Статья "Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия"

  • doc
  • 20.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия.doc

«Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия»

(Воспитательское мероприятие с родителями 5 класса)

Автор: Братерская Надежда Александровна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, воспитатель 5 группы  КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Цель:

- воспитание трудолюбия ребёнка.

Задачи:

- развить природные задатки каждого ученика в определённых видах деятельности;

- помочь ребёнку добиться положительных результатов в труде.

Оборудование: фотографии.

    Ход мероприятия.

1. Информационная часть.

   Воспитатель.

   Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Труд должен доставлять удовольствие и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребёнку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет здоровье ребёнка,  физические силы, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, сосредоточенность, наблюдательность, тренирует  внимание, память, активизирует восприятие.

   Труд – важнейшее средство воспитания. Очень важно развитие трудовых умений у детей с ОВЗ, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание целей действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранным инструментом, осуществление действий в определённой последовательности, оценка результатов труда.

  Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений  в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

   Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе.

   В интернате при работе с детьми применяются различные виды деятельности. Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было выделено трудовое воспитание, которое проводится по трём направлениям.

   Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены. Организацию личной жизни и индивидуальной деятельности,  формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы, как  «Личная гигиена воспитанника» и др., инструктивные занятия (личная гигиена юноши;  правила ухода за кожей лица, волосами; мода и индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил гигиены; выполнение зарядки; занятия физическими упражнениями с целью формирования фигуры). В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируется комплексный навык ухода за телом соблюдение режима; умение ухаживать за обувью и одеждой.

   Большое значение придаётся общественно-полезному труду.

   Для повышения интереса детей с ОВЗ в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют  известное практическое и общественное значение.

   Хозяйственно - бытовой труд.

Уборка, утюжка , стирка и прочие дела – не перечислить, как их много. Приучать детей  к выполнению домашних дел  необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Мы воспитываем у них привычку трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Этот труд даёт возможность воспитывать аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.

   Хозяйственно-бытовой труд детей с ОВЗ через практические занятия включает в себя умение наводить  и поддерживать порядок в спальных комнатах; во время дежурства по столовой воспитанники развивают навыки сервировки столов, накрытия и уборки с них после приёма пищи.   Приведу примерное содержание хозяйственно бытового труда детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Самообслуживание.

2. Работа для школы.

3. Работа по благоустройству.

4. Сбор сырья.

Сельскохозяйственный труд – это работа на участке, работа по уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание цветов.

2. Выставка «Вот какие мы!»

3. Выступление родителей.

4. Подведение итогов.

   Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.

Только когда методика организации воспитания через практические занятия в коррекционной школе будет соответствовать педагогическим условиям, тогда и трудовое воспитание в целом детей с ограниченными возможностями здоровья будет наиболее эффективным и полноценным. Применение вышеуказанных практических занятий в школе прокладывает учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной жизни вне стен школы.