Трудные случаи правописания наречий. 7 класс
Серова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Коровинская СОШ» Мишкинского района Курганской области
Особенность наречия в русском языке такова, что эта часть речи не имеет спряжения и не изменяется по родам, падежам, числам. Правописание наречий зависит от нескольких факторов: от способа их образования и того, на какой слог приходится ударение в слове. Именно эта часть речи вызывает наибольшие затруднения при изучении учащимися.
Тема «Правописание наречий» изучается на уроках русского языка в 7 классе. Трудной эта тема является прежде всего потому, что многие правила имеют исключения, а правописание некоторых наречий вообще не подчиняется правилам – их надо запоминать.
Так, при изучении темы «Слитное и раздельное написание наречий» детям приходится много запоминать. Если тема «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е» учащимся частично знакома (при изучении других частей речи), то при изучении темы «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных» необходимо уметь отличать наречия от сочетаний предлога и существительного или прилагательного (например, прийти вовремя – зайти во время урока, действовал заодно – за одно замечание, сначала подумай – с начала года и т.д.). Для того чтобы объяснить детям принцип написания таких слов, можно совместно составить таблицу(на доске и в тетрадях), отвечая на вопрос: «Как же отличить наречия от именных частей речи?»
Отличие наречий от именных частей речи
Наречие |
Именная часть речи |
1.Не изменяется |
1.Склоняется |
2.В переносном значении |
2.В прямом значении |
3.Когда? как? где? |
3.Падежный вопрос |
4.Относится к глаголу |
4.Относится к существительному |
5.Нет зависимых слов |
5.Могут быть зависимые слова |
Затем можно предложить детям сопоставить эту таблицу с другой, проанализировав её.
Отличие наречий с приставками от похожих сочетаний именных частей речи с предлогами
Наречия |
Именные части речи |
1.Прийти вовремя |
1.Зайти во время урока(сущ.) |
2.Играли втёмную |
2.Дверь в тёмную комнату(прил.) |
3.Действовал заодно |
3.За одно замечание(числит.) |
4.Сначала подумай, затем отвечай |
4.Лес появился за тем домом(мест.) |
Для закрепления данной темы можно применить комментированное письмо (по цепочке), где учащиеся объясняют написание наречий. На следующих уроках можно применять орфографические диктанты, работу по карточкам (где учащиеся переписывают словосочетания, подчёркивая наречия). Можно проводить творческие диктанты, где ученики должны придумать и записать предложения с данными словосочетаниями.
Такие же задания можно применять при изучении темы «Дефисное написание наречий» (например, придумайте и запишите предложения со следующими словосочетаниями: жить по-новому, запомнить крепко-накрепко, по зимнему небу, думать по-прежнему), после чего подвести итог, ответив на вопрос: почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному – то с дефисом, то раздельно? Можно изобразить это схематически, обозначив предлог перед именной частью речи и приставку в наречиях.
Часто при объяснении таких сложных тем пользуюсь таблицами, проецируя на доску, например, «Дефис в наречиях», «Мягкий знак после шипящих на конце наречий», «Буквы о-а на конце наречий», «Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е», «Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий». Для закрепления таких тем часто использую элементы тестирования, например, такое задание: определите «третье лишнее» слово и выпишите его в тетрадь:
1). Ни с кем, ничто, нипочём; 2). Ничуть, никак, никто; 3). Несколько, нисколько, никто; 4). Неоткуда, никого, незачем; 5). Никуда, ни при чём, ни с чем; 6). Никак, нимало, нечего; 7). Некуда, некто, немного.
Ещё использую на уроках выборочные диктанты по конкретной орфограмме, где ученики должны услышать её в слове и выписать это слово. Полезными заданиями являются обучающие диктанты, где учащиеся должны обозначить определённую орфограмму, а также выполнить другие задания по тексту, разборы.
Интересными заданиями для учащихся являются цифровые диктанты (например, раздельно – 1, слитно – 2), работа с сигнальными карточками (например, о-а на конце наречий).
Закрепляя тему «Слитное и раздельное написание наречий», при выполнении упражнений и работе по карточкам для справок можно использовать орфографический словарь – таким образом, дети будут запоминать трудные в написании слова.
Иногда использую задания, в которых учащиеся должны увидеть и исправить ошибки. Это формирует орфографическую зоркость детей.
При изучении темы «Наречие» также возникают трудности и при постановке ударения, поэтому не надо забывать про это и проводить орфоэпические минутки.
При повторении темы «Наречие», то есть на итоговых уроках, обычно использую коллективное составление таблицы (на доске и в тетрадях).
Также применяю тестирование на разные виды орфограмм в наречиях. А ещё для закрепления наиболее сложных для учащихся тем составляю «задания в таблицах», как я их называю. Суть «заданий в таблицах» в том, что, как и в заданиях ЕГЭ, нужно выбрать правильные ответы, только из 24-х вариантов (17-16 – на «5», 15-14 – на «4», 13-12 – на «3»). Детям очень нравятся такие задания, они с удовольствием их выполняют. К тому же, это не занимает много времени, но позволяет проверить знания по определённой теме.
Все эти разнообразные виды работ способствуют закреплению знаний учащихся и формированию орфографических навыков при изучении таких сложных тем, как правописание наречий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.