Сторителлинг как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста.
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг, руководитель интернациональной фирмы Armstrong International. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересными, увлекательными и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы. Они быстро запоминаются, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей сильнее. Термин «сторителлинг» употребляется в последнее время все чаще.
Ни для кого не секрет, что проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. В работе с детьми, мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Сейчас для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин и т. п. однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории.
В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер.
Сторителлинг-педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Сторителлинг – это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того чтобы история осталась в памяти на долгое время.
Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.
Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции:
· наставническая
· мотивирующая
· воспитательная
· образовательная
· развивающая.
Цели сторителлинга:
Захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
Обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
Систематизировать и донести информацию;
Обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
Наглядно мотивировать поступки героев;
Сформировать желание общаться.
Метод сторителлинга позволяет разнообразить образовательную деятельность с детьми, заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии, учит воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию, обогащает устную речь дошкольников, облегчает процесс запоминания сюжета.
В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:
Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
Когда-то давным-давно…
Садитесь поближе, я вам расскажу…
Однажды…
В некотором царстве, в некотором государстве…
Жили-были…
Это произошло темной и дождливой ночью…
Наш герой понятия не имел, что его ждет…
Принципы историй: простота, неожиданность, конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам, реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).
Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а усложняется.
Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта.
Заключение. Должно быть кратким, итог рассказа определяется одним предложением, как в басне мораль.
Пересказ — процесс сложный, поэтому важно тренироваться и действовать от простого к сложному. Начать лучше всего можно с упражнений на заполнение пропусков, например, наклеить стикер, добавить героя в нужное место, расположить картинки из сказки в правильном порядке. Когда дети будут уверенно ориентироваться в словах и фразах рассказа, с опорой на картинки начните рассказывать историю вы сами. При этом стоит пропускать важные слова или допускать ошибки, а ребят побуждать исправлять вас. Проведя несколько занятий, можно пригласить детей рассказать историю самостоятельно. Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки. При прослушивании истории у детей активизируется правое полушарие головного мозга, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. В результате подсознание ребенка получает опыт, изложенный естественно и без поучений. По словам актера Майка Тернера, «изменяя истории, которые мы рассказываем, мы изменяем нашу жизнь». Сама техника рассказа историй предусматривает определенные правила. Если им следовать, они помогут решить поставленные задачи.
Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. Соблюдайте очередность действий рассказчика:
стейтмент (заявление) → аргументация → рестейтмент (вывод).
Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории. Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев. Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей. Начинайте историю с завязки и от первого лица.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.