Петрова Светлана Дмитриевна,
ГАПОУ СО «Екатеринбургский техникум «Автоматика»,
кандидат педагогических наук,
г. Екатеринбург
Цифровизация образования в рамках ГАПОУ СО ЕТ «Автоматика»
Совершенствование производственных технологий является одним из приоритетных направлений экономики Российской Федерации. Курс российского правительства на импортозамещение во всех отраслях народного хозяйства поставил перед профессиональным образованием проблему повышения уровня технической компетентности обучающихся по востребованным профессиям и специальностям (слесарей, мастеров, авторемонтников, станочников и фрезеровщиков), так и педагогических кадров техникумов и колледжей.
Главное направление промышленного производства - внедрение аддитивных технологий, автоматизированного конструирования, мехатронных систем, композитных материалов, программного управления оборудованием, прецизионного контроля изделий. Для этого в СПО требуюется изменить систему обучения, подходы, повысить уровень сформированности технической компетентности будущих техников[i], в том числе для последующей подготовки студентов по стандартам чемпионатов Профессионалы.
Актуальность обращения к этой проблеме определяется масштабностью подготовки СПО в технических областях, где обучается около 3,3 млн. студентов. Перспективы СПО ориентированы на создание ресурсов профессионального роста кадров в целях промышленного развития.
От современных студентов требуется мастерство, находчивость способность подстраиваться под постоянно меняющиеся производственные условия, быть гибкими. Новые реалии диктуют нам условия: студенты не могут учится по – старому, а преподаватели не могут обучать так это было раньше.
Одним из способов решения данной проблемы мы видим в цифровизации системы образования СПО, которая получила развитие с 2016 года с реализации проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденного правительством Российской Федерации. Одно из приоритетных направлений - внедрение цифровых инструментов учебной деятельности и целостное включение их в образовательную среду.[1]
Система образования СПО сегодня должна стать «переходным мостиком между образованием, передачей знаний и цифровыми ресурсами, платформами, что позволит выйти на совершенно новый уровень подготовки специалистов среднего звена.
Пронаблюдаем, как проходит цифровизация в ГАПОУ СО ЕТ «Автоматика»…
С 2022 студенты активно учувствуют в международных, всероссийских, межрегиональных олимпиадах, чемпионатах, конкурсах, проектах, выставках фестивалях; повышении компьютерной грамотности, финансовой грамотности; учувствуют в научно-исследовательских проектах на различных цифровых образовательных платформах. Наличие призовых мест по результатам участия обучающихся (воспитанников) учреждения в международных, всероссийских и межрегиональных олимпиадах, конкурсах (за исключением Всероссийской олимпиады школьников, чемпионатов профессионального мастерства «Молодые профессионалы» и «Абилимпикс»): автоматика киберспорт – Российская национальная премия «Студент года- 2022» профессиональных образовательных организаций в номинации «Киберсплортивный клуб года», диплом победителя, 16 декабря 2022; дистанционная олимпиада по дисциплине «Электротехника», диплом, 2 место, Омск, 2022; Всероссийская олимпиада «Круглый отличник» в номинации «Английский язык: 11 класс», диплом, 2 место, 01.03.2022; Всероссийская олимпиада «Круглый отличник» в номинации «Английский язык: 11 класс», диплом, 1 место, 01.03.2022; Международная олимпиада «История профтехобразования», диплом, 1 место, 23.04. 2022; Международная интернет-олимпиада «Солнечный свет» по физике для 10 класса «Закон сохранения импульса», диплом 1 место, 18 марта 2022; Международная олимпиада по английскому языку для студентов технических специальностей «Technical English», диплом, 1 место, 09.03.2022; Всероссийская олимпиада «Образовательный марафон» в номинации: Основы предпринимательства для студентов СПО, диплом, 2 место, 27.01.2022 XVIII Всероссийская олимпиада «Мыслитель».
С 2022 г. студенты техникума принимают активное участие в чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы»: Разумков Д. – веб-технологии, 1 место; Молодцова А. А. фрезерные работы на станках с ЧПУ, 1 место; Брагин Д. обработка листового металла, 2 место; Гумаров Р. обработка листового металла; Казанкин А. ИТ-решения для бизнеса на платформе 1С: предприятие 8, 3 место; Разумков Д. финал X Национального чемпионата «Молодые профессионалы», веб-технологии диплом конкурсанта, город Томск; Молодцова А. А. финал X Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) – 2022, Фрезерные работы на станках с ЧПУ, диплом за профессионализм, г. Комсомольск-на-Амуре; Разумков Д. финал X Национального чемпионата «Молодые профессионалы», веб-технологии, диплом за профессионализм, г. Екатеринбург, 9-12 сентября 2022 года; Лихвинцев А. чемпионат Профессионалы 3 место 2023 г. «Цифровая метрология».
Большим спасением в период «ковидных мер», на помощь пришли образовательные платформы, которые помогли соединить и восстановить образовательный процесс (цифровой образовательный контент, Якласс, Сферум, Zoom, Moodle, и др.). Мы в техникуме на данный момент используем Сферум, Moodle, Демонстрационный экзамен, Юрайт – электронная библиотека, которые позволяют сократить время на обучение, дать возможность поработать самостоятельно, если студент по каким-то причинам пропустил уроки, болел. Платформы помогают проводить срезы, систематическую проверку знаний, подготовится к экзаменам, прикрепить задания и отправить их для проверки преподавателю. На платформе Moodle представлены все предметы, которые изучаются в техникуме, она систематически обновляется преподавателями. В апреле 2023 г. в техникуме прошел конкурс на «Лучший электронно – методический комплекс с использованием платформы преподавателя, а котором учувствовали все сотрудники, проверяли учебные дисциплины председатели ПЦК и зам. Директора по учебно-методической работе Веснина О.В. Были разработаны критерии их оценивания и выявлены лучшие.
С 2023 года стартовала новая программа «Профессионалитет». По словам заместителя председателя правительства России Т. Голиковой, новая программа опирается на три главных нововведения: первое — вовлечение в образование учащихся колледжей и техникумов представителей профессиональных сообществ, «действующих игроков рынка», которые также станут инвесторами системы образования, второе — сокращение сроков обучения при увеличении его интенсивности и третье — создание в учебных заведениях разного рода центров молодежных инициатив.
Предложения, касающиеся реструктуризации системы среднего образования, были прописаны в проекте постановления Правительства РФ от 19.08.2021 года «О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
Спустя год вышло соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 г. № 3872, в котором указано, что эксперимент реализуется с 1 июня 2022 года по 31 декабря 2025. В проекте будут участвовать отобранные Министерством просвещения колледжи и техникумы из разных регионов страны.
Система СПО должна по мере своих возможностей помочь обществу в переходе в цифровую эпоху, направленную на рост производительности труда, его новые типы, на удовлетворение новых потребностей человека. Современные цифровые ресурсы, используемые в повседневной деятельности человека, позволяют решить многие проблемы и вопросы традиционного обучения: скорость освоения программы, выбор преподавателя, форм и методов обучения.
В разные периоды обучения формируются различные компетенции, однако, цифровые компетенции формируются всегда, поскольку они не стоят на месте, а стремительно развиваются [2]. Цифровое образование уже несколько лет плодотворно осуществляется на различных платформах многими учебными заведениями. Оно реализуется различными способами: онлайн-курсы, использование различных обучающих программ как для практических занятий и проверки домашнего задания, так и для итоговых работ [1].
В апреле 2022 года в Свердловской области в рамках федерального проекта «Профессионалитет» начал работу один из образовательно-производственных кластеров. Соответствующее соглашение подписали региональное Минобразования и пул машиностроительных предприятий: ВСМПО-АВИСМА, Уралгидромаш и Уралвагонзавод.
В образовательно-производственный кластер машиностроительной отрасли включены: Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж имени А.А. Евстигнеева, Екатеринбургский техникум «Автоматика», Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса.
ГАПОУ СО «Екатеринбургский техникум «АВТОМАТИКА» и ОА «УРАЛГИДРОМАШ» заключили договор социального партнерства в рамках реализации ФП «Профессионалитет».
С мая 2022 г. сотрудники техникума «Автоматика» активно начали подготовку и обучение по программам «Профессионалитета»: 10 сотрудников прошли курсы повышения квалификации по «Профессионалитету» в заочном режиме, затем прошли стажировки на предприятиях Свердловской области (ООО НТЛ В. Солда), в сентябре продолжили обучение и порядка были распределены по всей России в другие регионы: Оренбург, Альметьевск, Москва, Самара с учетом специфики профессиональной деятельности. Статус Эксперт ДЭ получили 6 человек, имеют статус Наставник в ОУ – 3 чел. Работодателем, который вошел в программу с техникумом «Автоматика» стал завод «Уралгидромаш». Они стали наставниками нашего техникума, на их базе студенты проходят производственную практику, проходят профессиональные модули.
В техникуме существует система управления методической, учебной и учебно-производственной службой – педагогический совет, методический совет, методический кабинет, предметные цикловые комиссии, учебные отделения, учебно-производственный комплекс, которая обеспечивает реализацию требований ФГОС СПО, по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих, обеспечение качества образования, внедрение перспективных программ подготовки и педагогических инноваций, в том числе по ФП «Профессионалитет». В эксперименте участвуют 9 программ подготовки, по 3 укрупненным группам, ведущей из которых является 15.00.00 Машиностроение.
Основные профессиональные образовательные программы по Федеральному проекту «Профессионалитет» – это новая модель практико-ориентированной подготовки квалифицированных кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям: студент обучается по новой образовательной программе, содержание которой максимально отражает производственные процессы современного машиностроительного предприятия; увеличение в образовательной программе доли практической подготовки; возможность получения студентом нескольких квалификаций в рамках освоения одной профессии/специальности; непосредственное участие в процессе обучения практикующих специалистов с производства; обучение с наставником от предприятия и образовательной организации, модель «Работодатель – мастер производственного обучения – студент»; гарантированное трудоустройство, при условии положительных рекомендаций за весь период обучения; сокращенные сроки обучения. Первый выпуск по основным профессиональным программам подготовки «Профессионалитет» ожидается в 2023 году.
Цифровизация так же начинается с сайта техникума. Екатеринбургский техникум «Автоматика» имеет официальный сайт, размещенный по адресу - http://etavtomatika.ru. На сайте находится актуализированная информация о деятельности образовательного учреждения. Информация обновляется ежедневно. Структура сайта выдержана в соответствии Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2020 г. № 1038 «О внесении изменений в Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» и положением от 21.01.2021 № 26 - ОД об официальном сайте ГАПОУ СО «ЕТ «Автоматика».
В сведениях об образовательной организации размещена вся необходимая информация по разделам: основные сведения, структура и органы управления образовательной организацией, документы, образование, образовательные стандарты и требования, руководство и педагогический (научно-педагогический) состав, материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса, стипендии и меры поддержки обучающихся, платные образовательные услуги, финансово-хозяйственная деятельность, вакантные места для приема (перевода) обучающихся, доступная среда, международное сотрудничество.
В дополнительных разделах сайта Техникума освящается учебная, методическая, производственная и воспитательная работа - ФП "Профессионалитет, Дистанционные технологии и электронные образовательные ресурсы, Центр профессиональной ориентации и содействия трудоустройству, Профессиональное обучение и ДПО, Наставничество, Всероссийское чемпионатное движение «Профессионалы», Независимая оценка качества оказания услуг, Книга памяти, Окружное методическое объединение УрФО 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ, Год педагога и наставника, Лицензирование новых образовательных программ и др.
Самостоятельная работа остается неотъемлемой частью учебного процесса. Одной из современных форм самостоятельной работы является использование электронных учебно-методических комплексов, таких как БИС «Юрайт» и ЭУМК «Мооdle». Обучающиеся 1 курса знакомятся с принципами работы в этих системах, с обязательной регистрацией. Методическое сопровождение этих систем осуществляет специально подготовленный педагогически работник, администратор БД.
Для реализации самостоятельных форм учебной работы, обучающихся библиотека техникума оснащена 15 ноутбуками с доступом в сеть Интернет и печатающей оргтехникой.
В программе наставничества в роли наставников приняли участие работники наших социальных партнеров: 25 чел - АО УРАЛГИДРОМАШ; 20 чел - АО «УРАЛЬСКИЙ ТУРБИННЫЙ ЗАВОД»; 1 чел - ООО «ПРОМЭНЕРГО»; 1 чел - ФГУП ПО «Октябрь»; 1 чел - АО «УРАЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»; 1 чел - ЗАО «Сенсор»; 2 чел - ООО «ТИ-пром»; 1 чел - ООО «КРЕЙТ»; 1 чел - АО ОКБ «Новатор»; 2 чел - АО «НПК ВИП»; 9 чел - АО «Завод № 9»; 6 чел - ПАО «УЗТМ» ; 4 чел - АОО «НПО автоматики»; 8 чел - АО «УЭТМ»; 6 чел - ПАО «Машиностроительный завод им. Калинина»; 3 чел - АО «ЭЙРБУРГ».
Количество обучающихся техникума, принявших участие в программе наставничества в роли наставляемых в 2022 году: ООО «ПРОМЭНЕРГО» - 2 чел; ФГУП ПО «Октябрь» - 1 чел; АО «УРАЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД» - 1 чел; ЗАО «Сенсор» - 1 чел; ООО «ТИ-пром» - 4 чел; ООО «КРЕЙТ» - 2 чел; АО ОКБ «Новатор» - 2 чел ; АО «НПК ВИП» - 4 чел; АО «Завод № 9» - 9 чел; ПАО «УЗТМ» - 12 чел; АОО «НПО автоматики» - 8 чел; АО «УЭТМ» - 17 чел; ПАО «Машиностроительный завод им. Калинина» - 17 чел; АО «ЭЙРБУРГ» - 6 чел; АО «УРАЛЬСКИЙ ТУРБИННЫЙ ЗАВОД» - 79 чел; АО «УРАЛГИДРОМАШ» - 106.
Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована на любом курсе обучения, охватывая как отдельные учебные предметы и курсы общеобразовательного цикла, так и дисциплины (модули) обязательного и дополнительного профессиональных блоков (всех видов практики), предусмотренных учебным планом образовательной программы «Профессионалитет».
В 2022 году материально техническая база техникума в рамках Федерального проекта «Профессионалитет» пополнилась лабораторией ВТ, Лаборатория № 219 Инженерный дизайн CAD и мастерской машиностроительного профиля, Мастерская № 111 Токарных работ на станках с ЧПУ.
О реализации проекта «Профессионалитет» освещается в СМИ:
№ 10-11 (68-69), ноябрь-декабрь 2021 г. «Первые шаги в профессии» 03 (72), март 2022 года статьи «Профессии на все времена» и «Наставник для наставников», 04 (73), апрель 2022 года статья директора Майковой П.Е. «УГМ участвует в «Профессионалитете».
С 2022 года в техникуме проводятся экзамены НОК по двум квалификациям при участии: СПК в сфере машиностроения и ЦОК 66.002 ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина, г. Екатеринбург».
Положительный эффект совмещения аттестационных процедур и НОК отмечен со стороны работодателей – социальных партнеров, а также со стороны выпускников, которые имеют возможность подтвердить свою квалификацию. Результаты НОК были проанализированы и легли в основу целого ряда управленческих решений по развитию качества образования. Эксперимент по внедрению проекта «Профессиональный экзамен для студентов» освещался в средствах массовой информации.
К основным направлениям методической работы в техникуме можно отнести: внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности, практико-ориентированных задач; интенсификация, интеграция - применение передовых технологий преподавания, в том числе дистанционного и электронного обучения в рамках федеральной программы «Профессионалитет», педагогические чтения, мастер-классы; цифровизация библиотечных услуг, формирование электронных каталогов по укрупненным группам реализуемых программ подготовки, распространение положительного опыта использования электронных образовательных ресурсов, расширение перечня площадок информационного присутствия техникума в электронных средствах массой информации; поддержание в актуальном состоянии официального сайта техникума и группы в социальной сети ВКонтакте; реализация мероприятий внутреннего мониторинга качества образования, в том числе по программам подготовки ФП «Профессионалитет», внедрение в учебный процесс новых методов промежуточной и итоговой аттестации; организация участия обучающихся техникума и анализ результатов всероссийских проверочных работ среднего профессионального образования (ВПР СПО), разработка методических рекомендаций для преподавателей реализующих среднее общее образование в рамках профессиональной подготовки с целью повышения результатов ВПР СПО; повышение квалификации педагогических работников, в т.ч. через расширение опыта наставничества, участия в конкурсе профессионального мастерства, участия в работе региональных и федеральных методических объединений, участие в федеральных проектах по поддержке имиджа педагогических работников и т.д.
В ходе реализации программы воспитания и цифровизации в 2022-23 году студенты принимают активное участие в мероприятиях, проектах, конкурсах, акциях, проводимых на уровне: Российской Федерации, в том числе: «Россия – страна возможностей», https://rsv.ru/; «Большая перемена», https://bolshayaperemena.online/; «Лидеры России», https://лидерыроссии.рф/; «Мы, вместе!» (волонтерство), https://onf.ru.
Большое внимание при реализации ОПОП по ФП «Профессионалитет» было уделено проекту «Амбассадоры Профессионалитета», что способствует повышению узнаваемости и формирование положительного образа среднего профессионального образования в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет». Инициативу по реализации проекта «Амбассадоры Профессионалитета» в техникуме взял на себя студенческий актив. Созданная группа активно участвуют в Днях открытых дверей, выезжает с агитационной программой в школы города Екатеринбурга, ребята периодически публикуют информацию в форме видеороликов в социальных сетях и средствах массовой информации, готовят настенную печать и раздаточный материал, интерактивов / флешмобов / квестов / благотворительных акций / спортивных, культурно-массовых, патриотических мероприятий / фестивалей и прочих мероприятий, направленных на популяризацию Федерального проекта, поддержка медиацентров в ОО СПО, проведение интервью / встреч с педагогами, наставниками, лидерами общественного мнения и медиаамбассадорами в Свердловской области. Девиз проекта «Профессионалитет» — «Ты в хорошей компании!»
Особое место в Программе воспитания техникума и цифровизации с 2022 года занял проект «Разговоры о важном». С 5 сентября 2022 года урок проходит первым по понедельникам, после обязательной линейки с поднятием флага и гимна России. Проект направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма среди обучающихся. Сценарии занятий разрабатываются Институтом стратегии развития образования Российской академии образования и проводятся классными руководителями групп.
Цифровизация в образовании на занятиях позволяет разнообразить форму проведения урока, перейти от пассивного обучения к активному действию, подготовить выпускника соответствующего стандартам последнего поколения и запросам работодателя.
Преподаватель должен быть инноватором, он должен принять, что: постоянно будут изменяться основные профессиональные образовательные программы, учебные планы, не только учить, но, в первую очередь, создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих студентов, владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь направленно профессионально развиваться; быть готовым не только принять необходимую методическую помощь, но и совершить свой личный выбор и готов нести за него ответственность.
Литература:
1. Аксюхин А. А. Информационные технологии в образовании и науке / А. А. Аксюхин, А. А. Вицен, Ж. В. Мекшенева // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 1. С. 50–52. 406
2. Главный тренд российского образования – цифровизация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ug.ru/article/1029.
3. Никулина Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113
Скачано с www.znanio.ru
[1] Никулина, Т.В. информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление, 2018, №8, с. 107-113
3 Профиль образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (Федеральный Закон «Об образовании», статья 2, п. 25.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.