Т.А. Седова, учитель-логопед МАОУ «СОШ № 43г. Челябинска».
Е.А. Мироненко, педагог-психолог МАОУ «СОШ № 43г. Челябинска».
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности.
В статье освещены вопросы сопровождения учителем-логопедом и педагогом-психологом младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития). Рассмотрены направления совместной работы, способствующие своевременной помощи обучающимся данной категории в успешном овладении программным материалом, формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, задержка психического развития, совместная работа, коррекционные занятия, мониторинг, развитие, взаимодействие.
T.A. Sedova, teacher-speech therapist of the MAOU "Secondary School No 43 of Chelyabinsk".
E.A. Mironenko, teacher-psychologist of the MAOU "Secondary School No 43 of Chelyabinsk".
Interaction of a speech therapist and an educational psychologist in the process of correctional and developmental and educational activities. The article covers the issues of support by a speech therapist and an educational psychologist of primary school children with disabilities (mental retardation). The areas of joint work that contribute to timely assistance to students of this category in the successful mastery of the program material, the formation of positive motivation for educational activities are considered. Key words: disabilities, mental retardation, teamwork, correctional classes, monitoring, development, interaction.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной особенно в настоящее время. Наиболее многочисленную группу детей данной категории составляют школьники с задержкой психического развития (ЗПР). Число детей, по результатам обследования в ПМПК с рекомендациями обучения по АООП для обучающихся с задержкой психического развития, увеличивается.
МАОУ «СОШ № 43г. Челябинска» находится в микрорайоне посёлка Мебельный. Контингент детей, обучающихся в нашей организации, разнороден, но количество учащихся данной категории достаточно большое.
В 2023-2024 учебном году только в начальной школе обучаются 54 ребёнка, которым рекомендовано обучение по АООП для обучающихся с задержкой психического развития. У учащихся данной категории наблюдаются:
ü Отставание в формировании интеграции зрительно-слуховой памяти, которая имеет важнейшее значение при обучении грамоте;
ü Двигательная неловкость, недостаточная координация;
ü Гиперкинезы (чрезмерная двигательная активность);
ü Недостатки внимания;
ü Отклонения в развитии памяти (малый объем, снижение точности и прочности , низкая продуктивность);
ü Слабое развитие опосредованного запоминания;
ü Низкая познавательная активность;
ü Быстрая утомляемость;
ü Снижение уровня обобщения и осмысления действительности.
В связи с этим содружество учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей работы является необходимым.
Совместная работа специалистов начинается уже на этапе первичного обследования обучающихся. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого развития ребенка, уровня когнитивных процессов, сформированности высших психических функций, произвольности психических процессов. Обследование детей выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной, эмоционально - волевой сфер, развитии устной и письменной речи. И учитель-логопед, и педагог-психолог занимаются развитием речи и психических процессов, но каждый по-своему.
Основная задача учителя-логопеда - развитие устной и письменной речи с использованием приемов активизации внимания, памяти, мышления.
Работа педагога-психолога направлена на определение уровня затруднений каждого ребенка и развитие словесно-логического мышления детей. При организации своей работы на первом этапе педагог- психолог и учитель - логопед изучают стартовые возможности каждого ребенка, определяют перспективы и темпы работы каждого ребенка. Далее педагог - психолог осуществляет обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи, а также продумывает методы и приемы работы на индивидуальных и групповых занятиях.
Взаимосвязь специалистов не ограничивается использованием коррекционно-развивающих методов и приемов на занятиях, но предполагает совместное планирование и проведение интегрированных занятий, мероприятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми «группы риска», совместный мониторинг по результатам обследования, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития учащихся, оформление наглядного материала для стенда.
В совместной работе данных специалистов выделяем следующие формы работы:
1. Анализ результатов обследования обучающихся (учитель - логопед проводит обследование устной и письменной речи; педагог - психолог обследует особенности познавательной деятельности обучающихся, эмоционально-волевую сферу, особенности общения и межличностных взаимоотношений).
2. Коррекционно-развивающие занятия, во время которых учитель - логопед использует приемы по активизации психических процессов детей. На занятиях педагога - психолога используются методы и приемы, способствующие развитию положительной учебной мотивации, адекватной самооценки, развитию эмоционально-волевой сферы, познавательной активности учеников. Дети вовлечены в игровую деятельность, работают в парах, используют алгоритм.
3. Интегрированные занятия с учащимися, которые предполагают смену различных видов деятельности: познавательной, игровой, использование приемов сказкотерапии, артикуляционных и дыхательных упражнений.. На этих занятиях учитель-логопед и педагог-психолог используют задания, позволяющие формировать эталонные представления об окружающем мире, мыслительную деятельность во взаимосвязи с развитием речи. Подобные занятия способствуют развитию умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности, а, также, развитию творческих способностей детей через составление рассказов, театрализацию сказок.
Темп занятия меняется с учетом подвижности уровня работоспособности детей данной категории. Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуальные, групповые, парами. Эффективность занятий оценивается по результатам промежуточной психолого - педагогической диагностики и логопедического обследования.
4. Выступления на родительских собраниях, стендовая информация, консультации.
Совместные мероприятия:
ü Психолого-логопедический квест «Дорогами познания» (начало учебного года, окончание 1 триместра);
ü В гостях у сказки (кукольный театр, инсценировки сказок «Колобок на Новый год», «Про зайчика и лису», «Колобок- фермер»;
ü Выступления на родительских собраниях;
ü Совместная работа в составе школьного психолого - педагогического консилиума;
ü Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога.
Таким образом, согласованность и взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда способствует эффективным и качественным изменениям в познавательном и речевом развитии детей. Благодаря совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога, удается своевременно помочь обучающимся с задержкой психического развития преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом. Целенаправленная и систематическая работа специалистов в тандеме позволяет активизировать познавательные психические процессы детей, формировать положительную мотивацию детей данной категории к учебной деятельности, уверенность в своих силах и осуществлять преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога.
Литература:
1. Буковцова, Н. И. Коррекционно - профилактическая работа по предупреждению оптической дисграфии у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. И. Буковцова// Логопедия. - 2006. - № 4. - С. 35 - 38.
2. Зорина, С. В. Нарушения формирования грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / С. В. Зорина //Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 35 - 40.
3. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.
4. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. – СПб., 2004.
5. Ульенкова ,У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.
1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.