Внеклассное чтение.
Тема. Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина.
Цели урока: ознакомить учащихся с природоведческими рассказами и сказками, творчеством писателей-анималистов.
Задачи: учить правильно подбирать книги по заданной теме, выделять в загадках главные слова; развивать наблюдательность, фантазию, мышление; воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.
УУД. Р: умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
П: подведение под понятия, выведение следствий.
К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей
— Отгадайте загадки:
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
Не огонь, а жжется. (Крапива)
Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, растение)
Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Серый ворище по лесам, полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)
Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
— На какие 2 группы можно разделить отгадки? (Живая и неживая природа.)
- Как вы поняли, о чем пишут писатели, произведения которых будем сегодня читать?
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
- Любовь к природе В. Бианки принес из своего детства, от своих родителей, дедов, среди которых были ученые, путешественники. Бианки начал писать рано, еще в молодости. Большое влияние на него оказали писатели редакции Детгиза — Маршак, Житков, Шварц. Бианки стал создателем нового жанра — «сказки-несказки». Они рождались как ответ на детские «почему?». Отсюда и названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приемы: зачин, присказки, повторы и, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных.
- Какие рассказы Бианки вы читали? Какие из них похожи на сказки? Каковы темы рассказов?
I'. Скребицкий пришел в детскую литературу, когда был уже известным ученым-биологом. Его работа в заповедниках наложила отпечаток на его творчество. Во всех произведениях автор учит детей видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.
- Назовите рассказы Г. Скребицкого, которые вы читали? («Рассказы охотника», «В шапке-невидимке» и т.п.) Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, легкого жанра, там много «звериных» диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе «с ружьем в руках». Он учит любить природу, не ища выгоды: Ты просто наблюдай ее, восхищаясь ее мудростью.
- Назовите рассказы и сказки Сладкова, которые вы читали. («Песенки надо льдом», «Неслух», «Певица».)
- Произведения Е. Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира. Они постоянно издаются и мгновенно раскупаются. Многие ученые не могут понять такой популярности его рассказов.
На творчество писателя также оказала влияние встреча с редакцией Детгиза. Он сотрудничал с Бианки не только как писатель, но и как художник, иллюстрируя его книги. Чарушин иллюстрирует и свои рассказы.
Часто героями его произведений становится ребенок, который «по-своему» объясняет те или иные явления природы, повадки животных. Наверное, поэтому они просты, понятны детям.
— Назовите самые интересные из них. («Про Томку», «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Мишки», «Кот Епифан» и т.д.)
2. Беседа по произведениям. Е. Чарушин. «Про Томку», «Томкины сны».
— Кто такой Томка?
— Почему рассказчик выбрал этого щенка? (Он нашел деревяшку, которую тот спрятал.)
— Какой характер у щенка? (Он любознательный, смышленый.)
— Как ребята «разгадали» сны, которые видит щенок? (По звукам, движениям щенка.)
— Как относится к нему автор? По каким словам вы это поняли? («Охотник», «помощник»)
— Какие еще животные жили в доме автора? (Котенок Тюпа, лисята, медвежата)
— Что вы можете сказать об авторе? (Он любит животных. Он наблюдательный, выдумщик)
— В каких еще рассказах проявляются эти качества характера? («Кот Епифан», «Птичье озеро», Васька, Бобка и крольчиха», «Верный Трои» и т.д.) В. Бианки, «Лесная газета».
— Как устроена «Лесная газета»? (12 номеров — по номеру в месяц)
— Кто пишет материал для газеты? (Ученые, лесники, юннаты)
— Чем оканчивается каждый номер газеты? (Викториной «Тир»)
— Что нового, интересного вы узнали о жизни животных, растений, явлениях природы?
— Как можно проверить себя? (В конце газеты есть ответы)
— Какие еще рассказы Бианки вы читали? («Черноголовка», «Музыкант» и т.д.)
— Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других произведений? (В них узнаешь много сведений о природе, о повадках животных.) Н. Сладков. «Сказки леса»,
— Какие произведения писателя рассказывают о явлениях природы, но похожи на сказки? («Суд над декабрем», «Бежал ежик по дорожке», «Зимние долги», «Клест и дятел», «Дупляной утенок»)
-Чем они похожи на сказки? (Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь приключения.)
— Почему же жанр называется «сказка-несказка»? (Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повадках, но в них и много сказочных примет.) Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь природу.) Произведения о природе каких писателей вы еще читали? (Г. Скребицкий «Рассказы охотника», К. Паустовский «Кот-ворюга», М. Пришвин «Ребята и утята» и т.д.)
IV. Закрепление пройденного
Игра «Тир»
1. Кто раньше появляется - летучие мыши или летучие насекомые? (Летучие мыши, так как им необходимо питание — насекомые.) -
2. Что вниз вершиной растет? (Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается.)
3. Каким местом прикреплен язык лягушки? (Передним концом — она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку.)
4. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой об крыло. На ноге — зазубринки, на крыле — зацепочки. Они трутся друг об друга.)
5. Есть ли у нас хищные растения? (Да. Росянка на болотах, пузырчатка — в реках.)
6. Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает.)
7. Как муравьи укажут на приближение дождя? (Муравьи закупоривают входы в муравейник и прячутся.)
8. Кто улетает раньше: чайки или грачи? (Грачи. Чайки улетают, когда замерзли последние реки и озера.)
9. Вьют ли перелетные птицы гнезда на юге? (Нет, они там не выводят птенцов.)
10. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зимой? (Зимние, Так как они суше, не впитывали воду.)
V. Итог урока. Рефлексия.
— О каких писателях вы узнали сегодня на уроке? Чем интересны их произведения?
— Что такое «сказка-несказка»? Какие сказки и рассказы о животных нам понравились?
VI. Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.