УДК 1174
Еремина Г.В., Кадочникова Е.Н.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Городская станция юных натуралистов»
г. Нижний Тагил, Россия
ТВОРЧЕСКАЯ МЕТАФОРА ЖИЗНИ
В статье представлен опыт работы педагогов МАУ ДО ГорСЮН города Нижний Тагил по реализации ФГОС нового поколения при организации и проведении культурно – массовых мероприятий естественнонаучной направленности.
Ключевые слова: активный познавательный досуг, образовательные потребности, экологическая культура, личностное развитие, социально-экологическая активность, пред-профессиональное самоопределение, современные педагогические технологии.
Eremina G.V., Kadochnikova E.N.
Municipal autonomous institutions of additional education
"City Station of Young Naturalists"
Nizhny Tagil, Russia
CREATIVE METAFOR OF LIFE
The article presents the experience of teachers of the MAU to GorSYuN Nizhny Tagil on the implementation of the GEF of the new generation in the organization and holding of cultural and mass events of natural science.
Key words: active cognitive leisure, educational needs, ecological culture, personal development, social and ecological activity, pre-professional self-determination, modern educational technologies.
Одной из главных инноваций введения ФГОС нового поколения стала необходимость пересмотра процесса организации и проведения культурно -массовых мероприятий естественнонаучной направленности в нашем учреждении дополнительного образования (ФГОС, 2017). На станции юннатов создана система проведения городских массовых мероприятий с учащимися муниципальных образовательных учреждений города, включающая: 81 городское мероприятие в соответствии с муниципальным заданием по оказанию муниципальных услуг, 9 «отраслевых» мероприятий в сфере образования, календарные мероприятия, мероприятия для лагерей с дневным пребыванием детей. Система представляет единый учебно-воспитательный комплекс, отражает принципы образовательных стандартов: доступность, учет возрастных особенностей, свобода выбора, наглядность, связь с реальностью, занимательность и новизна, способствует вовлечению детей города в активный познавательный досуг. Все проводимые массовые мероприятия способствуют удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, эстетическом, нравственном развитии; формированию и развитию творческих способностей; выявлению, развитию и поддержке детей с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ и одарённые дети); обеспечению духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся. Мероприятия способствуют повышению уровня экологической культуры, личностному развитию, социально-экологической активности, предпрофессиональному самоопределению учащихся города. Система проведения городских массовых мероприятий основывается на единой рабочей программе, перспективном плане проведения мероприятий и базируется на тесном сотрудничестве с муниципальными образовательными организациями, научными организациями, учреждениями профобразования. Формами проведения мероприятий в нашем учреждении являются: фестиваль юных натуралистов; экологический сбор детского экологического объединения «Зеленая волна»; природоохранные операции: «Семечко», «Серая шейка», «Елочка», «Кормушка», «Скворечник» и другие; экологические акции: «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами», «Марш парков»; выставки: «ЮННАТ-…», «ЮНЭКО-…», и другие; различные конкурсы: литературных работ по экологической тематике «Удивительный мир природы», экологического рисунка «Удивительное рядом» и другие. Разработаны и проводятся многочисленные авторские игры для разных возрастных групп участников: «Цветы - земной красы начало», «Путешествие в страну Агрос», «Вокруг света по стране Легумии», «Зеленый щит города», «Голубое ожерелье Тагила», «Как получить пятерку за здоровье» и другие. В соответствии с ФГОС педагогами-организаторами изменяется содержание и методы организации форм проведения массовых мероприятий, способствующих становлению, воспитанию и развитию личности учащихся. Внедряются современные педагогические технологии: на основе личностной ориентации процесса организации и проведения культурно - массовых мероприятий: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная Ш.А. Амонашвили; на основе активизации и интенсификации деятельности участников мероприятия: игровые, проблемного обучения, коммуникативного, интенсивного обучения Г.А. Китайгородской; на основе эффективности управления и организации массового мероприятия: дифференцированное обучение, групповое и коллективное обучение. Применяются технологии развивающего обучения, проектные, кейстехнологии, дистанционного обучения, формирования навыков трудовой деятельности, персонифицированного обучения; методы и формы их использования. Для успешного проведения мероприятий осуществляется информационно-технологическая поддержка, вносящая в содержание разнообразные носители информации (иллюстрации, видеофрагменты, компьютерную анимацию, слайды, тексты, сопровождаемые словами диктора, музыкой). Современные технологии позволяют средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивать логическое мышление детей, усиливать творческую составляющую мероприятий, максимально способствуя повышению качества образования участников. Презентации, видеоролики, используемые при проведении мероприятий, позволяют сделать мероприятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывающими у участников живой интерес. Они являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности мероприятий. Формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развивается зрительное внимание и зрительная память. В основе перечисленных технологий - «технология успешного обучения», формирование удачливого человека, которому все в жизни удается, со всем он может справиться, добиться поставленной цели. Для получения данных о результативности мероприятий проводится мониторинг, анализируются достижения участников, оцениваются эффективность их участия на основе развития творческой деятельности, познавательных интересов в тех или иных мероприятиях; проводится анкетирование учащихся - участников мероприятий по выявлению степени удовлетворенностью мероприятиями. Решающая роль в успешной реализации системы проведения городских массовых мероприятий с учащимися принадлежит коллективу педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, образованности, взаимопонимания и взаимодействия с детьми.
Участие детей и учащихся в мероприятиях, проводимых нашими педагогами, способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы, оптимизации учебной нагрузки, всестороннему, комплексному развитию подрастающего поколения; ориентации на здоровый образ жизни; обеспечению подготовки детей к решению повседневных жизненных задач; освоению новых дополнительных знаний, необходимых для предпрофессиональной и творческой самореализации.
Примечания
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (2017).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.