Тезисы выступления на тему:
«Старославянизмы и их роль в развитии русского языка»
(Слайд 1) Здравствуйте, представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему: «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка».
(Слайд 2) В современном русском языке старославянизмы играют огромную роль. Чаще они воспринимаются как поэтизмы, указывающие на определённую эмоционально-стилистическую окраску слова, выражения, свою архаическую принадлежность.
От лексического же значения старославянизма зависит правильное восприятие сути как самого старославянизма в качестве лингвистической единицы, так и фразы, произведения, в котором он употреблён.
Старославянский язык и старославянизм - понятия не буквальные. Старославянский язык - это не старый славянский язык, не древнерусский и не общеславянский язык. По происхождению это один из южнославянских языков, а русский язык, что важно, относится к восточнославянской группе.
Изучение данной представляет интерес для автора, дает возможность узнать историю русского языка с момента появления старославянизмов до наших дней.
Тема актуальна, потому что старославянизмы обогащают нашу речь, они помогают придавать особый смысл, выражение и эмоциональную окраску сказанному. Для нас важно уметь объяснять лексическое значение старославянизмов, это поможет лучше понимать русскую художественную литературу. Старославянизмы помогают изучать тесную историко-культурную связь славянских народов.
(Слайд 3) Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы.
Объектом исследования является: современный русский язык
Предметом исследования: старославянизмы и их роль в развитии русского языка
Решается следующая проблема исследования: какова роль старославянизмов в развитии русского языка?
Цель исследования является : изучить старославянизмы и их влияние на современный русский язык
( Слайд 4) Для реализации цели поставлены задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «старославянизмы» в русском языке
2. Рассмотреть исторический аспект происхождения старославянизмов
3. Выявить роль старославянизмов в развитии русского языка
4. Организовать и провести практическую работу по изучению лексикона, обучающихся 112 группы « Хорошо ли я знаю старославянизмы?»
5. Изучить употребление старославянизмов в произведениях художественной литературы
( Слайд 5) Каждый день мы по несколько раз произносим "Здравствуйте!" и интересуемся "Сколько времени?". Красочно переливаются на улицах города вывески "Мужская и женская одежда". "Тебе, Сидоров, единица!" - грозно произносит учитель. "Огласите, пожалуйста, весь список!" - просит задержанный на 15 суток герой фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". А ведь в каждом из примеров есть старославянизмы – слова, не возникшие непосредственно в русском языке, а пришедшие в него из языка другого, хотя и близкородственного. Как их найти? Думаю, что не каждый школьник сразу решит поставленную задачу.
Старославяни́змы — слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг. Поэтому старославянизмы включают также церковнославянизмы.
Существует множество примет старославянизмов, которые выделяются в отдельные группы: фонетические, морфемные (словообразовательные) и лексические.Отличительные признаки:
(Слайд 6) 1. Фонетические
Фонетические признаки старославянизмов:
• Сочетания -ла-, -ле-, -ра-, -ре- на месте русских -оло-, -еле-, -оро-, -ере- в одной морфеме: злато (золото), глава (голова), младость (молодость), шлем (шелом), млеко (молоко), плен (полон), брада (борода), врата (ворота), чреда (очередь);
• Сочетание -жд- на месте русского -ж-: хождение (хожу), вождение (вожу), одежда (одежа), надежда (надежа), между (меж);
• Согласный -щ- на месте русского -ч-: освещение (свеча), нощь (ночь), дщерь (дочь), мощь (мочь);
• Гласный -е- в начале слова на месте русского -о-: елень (олень), един (один), единица (один);
• Звук -е- под ударением перед твёрдыми согласными на месте русского -ё- (о): небо (нёбо), перст (напёрсток), крест (крёстный).
(Слайд 7) 2. Словообразовательные
Морфологические признаки — сохранение старославянизмами старославянские приставки, суффиксов и сложной основы:
Приставки воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред-: 'воспеть, изгнание, изгнать, излить, извергнуть, исход (выход), низвергнуть, ниспадать, ниспослать, чрезвычайный, чрезмерный, преступить, презреть, преемник, предсказать, преднамеренный;
Суффиксы -стви(е), -ени(е), -ани(е), -знь, -тв(а), -ч(ий), -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-: пришествие, благоденствие, бедствие, моление, прошение (просьба), терзание, казнь, жизнь, молитва, битва, ловчий, кормчий, ведущий, сведущий, тающий, знающий, кричащий, лежащий, разящий, говорящий;
Сложные основы с обычными для старославянизмов элементами бого-, благо-, добро-, зло-, суе-, чрево-, едино- и другие: богобоязненный, благодать, благонравие, добродетель, злоумышление, злонравие, суеверие, чревоугодие, единообразие.
(Слайд 8) 3. Лексические:
Принадлежность слова к религиозной тематике, а также особая торжественность и книжность слов;
Первые части сложных слов бого-, благо-, добро-, зло-, суе-, чрево-, едино- и другие: богобоязненный, благодать, добродетель, злоумышленник, злонравие, суеверие, единообразие.
(Слайд 9) В современном русском языке множество слов с приметами старославянизмов. Однако их использование в языке во многом отличается от их использования в предшествующие периоды, кроме 19 века. Все их можно условно разбить на четыре группы.
1.В первую очередь следует выделить слова нейтральные. Они вошли в русский язык и не оказались в нем отмечены ни как стилистически окрашенные, ни как устарелые. К таким словам можно отнести "здравствуйте", "сладкий", "одежда", "храбрый", "главный", "плен" и многие другие. 2. Другой тип взаимоотношений русского слова и старославянизма мы видим в случаях, когда русское по происхождению слово и старославянское фактически совпали и представляют собой один корень, существующий в разных модификациях. Например: "берег" - "прибрежный", "холод" - "прохладный", "молодой" - "младенец".3. К третьей группе старославянизмов отнесем слова устаревшие, архаизмы. Они известны нам по поэтической речи 18-19 веков и в современной поэзии практически не употребляются: "хлад", "младость", "длань", "ланиты". 4. К последней группе слов относятся те старославянизмы, которые сохранили оттенок книжности, высокого стиля, которые в современном русском языке употребляются преимущественно в письменных, а не разговорных стилях речи или в языке официальных документов: "присущий", "изобличить", "вопреки", "содрогаться" и подобные.
(Слайд 10) В рамках исследования старославянизмов и их роли была спланирована практическая работа по изучению лексикона обучающихся 112 группы специальности «Преподавание в начальных классах» ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Цель практической работы: выявление уровня владения старославянизмами в речи обучающихся колледжа
База проведения практической работы: ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Дата проведения тестирования: 14.02.2017
Возраст испытуемых: 16-18 лет
Количество испытуемых: 21 человек
Состав экспериментальной группы - обучающиеся 112 группы ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
( Слайд 11) Программа практической работы следующая:
№ Пункт программы Содержание
1. Исполнитель эксперимента Вяхирева Мария Владимировна
2. Цель практической работы Выявление уровня владения старославянизмами в речи обучающихся колледжа
3. Диагностический инструментарий Авторское тестирование закрытого типа с выбором ответов «Хорошо ли я знаю старославянизмы?»
4. Критерии оценки ожидаемых результатов
- правильность и точность выполнения заданий;
- соответствие ответов эталону
( Слайд 12) Диагностика-тестирование проводилась в экспериментальной группе, результаты ее обработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню выполнения и качеству выполнения работы.
Максимальное количество баллов за правильно выполненную работу – 18.
После проведения диагностики - тестирования экспериментальной группы были проанализированы и обработаны результаты, обобщенные в виде диаграммы(см. рис.1):
Рисунок 1 - Результаты теста. Наличие правильных ответов
( Слайд 13) Проанализировав результаты, можно сделать вывод о том, что:
• Ниже базового уровня – имеют 4 человека, что составляет 19% от общего количества испытуемых.
• Базовый уровень – имеют 13 человек, что составляет 61% от общего количества испытуемых.
• Повышенный уровень «хорошо» – имеет 1 человек, что составляет 6% от общего количества испытуемых.
• Высокий уровень «отлично» – 3 человека, что составляет 14% от общего количества испытуемых.
Данные результаты можно представить в виде диаграммы ( см. рисунок 3)
Рисунок 3 -Уровни владения старославянизмами обучающихся 112 группы ГГК
Из диаграммы видно, что повышенный уровень владения старославянизмами у обучающихся 112 группы «хорошо и отлично» имеют 20 % обучающихся. Базовый уровень владения превалирует - 61%, но, к сожалению, 19% обучающихся имеет низкий уровень владения старославянизмами, что говорит о недостаточной начитанностии о неумении данных обучающихся распознавать старославянизмы в речи и определять их лексическое значение.
(Слайд 14) В рамках исследования проводился анализ поэтических текстов А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, И.С.Никитина, М.Ю. Лермонтова, С.А.Есенина, А.А. Фета, И.А.Бунина, А. А.Блока, П.П. Ершова, можно сделать вывод, что применение старославянизмов помогает создавать всевозможные оттенки в литературном языке – от эмоциональной приподнятости до иронии. Без них наш родной язык не был бы таким многогранным и поэтичным. Их роль различна в зависимости от времени написания, от тематики и жанра произведения, от задумки автора.
Чаще всего в поэзии с их помощью создается торжественность и выразительность языка, предметам речи придается особая значимость, передается колорит эпохи прошлых лет.
В современном русском языке наблюдается много старославянизмов, которые прочно вошли в обиходную речь и имеют нейтральное значение. Однако многие старославянизмы и сейчас звучат в речах, задавая торжественный и пафосный тон, они звучат в церковной тематике. Сейчас можно встретить их употребление и в переносно-фигуральном смысле. Но некоторые, всё же, покинули наш разговорный язык, перейдя в разряд архаизмов.
( Слайд 15) Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.