Всероссийская педагогическая конференция
«Обучение ребёнка с ОВЗ (РАС) в начальной школе в условиях инклюзивного образования»
Статья на тему:
«Театрализация как фактор развития младших школьников с нарушениями слуха»
Автор: Моисеева Раиса Ивановна –
учитель начальных классов,
педагог-психолог
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Василий Сухомлинский.
В жизни ребёнка слух играет достаточно большое значение, с помощью которого он воспринимает звуки красоты, гармонию музыки, волшебство рисунка.
Аномальное развитие слухового анализатора заключается в том, что его первопричина – биологическая (физический дефект слуха) приводит к тяжёлым последствиям – социальным (нарушения общения, приводящие к атипичности формирования психики), причём главные проявления этих последствий носят функциональный характер, заключающийся в недоразвитии речи, особенностях мышления, памяти, внимания, восприятия, представлений об окружающим миром. Даже незначительная степень понижения слуха служит препятствием к усвоению речи окружающих. В настоящее время тугоухость наблюдается у более 12 млн россиян, из них около 1 млн – дети до 18 лет.
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» – единственное учреждение в Томской области, где воспитываются дети-инвалиды по слуху. При поступлении в школу-интернат дети обнаруживают следующие дефекты речи: недостатки произношения, ограниченный запас слов, недостатки грамматического строя речи, неправильное построение предложения, неправильное согласование предложения, ограниченное понимание читаемого текста.
Для современного этапа развития системы специального образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Как сегодня воспитывать детей с нарушениями слуха, которых окружает негативное информационное поле? В какой степени необходимо регламентировать время ребёнка с особенностями в развитии, обучающегося в условиях школы-интерната? Как определить баланс между свободой и контролем?
Л.С. Выготский считал необходимым условием коренного улучшения воспитания детей с нарушениями слуха – максимальное использование всех видов речи, доступных для неслышащих обучающихся, и подчёркивал важность индивидуального, дифференцированного подхода к их образованию и выбору языковых средств их обучения. Определяя драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространённый вид детского творчества, Л.С. Выготский доказывал, что эти направления помогают отражать жизненные впечатления, что они свойственны природе детей и находят своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
П.П. Блонский, П.Ф. Каптерёв, Р.И. Жуковская изучали театрализовано-игровую деятельность детей с проблемами в развитии, указывали на важность её как для развития речевой, познавательной деятельности и эмоциональной сферы, а также для развития творчества.
Считаем, что использование театрализовано-игровой деятельности в педагогическом реабилитационном процессе с особенными детьми в настоящее время является актуальным. В силу своих возможностей эта деятельность позволяет детям с особыми образовательными потребностями оптимально освоить мир социальных связей и отношений, решить такие задачи как: назидательную (дидактическую), познавательную (информационную), коммуникативную, эстетическую, этическую. Исходя из этого, театрализованная деятельность является полифункциональным вектором в педагогической деятельности.
В каждой стране театр имеет своё начало. Как и когда возник театр в России?
Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Первый царский театр в России просуществовал 1672 года до 1676 года [5].
Театрализация – это способ, приём, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств, для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного образа [1].
Театрализованная деятельность в условиях школы-интерната организуется в форме погружения ребёнка с нарушениями слуха в мир театра и практической театрализованной деятельности. Дети накапливают социально-житейские впечатления, у них развиваются способности воспринимать и оценивать показанное на сцене как художественное отражение жизни, повышается мотивационный компонент, закрепляется эмоциональная память, формируются мысли, закрепляются конкретные образы.
Театральные образно-ролевые мини-спектакли занимают важное место в жизни воспитанников, ведь дети учатся понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, видят мир глазами героя, более тонко чувствуют его эмоциональное состояние. Под нашим руководством дети овладевают движениями в условиях сцены, учатся сочетать действия с речью, что очень затруднено у школьников с дефицитарным развитием.
В процессе обучения технике перевоплощения в роль, стараемся подвести детей к осмыслению сюжета, представлению образов героев с использованием наглядности, добиваемся целенаправленности действий, социально-психологического отношения к происходящим по сюжету событиям, в обязательном порядке эмоциональной и выразительной речи. Свои театральные успехи ребята показывают зрителям: сверстникам, старшеклассникам, дошкольникам, родителям, законным представителям, гостям.
Подготовка образно-ролевых мини-спектаклей, игр-драматизаций на школьной сцене, их театрализованное представление – это длительная кропотливая работа всех ребят класса и их родителей. Совместное отработка речевого материала, изготовление костюмов, масок, элементарной декорации к спектаклю, всё это объединяет родителей и детей в общее коллективное большое дело, раскрывает способности ребёнка, формирует чувства значимости каждого члена коллектива. Коммуникативные способности индивидуальны, особенно это относится к детям с нарушениями слуха. Общаться и вербально взаимодействовать с ними не легко даже близким людям.
Традиционно, с первого класса, уже четвёртый год, дети представляют театральные мини-спектакли, постановки, небольшие сценические зарисовки к которым готовятся не один день. Каждое представление – уникально, не похоже на предыдущее, со своей историей, героями, атрибутикой, сценическим оформлением. Представляем вашему вниманию нашу театральную деятельность.
«Люди, берегите друг
друга!»
«Жили у бабуси два весёлых гуся»
«Маша обедает»
«Теремок»
«Сказка о глупом мышонке»
«Били-Бом – весёлый гном»
«Хозяйка и кот»
«Три поросёнка»
«Портфель-теремок»
«Кошкин дом»
«Гостей встречай, чаем угощай!»
В
рамках декады русского языка и литературы, – 02.02.2017 года дети приготовили и
представили зрителям дошкольных групп, обучающимся 1-ых классов инсценировку английской
песенки в переводе С.Я. Маршака «Перчатки». Данное произведение
позволяет не только прочувствовать рифму, согласованность действий во время
хорового проговаривания, но и настроение – радость, грусть, печаль, обиду,
веселье.
Включение в образовательный процесс методов театральной направленности, формирует у детей речь и понятийное мышление, словесную память и творческое воображение, фантазию и чувство гармонии.
Театральная деятельность даёт ребёнку с нарушениями слуха уникальные возможности, учитывающие его индивидуальные способности, развивая которые, ребёнок чувствует себя совершенно точно – счастливым, наша задача – помочь ему раскрыться, чтобы он функционировал как форма взаимодействия особенных детей с социумом.
Таким образом, участвуя в театрализованных постановках, мини-спектаклях и играх-драматизациях, наши «особенные» дети быстрее адаптируются в социуме. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Дети обретают опыт для жизни в обществе и развивают все те физические и духовные силы и способности, которые необходимы в дальнейшем. Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребёнка, значительно облегчается его социализация, адаптация в обществе, самое главное – ребёнок осваивает речевые коммуникации!
Список литературы:
1. Арт-терапия и арт-педагогика в спец. Образовательном учреждении / учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. – М., 2001
2. Бараева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 416 с.
3. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филонтроп, 1995.
4. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.
5. Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями (книга для родителей). – М.: «Педагогика-Пресс», 1996. – 79 с.
6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г., с доп. и изм., вступающими в силу с 01.09.2013 г.) // СПС Консультант-Плюст: Режим доступа: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148903/
Интернет-источники:
1. http://www.teatr-igry.ru/%
2. http://studopedia.org/8-113471.html
3. http://www.gluxix.net/deafnews/smi-about-deaf/5081-2015-05-14-18-46-24
4. http://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10514/
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%
6. http://progavrichenko.ru/invalidnost/invalidnost-po-sluxu.html
7. http://pedagog-social.ru/ekzamenatsionnye-voprosy-po-spetsialnoj-pedagogike/351-pedagogicheskie-sistemy-specialnogo-obrazovanija.html
8. http://www.s10203.edu35.ru/tvorchestvo/51-teatr
9. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.