Статья
«Воспитание и развитие творческих способностей на уроках географии»
1. Одно из важнейших требований современной школы - максимальная активизация познавательной деятельности учащихся.
Считать работу самостоятельной и творческой можно только в том случае, если учащиеся применяют свой опыт и знания для установления новых фактов, явлений отыскивают неизвестные им ранее причинно-следственные связи или определяют новый способ решения, т. е. получают новый для себя результат в знаниях и умениях.
Готовясь к выступлению, я пересмотрела огромное количество материала, а также включила свой опыт работы на уроках географии.
Как мне кажется, что ни один предмет не может похвастаться таким количеством разнообразия форм, средств и методов обучения, географии в этом плане нет равных.
2.География взаимодействует со всеми учебными дисциплинами: биологией, математикой, химией, физикой, литературой, историей, обществознанием и другими. Здесь открывается значительный простор для развития творчества учащихся, и необходимо всячески поддерживать и активно использовать в своей педагогической практике.
3.Сущность работы учителя заключается в создании наиболее комфортных условий для формирования творческого мышления и плодотворной работы учащихся на уроках.
Для
формирования умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую
информацию, делать выводы, логически актуальным и эффективным является
грамотное сочетание различных приемов и методов обучения, а 3.руководствоваться
можно задачами современного образования:
-содействие развитию универсальных умений, позволяющих выпускникам школ
самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними
проблемы;
-организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное
развитие школьника, используя две системы обучения: традиционную и развивающую.
4.Цель любого учителя и моей педагогической деятельности, обеспечить:
-качество знаний учащихся
- развить навыки самостоятельной учебной деятельности
- овладение географической грамотностью
- развивать творческие способности.
Каждый учитель географии, да и не только географии, должен на своих уроках создавать максимально комфортные условия для развития у школьников гибкого и современного стиля мышления, для которого характерны, вариативность путей, открытость, дискуссионный подход, а также формирования таких качеств как самостоятельность, коммуникативность, творчество, переосмысление себя (рефлексия), мобильность, терпимость, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Вся работа по воспитанию и развитию творческих способностей направлена на решение следующих задач:
· развитие интереса к предмету географии;
· развитие более гибкого мышления;
· тренировка памяти, внимания;
· содействие формированию умения самостоятельно приобретать знания;
· создание ситуации успеха;
· содействие развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе обучения.
А для решения каждой из поставленных задач необходимо руководствоваться такими принципами:
· активность школьников;
· системность;
· последовательность;
· научность;
· доступность;
· посильность;
· сознательность в овладении знаниями.
5. В своей педагогической практике мы должны использовать самые разнообразные методы обучения:
· словесные (например, лекция при изучении нового материала, дискуссия с классом, создание проблемного вопроса…),
· наглядные или объяснительно-иллюстративные (например, каждый урок для наглядности сопровождается презентацией или видео по заданной теме, кстати, дети могут сами готовить презентации),
· практические (курс географии предполагает наличие практических работ, особенно интересные и творческие практикумы можно провести в 5-м,6-м классе, например, когда проходим тему: «Мир, в котором мы живем» (коллаж), «Соседи Солнца» (творческая работа), «Мир звезд», «План местности». В более старших классах практические работы, которые будут полезны обучающимся при подготовке к сдаче ОГЭ или ЕГЭ),
· исследовательские (обучающимся дается задание провести исследование по определенной тематике, например, «Путешествия русских мореплавателей», в ходе которого школьники самостоятельно находят информацию в учебнике, сети Интернет или любых других источниках и выступают перед классом),
· репродуктивные (чаще всего используются во время рефлексии в конце урока и при повторении изученного в форме теста, викторины, работы по группам и т.д.).
6. В педагогической практике особое внимание необходимо уделять следующим приёмам обучения:
· постановка проблемных вопросов, предполагающих дальнейшее дискуссионное обсуждение в классе;
· решение географических задач;
· ассоциативные загадки;
· творческие задания;
· контроль, самоконтроль, самообучение учащихся;
· похвала, поощрение, создание ситуации успеха.
7. Особое внимание на уроках –это работа с контурной картой.
Главная задача деятельности в данном направлении - знать, что и где находится.
Исходя из
опыта проведения уроков различных форм, считаю, что наиболее успешными для
развития познавательного интереса и творческих умений школьников являются
следующие приемы:
- по географическому положению определить объект;
- найти географические координаты;
- по координатам найти объект;
- совершить «путешествие»;
- отметить на контурной карте объект;
- составить кроссворд или викторину, используя определенные объекты;
- на определенную букву алфавита найти как можно больше объектов;
- придумать рекламный проспект в какую-либо страну мира;
Все эти приемы позволяют лучше
запомнить большой объем географической информации и географической номенклатуры.
Элементы занимательности, все необычное, неожиданное вызывают у детей
богатое чувство удивления, живой интерес к предмету, помогают им усвоить любой
учебный материал.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления,
воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети
сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им
предлагают просто запомнить. Сами условия игры требуют от него сосредоточения
на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых
действий и сюжетов.
В заключении хотелось бы сказать: «Учитель – это не профессия, учитель – это образ жизни», а слова Василия Осиповича Ключевского подтверждают это: «Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кого учишь»
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива. Василий Александрович Сухомлинский
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.