ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Седова Т.А.
МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»
Аннотация. В статье представлен один из инновационных подходов в сопровождении детей с задержкой психического развития в условиях работы образовательного учреждения. Использование элементов экспериментальной деятельности на логопедических занятиях повышает эффективность коррекционной работы наряду с другими видами работ. Цель этой работы в том, чтобы рассмотреть возможность применения экспериментирования как дополнения к традиционным логопедическим занятиям, повышающего их эффективность.
В нашей школе с каждым годом растет количество детей, обучающихся по АОП (адаптированной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ (ЗПР). Внимание детей данной категории характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются.
На коррекционно-развивающих занятиях с детьми ЗПР использую следующие направления исследовательской деятельности.
Первое направление детской исследовательской деятельности – это исследование собственного артикуляционного аппарата. Оно происходит на индивидуальных и групповых занятиях. Дети, сидя перед зеркалом, внимательно изучают свой речевой аппарат, исследуют губы, язык, верхние и нижние зубы, твердое и мягкое небо. Обычно учитель-логопед объяснял роль всех органов речевого аппарата, просил выполнить то или иное действие – а детей воспринимал как статистов, обязанных выполнить его задания и подтвердить сказанное. Дети выполняли, но оставались эмоционально пассивными. Если же учитель-логопед избирает метод самостоятельных исследований, он ничего не объясняет. Он подсказывает, какие опыты можно произвести на своем речевом аппарате, но что при этом получится, что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы, дети видят сами и так же самостоятельно делают необходимые выводы.
Работа проводится в 3 этапа.
1. Вначале ребята, глядя в зеркало, просто находят органы, участвующие в образовании звуков, рассматривают их. Особое внимание уделяют гортани, находят ее путем ощупывания пальцами верхнего отдела шеи.
2. Далее с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, как сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков.
3. Завершают работу экспериментом, какие звуки можно произнести и какие нельзя, если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, если зажать нос, если не двигать языком, для чего последовательно прижимать его, то к нижним зубам, то к верхним.
Такое исследование нельзя рекомендовать как обязательное. Его можно проводить только в том случае, если учитель-логопед заметил со стороны детей самостоятельные попытки «заглянуть в рот» другу, и тот с удовольствием поддерживает эту инициативу. Парная работа детей требует от педагога высочайшего такта и большой осторожности. Никакие приказания и требования здесь недопустимы. Но польза от работы по типу «испытуемый – исследователь» огромна; ученик лучше понимает, что он делает не так и что нужно делать, чтобы правильно воспроизвести те или иные звуки.
Итак, очень важно дать ребенку возможность все посмотреть, пощупать, послушать, поэтому занятия по ознакомлению с человеком являются эффективным дополнением к традиционным логопедическим занятиям с детьми ЗПР.
Второе направление – это исследование звуков как таковых. Развитию звукопроизношения способствуют попытки детей воспроизвести своим голосовым аппаратом естественные звуки. Для этого педагог приносит набор предметов, которые производят звуки, разные по тембру, по громкости, по высоте. Это могут быть листы бумаги, издающей шелест, шуршание, треск, колокольчики, свистульки, стеклянные и пластиковые баночки, дудки, барабанчики, дощечки из дерева и фанеры и пр. Восприятие и анализ этих звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их копировать и воспроизводить готовит речевой аппарат ребенка к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков.
Параллельно исследования такого типа можно использовать для закрепления употребления предлогов и улучшения ориентировки в пространстве (ребенок указывает, где находится звучащий предмет: под столом, над столом, вверху, слева, справа и т. д.).
Если говорить о познавательном развитии детей, то все вышеназванные исследования способствуют в дальнейшем более точному восприятию фонематических различий.
Третье направление – исследование речевого дыхания. Для изучения особенностей речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на ленточки, учатся регулировать силу воздушной струи, сдувая легкую ватку или тяжелый кубик. Пытаются дуть в трубочку для того, чтобы шарик поднялся вверх и не упал. Дуют на ладонь разными способами, получая то холодную, то теплую струю воздуха. Это все серьезные физические эксперименты. На занятиях обучающиеся любят играть в «Футбол». В этой игре нужно забить гол в ворота противника с помощью воздушной струи. Единственное ограничение для этой игры – наличие хронических расстройств дыхательной системы (например, бронхиальной астмы) и инфекционных заболеваний у ее участников.
Четвертое направление – трансформация букв и слов. Большой интерес вызывает задание по трансформации букв: как из одной буквы получить другую? (передвинуть палочку, что-то добавить или убрать, заменить один предмет другим и т.д.) . Иногда эта работа проводится как соревнование между ребятами: кто придумает больше вариантов? [1].
Такая исследовательская деятельность стимулирует воображение, развивает способность к мысленному моделированию (т. е. к проведению мысленных экспериментов).
Начинаем работать с изографами. Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Учащиеся должны найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях. Упражнение направлено на развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза, слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха, сенсомоторных координаций, познавательных способностей.
Познавательно-исследовательская деятельность реализуется при анализе отдельных фраз и предложений. В простом варианте – это перестановка слов с целью получения правильной фразы (например, «окошке сидит на кошка») или соединение частей разорванных предложений (например: «Наша Таня. Громко плачет уронила. В речку мячик тише. Танечка, не плачь. Не. Утонет в речке. Мяч.»).
«Тексты без границ слов». Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно. [2].
Богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности представляют кроссворды. Они объединяют три важных познавательных области: обучение грамоте, формирование математических представлений и ту специфическую область, к которой относится тема кроссворда (художественно-эстетическую, литературу, формирование естественнонаучных представлений и др.).
Методика разгадывания кроссвордов детьми почти такая же, как и у взрослых. После того, как педагог зачитает первое задание, дети предлагают свои варианты ответа. Педагог, не оценивая названные слова, не говоря, правильны ли они, просит у каждого предложенного слова сосчитать количество букв и сопоставить получившееся число с количеством клеточек кроссворда. Дети сами должны прийти к выводу, для какого слова эти числа совпадают.
В заключение хочется подчеркнуть, что очень важно дать ученику возможность самому все посмотреть, пощупать, попробовать, послушать, что в полной мере позволяет сделать экспериментальная деятельность, которая являются эффективным дополнением к традиционным логопедическим занятиям с детьми с ОВЗ, а задача учителя – логопеда – стремиться создавать для этого необходимые условии.
Список литературы
1. Оглоблина И.Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников/И.Ю. Оглоблина. – М. Издательство ВЛАДОС, 2018-64с
2. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов.- М. Издательство «Образование плюс», 2017 -210с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.