Учебный проект как творческий продукт в работе с обучающимися с нарушениями слуха
Ребенок, окруженный свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.
Карл Густав Юнг.
Одной из главных задач образовательной организации, где обучаются дети с ОВЗ, является создание условий для овладения навыками научно-исследовательской деятельности, формирование научного стиля мышления, расширение творческого потенциала учащихся через систему развивающих, обучающих и воспитывающих проектов.
Проектная деятельность является интегрированным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность любых школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути.
А метод учебных проектов и сам учебный проект не разделяется с понятием творчества.
Что такое учебный проект?
Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении их в определенной ситуации.
Учебный проект с точки зрения ученика – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Детей с нарушениями слуха сопровождает педагог.
Какова типология учебных проектов?
Типы проектов различают: по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности, по количеству участников.
По доминирующей деятельности различают проекты: информационные, исследовательские, творческие, прикладные.
По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, надпредметные.
Монопроект проводится в рамках одного предмета по наиболее сложной теме. Заранее планируется работа над проектом на каждом уроке по группам. Межпредметные выполняются во внеурочное время.
Надпредметные выходят за рамки конкретных предметов.
По продолжительности различают кратковременные и длительные проекты.
По количеству участников – индивидуальные, групповые, коллективные проекты.
Каковы формы представления результатов проекта?
Информационный проект |
Исследовательский проект |
Практико-ориентированный проект |
Творческий проект |
· письменное сообщение · публичное сообщение · выпуск газеты · информационный листок |
· экзаменационная работа · конкурсная внеурочная работа |
· газета · документ · видеофильм · звукозапись · спектакль · программа действий · справочный материал |
· рисунок · сочинение · буклет · реклама · презентация |
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект.
Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты. Кстати, учебный проект – прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта.
Интернет-источники.
Вот уже несколько лет я наблюдаю, что учебный проект может научить слабослышащих детей умению:
• увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
• поставить с моей помощью стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;
• оценить с моей помощью имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
• добывать информацию, привлекая родителей, библиотекаря, врача, повара, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
• планировать свою работу с моей помощью;
• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
• увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Кроме того, проектная деятельность способствует:
• развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
• развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
• решению профориентационных задач.
Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
Защита учебного проекта осуществляется участниками или участником на научно-практической конференции.
Подведу некоторые итоги. Каков же он учебный проект?
Прежде всего проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Во-вторых, проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.
В-третьих, проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
В-четвёртых, проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.