Урок внеклассного чтения по произведениям Н. Сладкова, Е.Чарушина, В.Бианки о животных.
Оценка 4.8

Урок внеклассного чтения по произведениям Н. Сладкова, Е.Чарушина, В.Бианки о животных.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл—11 кл
12.10.2020
Урок внеклассного чтения по произведениям Н. Сладкова, Е.Чарушина, В.Бианки о животных.
внекл чтение о животных.docx

Внеклассное  чтение.

Тема. Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина.

Цели урока: ознакомить учащихся с природоведческими рас­сказами и сказками, творчеством писателей-анималистов.

Задачи: учить правильно подбирать книги по заданной теме, выделять в загадках главные слова; разви­вать наблюдательность, фантазию, мышление; воспитывать беско­рыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.

УУД. Р: умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П: подведение под понятия, выведение следствий.

К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Ход урока

I.   Организационный момент

II. Постановка целей

— Отгадайте загадки:

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)

 Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

Не огонь, а жжется. (Крапива)

Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, растение)

Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Серый ворище по лесам, полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

На какие 2 группы можно разделить отгадки? (Живая и не­живая природа.)

- Как вы поняли, о чем пишут писатели, произведения кото­рых будем сегодня читать?

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

- Любовь к природе В. Бианки принес из своего детства, от своих родителей, дедов, среди которых были ученые, путешественники. Бианки начал писать рано, еще в молодости. Большое влияние на него оказали писатели редакции Детгиза — Маршак, Житков, Шварц. Бианки стал создателем нового жанра — «сказки-несказки». Они рождались как ответ на детские «почему?». Отсюда и названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приемы: зачин, присказки, повторы и, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных.

-  Какие рассказы Бианки вы читали? Какие из них похожи на сказки? Каковы темы рассказов?

I'. Скребицкий пришел в детскую литературу, когда был уже извест­ным ученым-биологом. Его работа в заповедниках наложила отпечаток на его творчество. Во всех произведениях автор учит детей видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.

- Назовите рассказы Г. Скребицкого, которые вы читали? («Рас­сказы охотника», «В шапке-невидимке» и т.п.) Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, легкого жанра, там много «звериных» диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе «с ружьем в руках». Он учит любить природу, не ища выгоды: Ты просто наблюдай ее,  восхищаясь ее мудростью.

-  Назовите рассказы и сказки Сладкова, которые вы читали. («Песенки надо льдом», «Неслух», «Певица».)

- Произведения Е. Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира. Они постоянно издаются и мгновенно раскупаются. Многие ученые не могут понять такой популярности его рассказов.

На творчество писателя также оказала влияние встреча с редакцией Детгиза. Он сотрудничал с Бианки не только как писатель, но и как худож­ник, иллюстрируя его книги. Чарушин иллюстрирует и свои рассказы.

Часто героями его произведений становится ребенок, который «по-своему» объясняет те или иные явления природы, повадки животных. На­верное, поэтому они просты, понятны детям.

— Назовите самые интересные из них. («Про Томку», «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Мишки», «Кот Епифан» и т.д.)

2. Беседа по произведениям. Е. Чарушин. «Про Томку», «Томкины сны».

Кто такой Томка?

— Почему рассказчик выбрал этого щенка? (Он нашел дере­вяшку, которую тот спрятал.)

Какой характер у щенка? (Он любознательный, смышленый.)

Как ребята «разгадали» сны, которые видит щенок? (По звукам, движениям щенка.)

Как относится к нему автор? По каким словам вы это поня­ли? («Охотник», «помощник»)

Какие еще животные жили в доме автора? (Котенок Тюпа, лисята, медвежата)

Что вы можете сказать об авторе? (Он любит животных. Он наблюдательный, выдумщик)

В каких еще рассказах проявляются эти качества характера? («Кот Епифан», «Птичье озеро», Васька, Бобка и крольчиха», «Верный Трои» и т.д.) В. Бианки, «Лесная газета».

Как устроена «Лесная газета»? (12 номеров — по номеру в месяц)

Кто пишет материал для газеты? (Ученые, лесники, юннаты)

Чем оканчивается каждый номер газеты? (Викториной «Тир»)

— Что нового, интересного вы узнали о жизни животных, рас­тений, явлениях природы?

— Как можно проверить себя? (В конце газеты есть ответы)

Какие еще рассказы Бианки вы читали? («Черноголовка», «Музыкант» и т.д.)

— Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказ­ки отличаются от других произведений? (В них узнаешь много сведений о природе, о повадках животных.) Н. Сладков. «Сказки леса»,

Какие произведения писателя рассказывают о явлениях при­роды, но похожи на сказки? («Суд над декабрем», «Бежал ежик по дорожке», «Зимние долги», «Клест и дятел», «Дупляной утенок»)

-Чем они похожи на сказки? (Есть зачин, звери разговари­вают, с ними происходят какие-нибудь приключения.)

—  Почему же жанр называется «сказка-несказка»? (Читая эти сказки, можно узнать  новое о природе, о животных и их повад­ках, но в них и много сказочных примет.) Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь природу.) Произведения о природе каких писателей вы еще читали? (Г. Скребицкий «Рассказы охотника», К. Паустовский «Кот-ворюга», М. Пришвин «Ребята и утята» и т.д.)

IV. Закрепление пройденного

Игра «Тир»

1. Кто раньше появляется - летучие мыши или летучие насе­комые? (Летучие мыши, так как им необходимо питание — насекомые.) -

2.  Что вниз вершиной растет? (Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается.)

3.  Каким местом прикреплен язык лягушки? (Передним кон­цом — она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку.)

4. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой об крыло. На ноге — зазубринки, на крыле — зацепочки. Они трутся друг об друга.)

5. Есть ли у нас хищные растения? (Да. Росянка на болотах, пузырчатка — в реках.)

6. Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов  на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает.)

7. Как муравьи укажут на приближение дождя? (Муравьи закупоривают входы в  муравейник и прячутся.)

8.  Кто улетает раньше: чайки или грачи? (Грачи. Чайки улетают, когда замерзли последние реки и озера.)

9.  Вьют ли перелетные птицы гнезда на юге? (Нет, они там не выводят птенцов.)

10. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зи­мой? (Зимние, Так как они суше, не впитывали воду.)

V.  Итог урока. Рефлексия.

— О каких писателях вы узнали сегодня на уроке? Чем интересны их произведения?

— Что такое «сказка-несказка»? Какие сказки и рассказы о животных нам понравились?

VI. Домашнее задание


 

Внеклассное чтение. Тема

Внеклассное чтение. Тема

Часто героями его произведений становится ребенок, который «по-своему» объясняет те или иные явления природы, повадки животных

Часто героями его произведений становится ребенок, который «по-своему» объясняет те или иные явления природы, повадки животных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2020