Стратегии поведения подростков в конфликте
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.) [9].
С.М. Емельянов считает, что конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).
С.М. Емельянов выделяет три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую [11].
При конструктивной модели поведения личность стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна. При деструктивной - постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения. При конформистской - пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.
Деструктивная модель способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный. Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Но конформистское поведение ведет к быстрому разрешению конфликта при несущественных противоречиях, вызвавших конфликт.
Специальная литература выделяет 4 типа поведения индивидов в процессе конфликтного противостояния: избегающий, уступающий, отрицающий, наступающий [8].
Избегающий тип отказывается обсуждать предмет конфликта или стремится изменить предмет обсуждения. Причины такого поведения: чувство вины, непонимание сути проблемы и т.п.
Уступающий тип соглашается на любое предложение, даже невыгодное для себя. Причины такого поведения: желание избавиться от дискомфорта, вызванного конфликтом, недооценка предмета конфликта и т.п.
Отрицающий тип считает, что проблема неактуальна, что конфликт разрешиться сам. Причины такого поведения: отсутствие понимания сути проблемы, уход от дискомфорта, связанного с конфликтом, и т.п.
Наступающий тип стремится к успеху любой ценой, принятию решения в свою пользу, отрицает аргументы и доводы соперника, действует напористо и агрессивно. Причины такого поведения: амбициозное стремление к победе, завышенная оценка предмета конфликта и т.п.
Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны [12].
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника?» и т.д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (принуждение (борьба, соперничество), уход (избегание), уступка (приспособление), компромисс, сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.
К. Томас дает характеристику основных стратегий поведения в конфликте [12].
1. Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника - как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. Нередко соперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как эмоциональная реакция на неблагоприятное воздействие.
2. Уход (избегание). Стратегия ухода отличается стремление уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка. Стратегия ухода от конфликта исчерпывается, когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации. Рецидив может возникнуть, когда субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.
3. Уступка (приспособление). Человек, придерживающийся данной стратегии, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу, уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели; уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя), в этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта; данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей, в частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности бесконфликтного типа. Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное.
4. Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения, она способствует их положительному развитию. Компромисс часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы. Иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключение четких договоров, принятии каких-то обязательств и т.п. Пассивный компромисс - это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку не одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа для конфликта сохраняется. Если компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится еще выше.
5. Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи, здесь возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, соперничество). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих интересов к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов.
Таким образом, ни одну из приведенных стратегий и моделей поведения нельзя назвать однозначно «хорошей» или «плохой». Каждая из них может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуют современным представления о взаимодействии между людьми.
Современные акценты в исследованиях способов преодоления конфликтных ситуаций определяются и приобретают многоуровневое содержание в логике изучения их онтогенетических механизмов.
Противоречия социальной среды формирует конфликтные ситуации и определяет механизмы их возникновения и протекания.
Подростковый возраст определяет специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий их преодоления. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.
Для стратегий преодоления конфликтных ситуаций в подростковом возрасте характерна следующая типология поведения: защитное, характеризующееся пассивностью и неосознанностью поведения; ситуативное, включающее восстанавливающее (направлено на снижение психического напряжения, возникающего при столкновении подростка с конфликтной ситуацией) и нормативное поведение (характеризуется ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, социально одобряемое), реакции пассивного осознаваемого типа; творческое, предполагающее осознанный выбор стратегии, активное поведение подростка в овладении ситуацией, творческий характер используемых стратегий.
Типология поведения в конфликтных ситуаций соотносима со способами преодоления противоречий в конфликтных ситуациях и значимо связана с формами фрустрационных реакций: защитное поведение значимо связано с экстрапунитивными эгозащитными реакциями, конструктивное – с импунитивными реакциями с фиксацией на препятствии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.