Плахова Т. В.
УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Изучение и систематизация нормативных документов, появившихся в течение последних десяти лет, свидетельствует об актуализированности проблемы построения уклада школьной жизни. Но практика показывает, что педагоги не уделяют внимания такой важной составляющей школьной жизни как ее особый уклад, без которого невозможно выстроить какую-либо разумную воспитательную систему, нельзя создать современное авторитетное учебно-воспитательное учреждение. Это связано со слабой разработкой проблемы и с недостаточным пониманием того, что представляет данное понятие, каковы его компоненты, его роль в создании целостных воспитательных систем и его влияния на получение эффективных воспитательных результатов. А ведь школа высокой культуры отношений и общения, имеющая сильные традиции, цементирующие коллектив, разработавшая свою философию и идеи, которые разделяют и вместе реализуют в практической деятельности все субъекты воспитания, притягивает к себе и помогает формированию чувства любви и уважения к ней. Это, как показывает опыт, активизирует гражданскую позицию субъектов воспитания по отношению к своей школе, содействует становлению высоких образцов их культуры отношений и повседневного поведения, культуры взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности.
Положение о влиянии уклада жизни школы на эффективность образовательного
процесса не является новым для отечественной педагогической мысли. У нас есть яркие примеры укладных форм жизни, которыми отличались Царскосельский лицей и гимназия Майя (СПб), самобытные уклады школ С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки - Росинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, авторские уклады школьной жизни наших современников В.А. Караковского, И.Д. Фрумина, А.Н. Тубельского, Г.К. Селевко, Е.А. Ямбурга. Три десятилетия назад и автору данной статьи пришлось прийти к пониманию того, что в школе, выстраивающей целостную воспитательную систему, есть нечто такое что хорошо видели и отмечали приходящие и приезжающие за опытом люди, что обеспечивало интеллигентский дух, этой школы, особое родство педагогов, воспитанников и их родителей (Сосновоборская школа №1, Ленинградская область). Тогда данный феномен школьной жизни был нами обозначен как культура школы. Встреча с Н.Е. Щурковой подтвердила правильность обозначения данного феномена. А ее книга «Духовная культура школы» до сих пор является одной из любимых настольной книг.
И сегодня нередко высказываются мысли о том, что в школе воспитывают и стены,
и установленные традиции, правила и отношения между учениками, учителями и родителями. Благодаря этому воспитание происходит вроде как само собой, неявно, незаметно и в то же время очень ощутимо. Не случайно тема уклада школьной жизни получила свое продолжение в содержании ФГОС. Во ФГОС определено, что среда, пространство, уклад школьной жизни являются главными факторами воспитания и социализации детей, их личностного развития. В письме Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по совершенствованию «уклада школьной жизни» находим: «…В условиях государственности в Российской Федерации назрела необходимость педагогическим коллективам сформировать основополагающие принципы школьного уклада, опирающиеся на законодательные нормы, общегражданскую и профессиональную педагогическую этику, что должно стать составляющей содержания образования и особенно воспитания». Обращение к официальной точке зрения на определение понятия «уклад жизни школы», изложенной в письмах Министерства образования РФ позволяет сделать вывод о том, что уклад жизни школы это:
- интегративная, обобщённая характеристика социально - педагогической реальности, отражающая относительно устойчивые и постоянно поддерживаемые особенности жизни школьного сообщества, наиболее значимые для содержания и качества жизни детей и взрослых в школе;
- устоявшийся порядок жизнедеятельности школы как социального института в целом, способ организации жизни, внутренний ее распорядок;
- элемент или компонент содержания образования, как явного, так и «скрытого»;
- система общественных отношений, которая формирует стиль взаимоотношений учащихся и учителей, учителей и родителей;
- определяется характером образовательного пространства ребёнка, системой неявных скрытых факторов жизнедеятельности, влияющих на формирование у ребёнка определённых качеств;
- условие бытия членов сообщества, определяемое видами их деятельности, действующими нормами и правилами поведения, создающее реальные возможности для воспитания и социализации школьников.
По мнению автора данной статьи развитый уклад школьной жизни характеризуется наличием ряда слагаемых, в каждом из которых существуют свои ценности и свои уровни культуры, в контексте которых должны научиться жить воспитанники.
Культура нравственных отношений
Основой уклада школьной жизни является культура отношений (подчеркнем: нрав
ственных отношений) субъектов воспитания, тесно связанная со всеми остальными слагаемыми уклада. Культура отношений способствует построению «Понимающего Мира» (В. Леви) между всеми школьными поколениями, создает ситуацию успеха, как для педагогов, так и воспитанников, определяет интеллигентский дух школы и рождает духовное родство всех субъектов воспитания. Вот почему в каждой школе так необходима разработка силами субъектов воспитания правил этики взаимоотношений с Другими людьми и закрепление этих правил в жизни школьного сообщества. Желательно, чтобы разработка этих правил велась на основе истинных идеалов и ценностей жизни человека. Например:
Правила человеческого общежития
- Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе;
- Умей выслушать и понять Другого;
- Не оскорбляй свое достоинство и достоинство Другого человека грязными, бестактными словами.
- Уважай старших, помогай младшим.
- Будь терпим к недостаткам Другого.
- Добросовестно выполняй свои обязанности.
- Никогда не бери чужого.
- Не мешай окружающим людям.
- Будь приятен окружающим людям.
- Помогай окружающим людям.
- Береги свое время и чужое время;
- Не завидуй. Учись радоваться успехам Другого.
- Будь себе и Другим людям другом, а не врагом!
Культура общения
Общение - важное средство воспитания, основной компонент образа жизни школь-
ного коллектива. Общение педагога с воспитанниками должно быть продуктивным педагогическим общением. Продуктом такого общения является духовное обогащение двух сторон: воспитателя и воспитанника. Вспомним и то, что главным инструментом нашего общения с детьми является Слово. «Слово - золотой фонд воспитания» – говорил В.А. Сухомлинский. Будем осторожно обращаться со словом, а для этого нам необходимо:
-утвердить в школе культ красоты слова, культ нравственных слов – обращений;
-стремиться к тому, чтобы воспитанникам всегда хотелось нашего слова попросить,
к нашему слову обратиться, к нашему слову прислушаться;
-не применять в своей практике общения с детьми слов-оскорблений, слов-униже-
ний, не прибегать к так называемой «ругательной» педагогике;
-подавать пример доброго и уважительного общения, которое поможет снять барь-
ер «учитель-ученик»;
-при общении подчеркивать достоинства воспитанника, а не его недостатки;
-помнить о том, что в своем общении мы поднимаем своего воспитанника до более
высокого духовного уровня, а значит и сами должны быть духовно богатыми, интеллигентными людьми, умными и интересными собеседниками.
Общение – это один из главных критериев, по которому можно судить о том, на
каком уровне находится процесс воспитания в школе. Вспомним снова В. А. Сухомлинского: «Воспитание – это, прежде всего постоянное духовное общение учителя и ученика».
Сегодня необходима разработка мощной системы общения (просвещения) совре-
менных детей и подростков, как альтернативы тому «просвещению», которое порой ведется средствами массовой информации. Общение, как спасение от одиночества детей, которые в этой жизни часто оказываются один на один со своими проблемами и теми сложными жизненными ситуациями, в которые они попадают. Чтобы общение стало полноценным и интересным, нужно помимо так называемых классных часов, которые по сути своей являются формальным инструментом классного руководителя в его «общении» с детьми, ввести в практику жизнедеятельности школы часы и минуты общения, позволяющими значительно расширить круг форм общения. Необходимо также изменить практику определения тем классных часов (а тем более часов и минут общения) только классными руководителями и чиновниками от образования. Это должна быть прерогатива и самих воспитанников, у которых есть свои важные и актуальные для них темы для обсуждения с умными взрослыми. Попробуем представить возможные направления и формы общения.
Обучение искусству общения в неформальной обстановке: Вечера общения «Пока горит свеча»; клуб «Общение»; уроки искусства общения; часы общения «Давай поговорим: вдруг будет интересно?»; часы радости общения с друзьями ; часы общения «На завалинке»; «На лавочке»; «У камина», «У самовара», «За чашкой чая»; игры обучающие общению.
Обучение искусству мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение, общаться с Другими людьми: «В гостях у…»; «Вечера Вместе»; «В Кругу симпатий»; «Перекресток мнений»; «Пресс-конференции»; «Философский круг»; «Час вопросов и ответов».
Проведение разговоров: сглазу на глаз, по душам, откровенных, на пределе возможной откровенности и др.
Обучение ораторскому искусству, искусству спорить, высказывать и отстаивать свое мнение, вести диалог, дискуссию: Диалоги на разные темы; Дискуссионный клуб; Конкурс ораторов; Мастерская ораторского искусства; Перекресток Мнений; Публичные лекции; Спор-зал (от слова «спорить»).
Обучение общению в рамках деятельности различных клубов: клубы неформального общения «Подружка» и «Мальчишник»; девичий клуб «Светелка»; клуб Благородных сердец; клуб одиноких сердец; клуб интересных встреч «Собеседник».
Обсуждение насущных проблем детей, подростков, юношества, взрослых в рамках: Вечеров актуальных проблем; Круглых столов с острыми углами (проблемные); встреч «У Очага» (семейного, наших предков и др.); «Лабиринтов жизненных ситуаций»; «Открытой трибуны», «Открытой кафедры».
Создание творческих объединений по интересам: открытие гостиных: литературной, музыкальной, театральной, звездной и др.; Организация работы «Светского салона»; Открытие ученического кафе «Хорошее настроение».
Обучение умению дружить, слушать, слышать, понимать друг друга, общаться вне зависимости от национальной принадлежности: Диалог культур «Все мы разные, но такие похожие!»; Карусель друзей; Клуб «Содружество»; разработка и реализация проекта «Строим Дружбы мост»; проведение праздников, фестивалей Дружбы народов.
Создание в школах и социуме семейных клубов с целью организации семейного досуга, обсуждения нравственных ценностей семьи, традиций семейного воспитания, народной педагогики, национальной культуры.
Морально-этические и морально-правовые ценности коллектива
Формой утверждения ценностей в коллективе является разработка и реализация в
жизни школьного сообщества системы морально-этических ценностей. Коллектив, в котором есть свои взгляды, ценности и нормы, дает каждому своему члену систему эталонов, утверждающихся затем в повседневной жизни. Ведь формируют ребенка в детском сообществе не мероприятия, не требования, а отношение друг к другу и образ жизни, принятый в том или ином коллективе. Именно поэтому в нем могут быть разработаны кодекс чести и декларация сотрудничества детей и взрослых, установлены единые права и обязанности членов коллектива по отношению к его морально-правовым и морально-этическим ценностям. В морально-этических ценностях школьного (каждого первичного) коллектива отражается философия школы, которая концентрируется в содержании Правил и Законов жизни коллектива. Эти Законы и Правила разрабатываются силами самих субъектов воспитания, и именно поэтому они являются обязательными для всех. Желательно, чтобы эти законы разрабатывались на основе истинных идеалов и ценностей жизни человека, а именно идеалов Добра, Правды, Красоты, Свободы, Справедливости и др. Данные категории относятся к самым важным средствам воспитания и влияют на формирование мировоззрения, определяют поведение ребенка, его отношение к себе и сверстникам. Сегодня следует восстановить у подрастающего поколения веру в эти идеалы. Не случайно их называют естественными, природными идеалами, стремление к которым заложено в ребенке при рождении. За верность этим законам и правилам педагоги и воспитанники поощряются и награждаются, за их нарушение – порицаются (разумеется, не «драконовскими» методами). Законы и правила жизни членов коллектива записываются в Уставе школы, в личностном портфолио воспитанников, красиво оформляются и вывешиваются в центральном холле школы. Такой подход по сути дела выступает своеобразным педагогическим тренингом формирования у детей способностей к усвоению, присвоению и самостоятельному выбору моральных ценностей, учит жить в контексте этих ценностей. Приведем примеры того, как сформулированы Законы жизни детей разного возраста в пилотных площадках автора статьи.
ЗАКОН ДОБРОТЫ: «Только надо добрым быть и в беде друг друга не забыть».
ЗАКОН КРАСОТЫ: «Красивое надо беречь и самим создавать».
ЗАКОН ПРАВДЫ: ««За Правду стой горой!».
ЗАКОН СПРАВЕДЛИВОСТИ: «Как положено друзьям, все дели ты пополам».
ЗАКОН ДРУЖБЫ И ТОВАРИЩЕСТВА: «Дружбой с детства дорожи!»
ЗАКОН УЛЫБКИ: «Всегда делись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».
ЗАКОН ОТВАГИ: «Не бойся быть отважным!»
ЗАКОН ЧЕСТИ: «Береги честь с детства».
ЗАКОН ЗДОРОВЬЯ: «Не причиняй вреда своему организму»
ЗАКОН РАДОСТИ: «С каждым поделись Радостью своей».
ЗАКОН ЗАБОТЫ: «Нужным будь всегда кому-то и не только в трудную минуту».
Закон о защите Чести и Достоинства человека в школе:
Мерилом Чести и Достоинства каждого члена школьного сообщества является:
-честное имя;
-доброе отношение к Другим людям;
-неприятие зла во всех его проявлениях.
Делом Чести каждого является:
-умение видеть, где и кому ты нужен;
-желание прийти на помощь и оказание этой помощи;
-защита слабых;
-активное участие в жизни школы;
-верность школьным традициям.
Оскорблением Чести и Достоинства Человека в нашем объединении считается:
-нарушение прав Другого человека;
-унижение Другого.
Недостойным звания Человека и Личности является: грубость, злорадство, неприятие Другого, безразличие, равнодушие, эгоизм, физическое насилие, пристрастие к вредным привычкам, нарушение общепринятых норм поведения и Законов школьного колектива.
Наряду с Законами, правилами, кодексами в школьном коллективе устанавливаются свои права и обязанности, которые должны также разрабатываться и реализовываться как детьми, так и взрослыми. Права — это нормы поведения, которые регулируют взаимоотношения и жизнедеятельность членов школьного сообщества. Обязанности — это нравственные требования, которые выступают как долг члена коллектива.
Морально–этические ценности и атмосфера в детском коллективе могут поддержи-
ваться специальными правилами, которые разрабатываются по определенному алгоритму:
В нашем коллективе МОЖНО:
В нашем коллективе РАЗРЕШАЕТСЯ:
В нашем коллективе ПООЩРЯЕТСЯ:
Морально–этические ценности создают в коллективе атмосферу духовности и ду-
шевности. Духовность ставит воспитанника в позицию поиска смысла жизни, обращения к идеалу, совершенству. Душевность способствует эмоциональному отношению к окружающим людям, проявлению к ним заботы, внимания, интереса. Духовность и душевность — это качества человека, чьи мысли и поведение, отношение к миру в целом строятся на основе общечеловеческих ценностей — любви, истины, мира, добра, ненасилия.
Традиции школы - это то, что скрепляет общешкольный коллектив. Традиции
могут быть самыми разными. Как правило, это традиции отдельных дел или школьных событий: День Знаний, День Учителя, День рождения школы, Встреча выпускников и др. Но существуют традиции особые. Это традиции морально-этического содержания: традиции Памяти и Верности, традиции Дружбы и Товарищества, традиции неразрывности Слова и Дела, традиции Гостеприимства, Сотрудничества и Сотворчества. Например:
Традиция Памяти: «Героев помним имена».
Традиция Взаимопомощи: «Не стоим в стороне равнодушно, когда у кого-то беда!».
Традиция Гостеприимства: «Принимаем гостей с Добром и Миром».
Традиция Слова и Дела: «Слово Делом крепим. Ни дня без доброго дела!».
Традиция Точности: «Бережем Время свое и чужое. Никогда не опаздываем, всякое дело (маленькое и большое) начинаем вовремя».
Традиция Творчества: «Каждое дело делаем творчески, а значит - красиво!»
К значимым традициям отнесем: Посвящение в школяры и в бывалые
школяры; День Родителя; День Благодарения «Вам школа говорит: Спасибо!», Парад наших достижений и побед и др.
К морально-этическим ценностям необходимо отнести и систему поощрений и на
град. Разрабатываемая членами школьного сообщества система поощрений и наград должна быть адекватна принятым в коллективе Законам, правилам, заповедям и др. формам, представляющим систему морально-этических и морально-правовых ценностей коллектива. Опыт показывает, что каждый коллектив может устанавливать для своих членов специальные звания, которые характеризуют их образ жизни. Звания могут присваиваться членам коллектива за их поступки, их моральный облик, проявление человеческих и профессиональных качеств: «Доброе Сердце», «За сохранение Чести и Достоинства в любой ситуации», «За верность школьным традициям», «За следование традициям милосердия», «Рыцарю без страха и упрека», «За благородство души», «Самому классному Классному», «Учителю с большой буквы», «За верность выбранной профессии» и др. Звания могут быть связаны с теми видами деятельности, которые успешно реализуются членами школьного сообщестива. Например: «Знаток истории России», «Юный биолог», «Лидер», «Командир», «Мастер…» («Игровых дел мастер», «Мастер на все руки»), «Эрудит», «Культуролог», «Эколог», «Юнармеец», «Носитель традиционной культуры народа», «Защитник здоровья», «Спортсмен», «Тренер», «Турист», «Консультант», «Юнкор», «Специалист по компьютерной грамотности», «Организатор досуга», «Вожатый» и др. Звания в детских и подростковых объединениях могут быть тесно связаны с национальной культурой, традициями и духом русского народа и др. народов. Например: «Славяне», «Русичи», «Витязи», «Казачата» и др.
История школы
К разряду значимых слагаемых уклада школьной жизни необходимо отнести ис-
торию школы, которая является важным и сильным средством воспитания, к сожалению, так недооцениваемым педагогами в их профессиональной деятельности. А ведь именно история школы может играть большую роль в формировании чувства привязанности к ней, уважения к тем, кто учится и учит в ее стенах. Именно поэтому в каждой уважающей себя школе должен работать музей (зал) ее истории. В школьном музее могут проходить уроки истории школы, уроки школьной Дружбы и школьной Памяти, встречи с выпускниками и учителями. Сюда приходят в свой первый школьный день первоклассники и их родители. Здесь проходят последние уроки вне расписания для выпускных классов: уроки-воспоминания о школьной жизни, уроки-размышления о роли школы в жизни каждого выпускника, уроки-сочинения «Уходя из школы, я хочу сказать…», уроки Благодарения учителям, уроки-наказы тем, кто уходит во взрослую жизнь. Здесь каждый выпускной класс оставляет о себе память. В музее истории школы происходит передача традиций от одного школьного поколения к другому, проходят церемонии посвящения в первоклассники, в бывалые школяры, церемонии награждений членов школьного сообщества за заслуги перед школой. Здесь хранятся символы школы, ее реликвии. Здесь хранится Память…
Развитая система жизнедеятельности также является одним из главных
показателей высокого уровня сформированности уклада школьной жизни. К данной системе отнесем разнообразие видов деятельности членов школьного сообщества: законодательную, интеллектуальную, научно-исследовательскую, самоуправленческую, досуговую, трудовую, социально-значимую, здоровьесберегающую, творческую, а также деятельность, направленную на самопознание, самовоспитание, самореализацию и самосовершенствование личности. Все эти виды деятельности создают ситуацию выбора, престижа человека, желающего что-то делать, что-то узнать, чему-то научиться, чем-то заняться полезным для себя и Других людей, проявить о ком-то или о чем-то свою Заботу. Ведь, по мнению В.А. Сухомлинского: «Подлинная школа - это многогранная духовная жизнь коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений». Именно поэтому систему жизнедеятельности в школе важно выстроить так, чтобы каждый воспитанник нашел в этой системе свое дело, которому, возможно, в дальнейшем он посвятит годы дальнейшей учебы и профессиональной деятельности. Сделать это можно только в развитых воспитательных системах.
Позиция субъектов воспитания рассматривается как их отношение к шко
ле, ее философии, ее идеям, заботам и делам. Это также отношение субъектов воспитания к самим себе и друг к другу. Чем выше статус школы, ее имидж, тем выше должна быть ответственность за все, что происходит в ее стенах. Позиция членов школьного сообщества заключается и в том, что каждый осознает свою роль и свою значимость, свое место в общей системе жизнедеятельности школы. Позиция воспитанников по мере взросления определяется ими самими в плане взятия на себя определенных обязанностей, большей ответственности за все, что делается в стенах школы. Вырастая, воспитанники берут на себя все большую часть полномочий и забот педагогов, освобождая их время на творческую деятельность и творческое развитие. Позиция педагогов заключается в их высоком профессионализме и высоком мастерстве, в тех профессиональных ролях, которые они призваны выполнять на своем рабочем месте, т.е. быть, по мнению воспитанников, знатоками человеческих душ (хорошими психологами), учителями жизни (духовными наставниками), умными стратегами и аналитиками, талантливыми организаторами, мастерами досуговой деятельности, защитниками здоровья детей.
Высокий уровень развития коллектива
Высокий уровень развития коллектива как духовной общности – значимый показа
тель уклада школьной жизни, действующего на основе традиций содружества, сотрудничества и сотворчества субъектов воспитания.
Воспитывающее пространство школы
Воспитывающее пространство школы оформляется и обустраивается в соответст-
вии с идеей, которая заложена в содержание воспитательной системы. Это пространство является своеобразной визитной карточкой и самой школы, и всех, кто в ней учится и учит. Воспитывающее пространство складывается из внешнего и внутреннего вида школы: уюта, порядка, удобств для занятий и отдыха, «святых уголков», зеленых островков, игровых и творческих площадок и т.д. Все это позволяет создать образ «Красивая школа, удобная школа». Важно, чтобы этот образ «нарисовали» и создали сами воспитанники и их наставники с помощью родителей и по возможности спонсоров. Решению данной проблемы можно и даже нужно посвятить творческий проект, который так и назовем: «Создаем образ "Красивая школа. Удобная школа». Это, конечно же, будет творческий период в жизни школы, который включит в себя: командировку «Смотрим на школу глазами хозяев, художников, дизайнеров, спонсоров»; командировку в школьный двор и другие школьные окрестности; защиту проектов: «Красивая школа»; «Удобная школа», «Самый лучший школьный двор»; благотворительный марафон «Поможем нашей школе стать красивой и удобной школой!»; деятельность субъектов воспитания по приданию школе и школьной территории задуманного образа. В итоге в стенах школы появятся пространства, в которых хранится память о школе и тех, кто создает славу ей (музеи или залы истории школы). Своя память будет храниться в музеях боевой и трудовой славы, этнографических и др. музеях. Так может сложиться целый музейный комплекс. Пространства, посвященные малой Родине, родному краю, Отечеству, природе Родины займут также особое место и будут оказывать свое воспитательное воздействие на воспитанников школы. Эффективным, как показывает опыт, становится создание зон развития воспитанников. Это могут быть: залы и музеи Природы; зоны для отдыха, интеллектуального и творческого развития членов школьного сообщества. Например: зимний сад; творческие площадки; пространства для отдыха на досуге: Игро-мир, Город мастеров, Клуб общения, Спортивный городок и др; пространства для интеллектуального развития: зал интеллектуальных игр, забав и развлечений; музей детской и юношеской книги и др. Свою воспитывающую роль будут играть школьные картинные галереи, выставочные залы, где размещаются работы воспитанников, учителей и родителей. Особое место в воспитывающем пространстве школы занимают Звездные аллеи или музеи Личностей, посвященные учителям, воспитанникам и родителям, а также галереи, посвященные достойным сыновьям и дочерям Отечества (возможные разделы галереи: «Светочи России», «Защитники Отечества», «Мыслители и философы», «Поэты и писатели», «Деятели науки и культуры», другие знаменитые персоналии Отечества, простые люди, в том числе из числа земляков, которые верно служили и служат своему Отечеству, защищая его и трудясь во благо его процветания).
Учитывая вышесказанное уклад школьной жизни выступает как действую
щая модель открытого гражданского общества. Демократический уклад жизни школы является требованием государственной политики и условием становления гражданского общества России, при котором выпускник, выйдя в большую жизнь, привнесет идеи демократии и духовно-нравственную культуру в семью, экономическую и политическую сферы жизни общества.
Формирование и развитие уклада школьной жизни, как показал опыт, поддается программированию и обязательной коррекции на каждой новой ступеньке развития школы. Так, например, аналитическая программа «И это все о нашей школе и о нас», входящая в данную программу позволит выявить мнение педагогов, воспитанников и их родителей о школе, обозначить позитив и негатив в системе ее жизнедеятельности. Аналитическая программа «Сами о себе всерьез и с улыбкой» поможет субъектам воспитания обозначить свои достоинства и свои недостатки, которые помогают или мешают в их личном развитии и развитии школы. Проектировочная программа «Строим свое государство по имени «Школа» поможет выстроить систему морально-этических ценностей, разработать символику школы, скорректировать существующие и наполнить содержанием новые школьные традиции и обычаи, разработать систему жизнедеятельности воспитанников на каждой возрастной ступеньке их развития, а также разработать систему поощрений и наград.
Только при подобном укладе школьной жизни можно достичь желаемых воспитательных результатов, при котором:
- сформируется особый «дух» школы, отличающий ее от других школ;
- значительно повысится культура общения и взаимоотношений субъектов воспитания;
- возрастет доля субъектов воспитания с активной жизненной позицией, каждый будет значим и причастен к общим делам и заботам школы;
- возникнет духовная общность разных школьных поколений, коллектив встанет на более высокую ступеньку своего развития;
Подводя итоги поднятой проблемы, определим уклад школьной жизни как систему ценностных ориентаций субъектов воспитания, которая служит им своеобразным ориентиром не только в жизни школы, но и в жизни за ее стенами: в семье, в социуме, в обществе в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.