“Коранические мотивы в творчествах Г. Тукая и А. С. Пушкина»
Оценка 4.6

“Коранические мотивы в творчествах Г. Тукая и А. С. Пушкина»

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русская литература
8 кл—11 кл
22.04.2022
“Коранические мотивы в творчествах Г. Тукая и А. С. Пушкина»
Литературный журнал-лекторий
Литературный журнал-лекторий.docx

Коранические мотивы в творчествах Г. Тукая и А. С. Пушкина»

(литературный журнал-лекторий)

                                                            Хайруллин Ильхам Рифкатович,

учитель родного (татарского) языка и литературы

МБОУ «СОШ № 8» Кировского района г. Казани

 

Вводное слово учителя. На рубеже второго и третьего тысячелетий необычно актуальными стали проблемы осмысления духовных основ и ценностей российской культуры, объективного отражения специфики философий христианства и ислама в художественной литературе.

Одаренным представителем, энциклопедически широко отразившим в своем творчестве духовно-религиозные парадигмы конца ХIХ-начала ХХ веков был выдающийся поэт Габдулла Тукай. А в русской поэзии на тему ислама обратился А. С. Пушкин.

Журналист. Кораническая философия с её высочайшим гуманизмом оказала сильнейшее воздействия на мировоззрение и художественное мышление

Г. Тукая, неоднократно подчеркивавшего свою приверженность к Священной Книге.

2 ученик (читает отрывок из стихотворении Г. Тукая  «Васыятем» («Моё завещание»):

О друзья мои, родные, вы скажите муллам – пусть

На могиле, как схоронят, эти две строки прочтут.

Кто клеймил меня неверным – поразится тем словам,

Увидая, как наполняли душу вера и Коран.

Журналист. Знакомство с Кораном – важнейшим памятником мусульманской и мировой культуры – началось в России с XVIII века. Известные русские деятели культуры начали заниматься переводом Корана. Отмеченный незаурядными литературными достоинствами перевод Михаила Веревкина, появившийся на свет в 1790 году, оставил заметный след в истории русской литературы, послужив Пушкину источником вдохновения для создания незабываемых и знаменитых «Подражаний Корану». Гениальный поэт создал цикл стихотворений «Подражание Корану», вошедший в сборник «Стихотворения Александра Пушкина», в 1826 году.

Ведущий: А. С. Пушкин подчеркнул, что в цикле стихотворений «Подражание Корану» отражены идея ниспослания пророку Мухаммаду Корана, его основные темы, мирный характер Ислама, могущество Вечного Творца. В стихотворении «Подражание Корану» звучат клятвы Аллаха, приведенные в сурах «Заря», «Звезда», «Утро».

2 ученик читает отрывок из стихотворении «Подражание Корану»

Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой:

Нет, не покинул я тебя.
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
И скрыл от зоркого гоненья?

Не я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?

Учитель: жанр молитвы являющийся   неотъемлемой частью коранической

философии и религиозного ритуала распространен в литературах христианского Запада и мусульманского Востока. К жанру молитвы обращались такие известные русские поэты, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев.

Молитвенная лирика присутствует и в творчестве Тукая:  “Тәэссир” (“Впечатление”), «Китап» («Книга»), «Ана догасы» («Молитва матери»), «Таян Аллага» («Надейся на Бога»), «Кичке теләк» (“Вечерняя мольба”).

3 ученик читает стихотворение “Молитва матери”

Ясный лик на небе кажет лучезарная луна.
На соломенные крыши льет сребристый свет она.

Тихо-тихо. Спит деревня. Высоко витают сны.
Мертвым сном забылись люди, от трудов утомлены.

И собаки не желают даже вылезть за порог.
Лишь в одной избушке светит осторожный огонек.

Там старуха бьет поклоны за молитвою святой.
К небу от земной юдоли унеслась она душой.

Вот она, сложив ладони, их приблизила к лицу:
«Осчастливь, господь, сыночка!» — молится она творцу.

Слезы капают у старой, бледный лоб давно иссох.
Ту молитву неужели не услышит вышний бог?

 Ведующий: А. С. Пушкин не однократно обращался к Корану. Например, в основу стихотворении “Смутясь, нахмурился Пророк...” положены суры “Хадж”, “Падающие”, “Раскалывание” и другие.

5 ученик читает отрывок из стихотворении “Смутясь, нахмурился Пророк...”

Учитель. В тяжелые минуты мучительных раздумий лирические герой стихотворения “Впечатление” с мольбой о милосердии обращается к Богу.

Лирический герой Тукая читает “изумительную суру из Корана”:

В самые тяжелые, грустные минуты жизни,

Читаю я наизусть изумительную суру из Корана.

Ведущий. Проникав в суть и смысл произведений Пушкина, можно отметить, что стихотворение “Земля недвижна  - неба своды...” посвящается Творцу- Создателю и является доказательством Его могущества. Оно связано с сурами “Преграды”, “Покаяние”, “Поклон” и др.. Это стихотворение демонстрирует необычное проникновение автора в суть Ислама:

Он милосерд: он Магомету

Открыл сияющий Коран,

Да притечем и мы ко свету.

И да спадет с очей туман.

Учитель. Процесс духовного освобождения и очищения тукаевского лирического героя от тягостных дум дан в метафорических образах “слез-жемчугов” в духе восточной романтической поэзии:

Улетучивается все тревожные сомнения, и я начинаю плакать,

Украсив свои щеки жемчужинами – священными слезами.

Полностью очищается душа, читаю молитву, становлюсь правоверным,

Наступает блаженное облегчение, уходит груз тяжелых дум.

Ведующий. Особый интерес чувствуется в “Подражаниях” Пушкина к образу пророка Мухаммада, к его моральному облику и пророческому предназначению на Земле:

А вы, о, гости Магомета!

Стекаясь к вечери его,

Берегитесь суетою света.

 Смутить Пророка Моего.

В пареньи дум благочествиых,

Не любит он велеречивых,

И слов нескромных и пустых.

Учитель. Кроме молитвы “Впечатление”, у Тукая имеются стихотворения с элементами сюжета о благополучии близких. Такова “Молитва матери”:

Руки подняты в молитве и тут вспоминает она своего сына:

О Всевышний, пусть будет счастливым, мой любимый сын!

1 ученик. Пушкинский эпитет “Сияющий Коран” дополняет известные определения Последнего Писания: “Ясный, Благородный, Славный. Мудрый”. Слова “небесный Коран” содержат ответ противникам Ислама, отрицающим ниспослание Священного Корана Пророку Мухаммаду.

Слово “Свет” является и именем Всевышнего Аллаха, название суры, содержащей следующие слова: “Аллах – Свет небес Земли... Свет на свете!”

2 ученик. В стихотворении “Книга” сохранены жанровые и идейно-художественные особенности молитвенной лирики, указаны роль и значение Божественного Слова в физическом и духовном возрождении людей. Тукай утверждает, что “каждый стих Корана, каждое его  Слово – это путеводная звезда, надежда и опора на нелегком жизненном пути”:

Когда душа измучится в борьбе,
Когда я ненавистен сам себе,
Когда я места в мире не найду
И, утомясь, проклятье шлю судьбе;
Когда за горем — горе у дверей
И ясный день ненастной тьмы темней;
Когда в печали белый свет не мил,
Когда не станет сил в душе моей, —
Тогда я в книгу устремляю взгляд,

Учитель.  Не раз в Коране и хадисах звучит, что словам и деяниям предшествуют намерения человека. Отсюда пушкинские слова (“Борис Годунов”):

Твои слова, деяния судят люди,

Намеренья Единый видит Бог.

3 ученик.  В 1905 году увидели свет первые печатные стихотоврения Г.Тукая, он пришел в литературу как поэт, воспитанный на традициях мусульманского Востока. Свою приверженность к гуманистическим ценностям Корана, исламской цивилизации Тукай сам неоднократно подчеркивал.

Учитель .  А. С. Пушкин “глубоко проник” не только в слог  и стиль восточной поэзии, но в саму сущность национальной культуры народа на определённой ступени его исторического развития. Всемирная “отзывчивость” и “перевоплощаемость” Пушкина – это глубокий, содержательный труд его души, становление его личности, в которой религиозное чувство и сознание играло превостепенную роль. Всё это помогло ему понять историю и культуру других народов, а другим народам открыло великого поэта – А. С. Пушкина.

Литература на татарском языке

1. Абдуллина Д. М. Тукайның дини эчтәлектәге шигырьләре (Стихи Тукая на религиозную тематику)/ Д. М. Абдуллина//Фәнни язмалар. – 2001. – Казань, РИЦ “Школа”, 2002.

2. . Абдуллина Д. М. Г. Тукай әсәрләрендәге әхлакый-эстетик карашлар һәм Коръән кануннары (Нравственно-эстетические воззрения Г. Тукая и коранические изречения) / Д. М. Абдуллина// Милли мщдщният. – 2005. - №7. – 4-9 б.б.

3. Тукай Г. Сайланма әсәрләр. Шагыйрь турында истәлекләр. – Казанн: Татарстан Республикасы “Хәтер” нәшрияты (ТаРИХ), 2002.

Литература на русском языке.

1. Пушкин А. С. Избранное. – М., “Дет.лит.”, 1976 

2. Пушкин А. С. Избранное в 3-х томах.- Ставрополь, 1989.

3. Пушкин А. С. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. – М. : Дрофа:Вече, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Коранические мотивы в творчествах

Коранические мотивы в творчествах

Журналист. Знакомство с Кораном – важнейшим памятником мусульманской и мировой культуры – началось в

Журналист. Знакомство с Кораном – важнейшим памятником мусульманской и мировой культуры – началось в

Запада и мусульманского Востока

Запада и мусульманского Востока

Читаю я наизусть изумительную суру из

Читаю я наизусть изумительную суру из

Не любит он велеречивых, И слов нескромных и пустых

Не любит он велеречивых, И слов нескромных и пустых

Учитель. Не раз в Коране и хадисах звучит, что словам и деяниям предшествуют намерения человека

Учитель. Не раз в Коране и хадисах звучит, что словам и деяниям предшествуют намерения человека

Тукай Г. Сайланма әсәрләр. Шагыйрь турында истәлекләр

Тукай Г. Сайланма әсәрләр. Шагыйрь турында истәлекләр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2022