ани(е), -знь, -тв(а), -ч(ий), -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-: пришествие, благоденствие, бедствие, моление, прошение (просьба), терзание, казнь, жизнь, молитва, битва, ловчий, кормчий, ведущий, сведущий, тающий, знающий, кричащий, лежащий, разящий, говорящий;

        Сложные основы с обычными для старославянизмов элементами бого-, благо-, добро-, зло-, суе-, чрево-, едино- и другие: богобоязненный, благодать, благонравие, добродетель, злоумышление, злонравие, суеверие, чревоугодие, единообразие.

     (Слайд 8) 3.   Лексические:

        Принадлежность слова к религиозной тематике, а также особая торжественность и книжность слов;

        Первые части сложных слов   бого-, благо-, добро-, зло-, суе-, чрево-, едино- и другие: богобоязненный,  благодать,  добродетель, злоумышленник, злонравие, суеверие, единообразие.

          (Слайд 9) В современном русском языке множество слов с приметами старославянизмов. Однако их использование в языке во многом отличается от их использования в предшествующие периоды, кроме 19 века. Все их можно условно разбить на четыре группы.

1.В первую очередь следует выделить слова нейтральные. Они вошли в русский язык и не оказались в нем отмечены ни как стилистически окрашенные, ни как устарелые. К таким словам можно отнести "здравствуйте", "сладкий", "одежда", "храбрый", "главный", "плен" и многие другие. 2. Другой тип взаимоотношений русского слова и старославянизма мы видим в случаях, когда русское по происхождению слово и старославянское фактически совпали и представляют собой один корень, существующий в разных модификациях. Например: "берег" - "прибрежный", "холод" - "прохладный", "молодой" - "младенец".3. К третьей группе старославянизмов отнесем слова устаревшие, архаизмы. Они известны нам по поэтической речи 18-19 веков и в современной поэзии практически не употребляются: "хлад", "младость", "длань", "ланиты". 4. К последней группе слов относятся те старославянизмы, которые сохранили оттенок книжности, высокого стиля, которые в современном русском языке употребляются преимущественно в письменных, а не разговорных стилях речи или в языке официальных документов: "присущий", "изобличить", "вопреки", "содрогаться" и подобные.

          (Слайд 10) В рамках исследования старославянизмов и их роли была спланирована практическая работа по изучению лексикона обучающихся  112 группы специальности «Преподавание в начальных классах» ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Цель практической работы: выявление уровня владения старославянизмами в речи обучающихся колледжа

База проведения практической работы: ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Дата проведения тестирования: 14.02.2017

Возраст испытуемых: 16-18 лет

Количество испытуемых: 21 человек

Состав экспериментальной группы -  обучающиеся 112 группы ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

( Слайд 11) Программа практической работы следующая:

№        Пункт программы                  Содержание

1.       Исполнитель эксперимента Вяхирева Мария Владимировна

2.       Цель практической работы Выявление уровня владения старославянизмами в речи обучающихся колледжа

3.       Диагностический инструментарий       Авторское тестирование закрытого типа с выбором ответов «Хорошо ли я знаю старославянизмы?»

4.       Критерии оценки ожидаемых результатов

          - правильность и точность выполнения заданий;

                  - соответствие ответов эталону

( Слайд 12) Диагностика-тестирование проводилась в экспериментальной группе, результаты ее обработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню выполнения и качеству выполнения работы.

Максимальное количество баллов за правильно выполненную работу – 18.

После проведения диагностики -  тестирования экспериментальной группы были проанализированы и обработаны результаты, обобщенные в виде диаграммы(см. рис.1):                

Рисунок 1 - Результаты теста. Наличие правильных ответов

( Слайд 13) Проанализировав результаты, можно сделать вывод о том, что:

•        Ниже базового уровня – имеют 4 человека, что составляет 19% от общего количества испытуемых.

•        Базовый уровень – имеют 13 человек, что составляет 61% от общего количества испытуемых.

•        Повышенный уровень «хорошо» – имеет 1 человек, что составляет 6% от общего количества испытуемых.

•        Высокий  уровень «отлично» – 3 человека, что составляет 14% от общего количества испытуемых.

Данные результаты можно представить в виде диаграммы ( см. рисунок 3)

 

 

Рисунок 3 -Уровни владения старославянизмами обучающихся 112 группы ГГК

Из диаграммы видно, что повышенный уровень владения старославянизмами у обучающихся 112 группы  «хорошо и отлично»  имеют  20 % обучающихся.  Базовый уровень владения превалирует - 61%, но, к сожалению, 19% обучающихся имеет низкий уровень  владения старославянизмами, что говорит о недостаточной начитанностии о неумении данных обучающихся распознавать старославянизмы в речи и определять их лексическое значение.

 (Слайд 14) В рамках исследования  проводился анализ поэтических текстов А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, И.С.Никитина, М.Ю. Лермонтова, С.А.Есенина, А.А. Фета, И.А.Бунина, А. А.Блока, П.П. Ершова, можно сделать вывод, что применение  старославянизмов помогает создавать  всевозможные оттенки в литературном языке – от эмоциональной приподнятости до иронии. Без них наш родной язык не был бы таким многогранным и поэтичным. Их роль различна в зависимости от времени написания, от тематики и жанра произведения, от  задумки автора.

 Чаще всего в поэзии с их помощью создается торжественность и выразительность языка, предметам речи придается особая значимость, передается колорит эпохи  прошлых лет.

 В современном русском языке наблюдается много старославянизмов, которые прочно вошли в обиходную речь и имеют   нейтральное значение. Однако многие   старославянизмы и сейчас звучат в речах, задавая торжественный и пафосный тон, они звучат в церковной тематике. Сейчас можно встретить их употребление и в переносно-фигуральном смысле. Но некоторые, всё же, покинули наш разговорный язык, перейдя в разряд архаизмов.

( Слайд 15) Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы.


 

Тезисы выступления на тему: «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка» (Слайд 1)

Тезисы выступления на тему: «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка» (Слайд 1)

Слайд 5) Каждый день мы по несколько раз произносим "Здравствуйте!" и интересуемся "Сколько времени?"

Слайд 5) Каждый день мы по несколько раз произносим "Здравствуйте!" и интересуемся "Сколько времени?"

Слайд 8) 3. Лексические: 

Слайд 8) 3. Лексические: 

Слайд 11) Программа практической работы следующая: №

Слайд 11) Программа практической работы следующая: №

Слайд 13) Проанализировав результаты, можно сделать вывод о том, что: •

Слайд 13) Проанализировав результаты, можно сделать вывод о том, что: •

Без них наш родной язык не был бы таким многогранным и поэтичным

Без них наш родной язык не был бы таким многогранным и поэтичным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020