Театральная студия в детском саду.
С этого учебного года в нашем учреждении МБДОУ № 33 «Аленький цветочек» появилась новая общеобразовательная (общеразвивающая) услуга художественно-эстетической направленности «Театральный саквояж». Услуга платная, поэтому мотив посещения занятий исходил прежде всего от родителей. Дети вначале не понимали, куда и зачем пришли. На первых занятиях они спрашивали: «А когда будет театр?» Поэтому первые занятия были посвящены ознакомлению детей с понятиями: «театр» (как место демонстрации представлений), «актёры» и «зрители».
С учётом того, что игровая деятельность является основной и ведущей в дошкольном детстве, формой организации занятий в театральной студии была выбрана сюжетно-ролевая игра «В театр». В большей степени способствовало этому и основная особенность ролевых и сюжетно-ролевых игр – наличие воображаемой ситуации.
Театр является одним из значимых видов искусства, способствующего созданию условий для самореализации личности, развитию его речевых, интеллектуальных, коммуникативных и художественных способностей. От индивидуального до коллективного творчества, от подражания к образному воплощению, через игру к духовному росту.
Богатство и разнообразие театральных форм становится возможным благодаря использованию литературных произведений, мультимедийных вариаций, музыки, пластики, изодеятельности.
Начинается игра «В театр» с «поездки» на каком-либо виде транспорта и напевании первого куплета песни «Мы едем-едем, едем в далёкие края», композиция на слова Сергея Михалкова и музыку Михаила Старокадомского. Встречаемся в театре и приветствуем друг друга. Это осуществляется в играх: «Имя по очереди», «Выхлопываем имена», «Представиться с помощью звука». Затем с помощью игры «Волшебный крем» мы превращаемся в домашнего животного, пастушка или волка, например, плавно переходя к подвижной игре «Стадо». В процессе игры идёт отработка образа (для достижения актёрского мастерства), роли меняются 2-3 раза.
«Превратившись» опять в людей, мы «делимся» впечатлениями об игре, рассказывая стихотворение А.Л. Барто «Мы вчера играли в стадо». В середине занятия все садятся на мячи для фитнеса и прыгают на них, проговаривая слова «Ехали медведи на велосипеде…» (К.И. Чуковский «Тараканище»), так мы знакомимся и с ритмом, и с новым произведением.
Вторая половина занятия проходит в форме концерта. Например, артисты в ролях рассказывают стихотворение «Стадо», беря на себя роли детей и воспитателя Анны Николаевны, а остальные дети становятся зрителями. Далее происходит смена состава актёров и зрителей. Остаётся время и для индивидуальных творческих выступлений: пения любимых песен, художественной гимнастики, импровизированных танцев. «Уезжая» домой, дети напевают последний куплет песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края».
Ритуал встречи и прощания дисциплинирует детей и настраивает на творческий лад.
Игры, используемые на занятии, меняются в зависимости от целей и задач каждой творческой встречи. Они разнообразны по содержанию: на совершенствование артикуляции, дыхания, силы голоса, интонационной выразительности речи, развития воображения, отработки мимики, пантомимики, жестикуляции - актёрского мастерства. Знакомство с новым произведением проходит по-разному: воспитатель сама в качестве артиста «выступает в концерте» либо произносит новый текст в игре, использует мультимедийные материалы: отрывки из мультфильмов, видеоматериалы, аудиодиски.
«В театре» мы знакомимся с разнообразием театральных профессий. Недавно мы были художниками-декораторами и подготовили «зелёную изгородь» для спектакля «Про смешного слонёнка» по стихотворению Э. Успенского.
Детям нравится играть «В театр». В предпраздничные дни мы устроили «гастроли» для дошкольных групп детского сада. Родители помогли нам подготовить костюмы. Для них мы подготовили открытое занятие в форме концерта.
Аникина Галина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.