Типы подростков с отклоняющимся поведением.
Отклоняющееся поведение наблюдается в процессе десоциализации. Оно является разновидностью социальной запущенности. Существуют различные толкования отклоняющегося поведения. Нередко под отклонениями от нормы считается: неадаптивное, безответственное, импульсивное поведение, не учитывающее последствий своих поступков, пассивно следующее обстоятельствам или направленное на поиск более легких путей для достижения своих целей, использование других людей в качестве средства для реализации своих эгоцентрических намерений. Под отклоняющим поведением понимают такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально- пассивного плана.
К отклонениям корыстной направленности относятся правонарушения и поступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду (хищения, кражи и т.д.) причем среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться виде преступных уголовно наказуемых действий, и в виде право поступков и аморального поведения.
Отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности( оскорбления, хулиганство, побои, тяжкие преступления, такие как изнасилование и убийство). Отклонения социально-пассивного типа проявляются в стремлении к уходу от активно общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязательств и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы ( уклонение от учебы, работы, бродяжничество, употребление спиртных напитков, наркотиков, алкоголя, токсических веществ).
Различают девиантное (отклоняющееся), делинквентное и криминальное поведение. Девиантное поведение чаще связано с внутренним или внешним конфликтом подростков в его микросреде. Разновидностью девиантного (отклоняющегося) поведения в своем крайнем выражении является асоциальное поведение несовершеннолетних: деликвентное, криминальное поведение. Асоцильное поведение- это поведение, нарушающее нормы человеческого общества. Деликвентное поведение определяется как повторяющее асоциальное по своей направленности – проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижении деликвентом возраста уголовной ответственности.
Различают следующие варианты деликвентного поведения:
· уходы из дома, бродяжничество;
· Агрессивное поведение, включая вандализм;
· Аутоагрессивное поведение, включая суицидальные действия;
· Ранняя алкоголизация и наркотизм, употребление токсических веществ.
· Корыстное поведение, включая мелкие кражи, хищения. Вымогательство, угоны автотранспортных средств и другие имущественные посягательства.
Многие исследователи отмечают, что отклоняющееся поведение – это не только внешнее проявление ( отношение, деятельность), но и внутреннее состояние личности ребенка, его интересы, склонности, мотивы деятельности, способности. Об этом хорошо сказал Г. Потанин: « …под отклоняющимся поведением необходимо понимать такое поведение, специфичность которого проявляется не только в его стиле, внешних чертах, но и во внутреннем содержании, часто скрывающемся от глаз постороннего и трудно поддающимся диагностики. Его основу составляет направленность личности, представляющая собой синтез отрицательно выраженных мотивов, потребностей и привычек, которые передают ее деятельности соответствующую поведенческую окраску, формируют своеобразный психологический склад личности и выступают регуляторами ее аморальной и противоправной активности»
Отклоняющееся поведение подростков в социальном плане сопряжено с понятием «трудный подросток». Характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личным качествам, интересам, склонностям, потребностям. В условиях спецшколы различается несколько групп подростков с отклоняющим поведением:
Первую группу трудных подростков характеризуют устойчивый комплекс общественно- аномальных, отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, чувство стыда ослаблено. Они циничны, грубы, озлобленны, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпровождению, иждивенчество и стяжательство являются типичными их особенностями. Таких подростков нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремлении к первенству, частично осознанное чувство социальной неполноценности.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых и младших. Для их перевоспитания важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять из достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать.
Для третьей группы трудных подростков характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими поступков. Однако имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не становятся их убеждениями. Нередко проявляется борьба мотивов: либо эгоистические стремления к получению удовольствий, либо угрызение совести, нежелание стать предметом осуждения в глазах авторитетных лиц. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
Четвертую группу составляют подростки со слабо деформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами.
В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушения случайно. Они пассивны поддаются различным влияниям. У подростков этих групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходимы:
· Постоянная коллективная работа в должном темпе
· Систематический контроль и оценка их деятельности
· Личная ответственность
Сложный мир современного ребенка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делают обязательной в условиях спецшколы постоянной пед диагностику. Преодоление и профилактика отклоняющегося поведения требует комплексного изучения личности, условий, в которых она формируется. Минимальное представление о воспитаннике должно включать в себя:
- определение направленности личности,
- изучение ведущей линии поведения,
- характеристику положительных качеств, на которые можно опереться,
- восприимчивость или сопротивляемость воспитательным влияниям ( причины, характер сопротивления, испорченность отношений),
Одновременно изучаются воспитательные влияния ближайшего окружения воспитанника
- положительное воздействие и условия, которые надо использовать,
- отрицательные воздействия и неблагоприятные условия, которые надо устранить или нейтрализовать
- авторитетные личности, которые могут участвовать в перевоспитании
Чтобы эффективно преодолеть десоциализирующее влияние на подростка, нужно знать возможности физического и психического его развития, взаимообусловленность направленности личности положительными и отрицательными качествами, определить зону оптимального педагогического воздействия. Причем изучение отклонений и поиски путей положительного развития духовной и нравственной сферы воспитанника должны осуществлять одновременно.
Только на основе совместной деятельности всех участников педагогического процесса можно содействовать реабилитации подростков, обогащению их знаний, умений, навыков, развитию их личности. Перед педагогами спецшколы стоят задачи, при решении которых должна быть сформирована зрелая, целостная личность, адаптированная к жизни в любых условиях. Участники пед.процесса должны:
· Почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные проблемы.
· Осознать свою позицию в общении с детьми: понять и проанализировать свои установки при восприятии разных людей
· Научиться поддерживать подростков с разными типами характера, разными проблемами и разными стилями поведения
· Овладеть способами выражений своих эмоций, как положительных, так и отрицательных
· Видеть и понимать психологические особенности подростка, учитывать эти особенности в своей работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.