Любимые поэты узбеков и русских
В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы плачут, тополя шепчут, "пригорюнились девушки-ели", "заря окликает другую", "березы в белом плачут по лесам".
Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России ("только синь сосет глаза", "синь, упавшая в реку", "в летний вечер голубой"), выражают чувство любви и нежности ("парень синеглазый", "голубая кофта, синие глаза").
Еще одним излюбленным цветом Есенина является золотой, которым поэт подчеркивает силу или высоту высказывания ("роща золотая отговорила милым языком"). Он сопоставляет явления природы с событиями человеческой жизни:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю горькие слова.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
В стихах Мухаммада Юсуфа прекрасно изображена узбекская природа, она всегда разная, но очень близкая и родная. Все увиденное и прочувствованное воплощалось поэтом в стихи. И какие стихи! В них не было ни словесных украшений, ни поэтических излишеств. Такой искренний поэтический голос был редкостью для узбекской литературы ХХ века.
Знакомые тополя. Шум арыка.
Мутная вода, родная вода.
Склонились ветки уличных ив...
Давно не бывал я здесь...
Тихо откроется деревянная дверь...
Я очень сдержанный, но
Могу разрыдаться сейчас –
Давно не бывал я здесь...
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета — синий и голубой. Есенинская природа оказывается как бы выражением человеческих чувств, что позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. У Мухаммада Юсуфа природа также отличается красочностью. Он пользовался голубыми, зелеными и красными цветами.
Тема Родины — главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его произведениях.
Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике “Радуница”) автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная!”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.
На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих сто звонных”. Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим “заоблачным раем”.
И все же основной темой его стихов была любовь к родной земле. Об Узбекистане он писал всегда: и в начале своего пути, и в более поздний период творчества. Хотя о Родине пишет каждый поэт, но так искренне и неповторимо писал только он. При этом стихи Мухаммада Юсуфа, посвященные родному краю, отличают особый настрой, невероятная пластика и яркая образность. Так любить Родину, как любил ее Мухаммад Юсуф, могли лишь только самые преданные и верные сыны Отечества! Вот как он пишет о Родине в стихотворении “Узбекистан”.
Проведенные дни с тобой для меня праздник,
Если расстанусь с тобой, то скучаю о теме.
Преклоняюсь пред теми, кто знает тебя.
Жалею во всех тех, кто не знает тебя.
Патриотические идеи составляют основу творчества М. Юсуфа. Особого внимания заслуживает творчество поэта в годы независимости. За каждой строчкой поэта ясно обрисовывается национальный дух народа, его радости и переживания, любовь, мечты и вся жизнь. Стихи «Никому не отдадим тебя, Узбекистан!», «Родина моя», «Андижан» являются основой для формирования патриотических чувств в сердцах читателя.
Представления Есенина о родной земле еще очень детские. Родина для него — это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. “Рязанские поля была моя страна”, — вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Любовь к Родине в сердце поэта превосходит все остальные чувства. Мирзаабадский арык, тополя, посаженные поэтом, голубое небо - все это источник вдохновения. Недаром мы мечтаем встречать весну, оказывать почтение макам, вздыхать запах травы, как М. Юсуф. Его стихи воспитывают, обогащают духовный мир, возвеличивают любовь к Родине.
«Письмо матери» С.А.Есенина и М.Юсуфа
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся .
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть
Я по- прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что от мечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне[1]
И вечером, и утром я
всё думаю о Вас.
Скучаю, мама, но придти
я не могу сейчас.
Хоть ночи светлые у нас,
но душу приоткрыть
Свою не в силах никому
и с этим тяжко жить.
Как Вы учили – всех любил
и доверял я всем.
Вот результат: любовь моя
попала к другу в плен.
Итак, любовь похоронил
у друга в доме я,
Простите, мамочка, меня –
не создалась семья.
И ненависть жжёт грудь мою,
как нас дневной жжёт зной.
Остыть никак я не могу –
не совладать с собой.
Известно даже небесам
о том, что пережил,
Хохочут звёзды надо мной
и свет мне их не мил.
На необъятнейшем лугу
я, будто бы, олень,
Ищу след стада своего
уже который день.
Вот, ухожу. А подо мной
дороги камень-путь,
Упёрся взглядом я в него –
никак мне не свернуть.
На шорох едущих машин
похож мой звук шагов,
Не знаю, сколько мне идти,
но боль нести готов.
Как жеребёнок, плачу я –
так жалобно я ржу,
Успокоение себе
в том плаче нахожу.
Соскучившись, шагаю я,
но тягостно в пути –
Наверно, мама, мне до Вас
не суждено дойти.
Светло хоть в городе у нас –
ночами всё, как днём,
Но душу некому открыть –
вот так мы и живём…
Да, про любовь. Украсит ли
нам трепет душ она?
Как украшение, любовь
душе чужой чужда.
Но не тревожьтесь, не судьба –
знать мне не суждено.
Здоровы будьте Вы всегда
для счастья моего.
Не беспокойтесь, мама, так,
забудьте всё, уснув,
Всегда скучающий по Вас,
сын – Мухаммад Юсуф.[2]
(перевод В .Райхеля)
Основными образами в стихотворении «Письмо матери» является сам лирический герой и его мама. Мать и родной дом для лирического героя это символ детства, легкой жизни и всепрощающей любви.
В начале произведения он спрашивает свою мать, жива ли она это говорит о том, что сын совсем нечастый гость в родных краях. Лирический герой также как и в детстве ищет у мамы защиты и понимания.
Всю затаенную печаль своей души, переживания, жизненные разочарования он выливает в своем письме и превращается из взрослого человека в маленького беззащитного ребенка, какими являемся все мы в глазах своих матерей.
Идея стихотворения заключается в том, что все мы должны ценить дорогих и таких близких женщин, подаривших нам жизнь. Ведь только они всегда безотказно придут на помощь нам в трудную минуту, они прощают своим детям самые тяжелые грехи и жертвуют своими жизнями ради благополучия чада.
Лирический герой стихотворения просит у своей матери прощение за то, что фактически забыл ее и очень долго не бывал в родном крае. У него даже нет сомнений в том, что его мама простит его, любовь матери воспринимается как должное. Неважно, что именно олицетворял Сергей Есенин в образе матери. Главное состоит в том, что он учит нас любить и ценить то, что действительно имеет наибольшую ценность в жизни каждого человека матерь, Родину, родной дом.
Мухаммад Юсуф, как и С. Есенин, выступает от лица сына, находящегося вдалеке от матери. В своём письме он проявляет тоску по матери, преданность ей и восточное уважение. Поэт днём и ночью думает о матери, описывает, как одинок в огромном Ташкенте без самого родного человека – матери, которая могла бы выслушать его чаяния.
И вечером, и утром я
всё думаю о Вас.
Скучаю, мама, но придти
я не могу сейчас.
Хоть ночи светлые у нас,
но душу приоткрыть
Свою не в силах никому
и с этим тяжко жить.
В конце стихотворения мотив любви к женщине теряет свою значимость, на первое место выступает чувство любви к матери и тоски по ней.
Да, про любовь. Украсит ли
нам трепет душ она?
Как украшение, любовь
душе чужой чужда.
Но не тревожьтесь, не судьба –
знать мне не суждено.
Здоровы будьте Вы всегда
для счастья моего.
Не беспокойтесь, мама, так,
забудьте всё, уснув,
Всегда скучающий по Вас,
сын – Мухаммад Юсуф.
Несмотря на то, что оба поэта раскрывают схожие темы, всё же можно отметить ряд черт различия. У Есенина лирический герой – бесшабашный юноша, способный втянуться в драку и прослыть «горьким пропойцей». Герой Мухаммада Юсуфа – человек, воспитанный в лучших традициях Востока, с его почитанием матери и женщины вообще, с романтическим отношением к жизни, с желанием добиться взаимности в любви и горечью потери любимой.
Если герой Есенина – фактически безбожник, не имеющий философскую основу мировоззрения, то герой М.Юсуфа – фаталист, верящий в предначертанное свыше.
Очень часто мы не уделяем должного внимания своим матерям, так как поглощены ежедневными заботами, но всегда следует помнить о том, что может настать тот роковой момент, когда мы попросту опоздаем сказать слова любви своему близкому и такому родному человеку.
Стихотворения обоих поэтов с одним и тем же названием «Письмо матери» - лирическое воплощение отношений между матерями и детьми. Сергей Есенин и Мухаммад Юсуф смогли наполнить стихотворения реалистичностью и тонкой, щемящей сердце душевной лирикой.
Сергею Александровичу было не понять, зачем скрывать женскую красоту, по его мнению, ею нужно постоянно любоваться, ведь жизнь так быстротечна. Любовь в творчестве Есенина приобретает порой простую и понятную форму, а иногда напротив – лирического героя окутывает целая гамма чувств и переживаний. Это мы можем увидеть в стихотворении
Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с темой любви, оно как бы и не существует без этого высокого чувства. Душа поэта не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике.
Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относящиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными песнями, полны деревенской мелодичности и напевности. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.).
Выводы
В стихах Сергея Есенина и Мухаммада Юсуфа много общего. Оба являются поэтами, любящими свою Родину, родную природу, с большим почётом и уважением относящимся к родным матерям. Оба поэта используют схожую палитру красок – в их стихах встречаются белый, голубой, зелёный цвета. Оба поэта часто обращаются к образам цветов: Есенин – к черёмухе, М. Юсуф – к маку полевому, мяте и базилику. И у Есенина, и у М.Юсуфа природа оказывается выражением человеческих чувств, что позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. Они сопоставляет явления природы с событиями человеческой жизни. Главной темой творчества Есенина и Мухаммада Юсуфа остаётся тема родины. Каждой строчкой поэтов ясно обрисовывается национальный дух народа, его радости и переживания, любовь, мечты и вся жизнь. Их стихи воспитывают, обогащают духовный мир, возвеличивают любовь к Родине.
Несмотря на то, что оба поэта раскрывают схожие темы, всё же можно отметить ряд черт различия. Так, анализируя тему любви к матери в стихотворениях поэтов мы можем отметить, что у Есенина лирический герой – бесшабашный юноша, способный втянуться в драку и прослыть «горьким пропойцей». Герой Мухаммада Юсуфа – человек, воспитанный в лучших традициях Востока, с его почитанием матери и женщины вообще, с романтическим отношением к жизни, с желанием добиться взаимности в любви и горечью потери любимой. Если герой Есенина – фактически безбожник, не имеющий философскую основу мировоззрения, то герой М.Юсуфа – фаталист, верящий в предначертанное свыше.
При анализе раскрытия темы любви мы наблюдаем, что поэтичную одухотворенность Есенина и трепетное отношение к женщинам мы можем увидеть в цикле «Персидские мотивы». Поэт, побывав на Востоке, был поражен их жестоким обычаям и отношению к прекрасному полу:
Сергею Александровичу было не понять, зачем скрывать женскую красоту, по его мнению, ею нужно постоянно любоваться, ведь жизнь так быстротечна. Любовь в творчестве Есенина приобретает порой простую и понятную форму, а иногда напротив – лирического героя окутывает целая гамма чувств и переживаний. У Мухаммада Юсуфа лирический герой полностью соответствует восточному менталитету: у него нет есенинской искренности, но он любит женщину и ценит её красоту.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Сергей Есенин .Собрание сочинений в двух томах, стр.35: М. 1990
[2]М .Юсуф Сайланма. «Шарк» стр 270.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.