Статья "Воспитание творческих способностей на уроках географии"
Оценка 4.9

Статья "Воспитание творческих способностей на уроках географии"

Оценка 4.9
Документация
docx
география
Взрослым
08.09.2021
Статья "Воспитание творческих способностей на уроках географии"
Статья.docx

Статья

«Воспитание и развитие творческих способностей на уроках географии»

1. Одно из важнейших требований современной школы - максимальная активизация познавательной деятельности учащихся.

 Считать работу самостоятельной и творческой можно только в том случае, если учащиеся применяют свой опыт и знания для установления новых фактов, явлений отыскивают неизвестные им ранее причинно-следственные связи или определяют новый способ решения, т. е. получают новый для себя результат в знаниях и умениях.

Готовясь к выступлению, я пересмотрела огромное количество материала, а также включила свой опыт работы на уроках географии.

Как мне кажется, что ни один предмет не может похвастаться таким количеством разнообразия форм, средств и методов обучения, географии в этом плане нет равных.

2.География  взаимодействует со всеми учебными дисциплинами: биологией, математикой, химией, физикой, литературой, историей, обществознанием и другими. Здесь открывается значительный простор для развития творчества учащихся, и необходимо всячески поддерживать и активно использовать в своей педагогической практике.

3.Сущность работы учителя заключается в создании наиболее комфортных условий для формирования творческого мышления и плодотворной работы учащихся на уроках.

Для формирования умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, логически актуальным и эффективным является грамотное сочетание различных приемов и методов обучения, а 3.руководствоваться можно задачами современного образования:
-содействие развитию универсальных умений, позволяющих выпускникам школ самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед
ними проблемы;
-организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие школьника, используя две системы обучения: традиционную и развивающую.

4.Цель любого учителя и моей педагогической деятельности, обеспечить:

-качество знаний учащихся

- развить навыки самостоятельной учебной деятельности

- овладение географической грамотностью

- развивать  творческие способности.

 

Каждый учитель географии, да и не только географии, должен на своих уроках создавать максимально комфортные условия для развития у школьников гибкого и современного стиля мышления, для которого характерны, вариативность путей, открытость, дискуссионный подход, а также формирования таких качеств как самостоятельность, коммуникативность, творчество, переосмысление себя (рефлексия), мобильность, терпимость, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Вся работа по воспитанию и развитию творческих способностей направлена на решение следующих задач:

· развитие интереса к предмету географии;

· развитие более гибкого мышления;

·  тренировка памяти, внимания;

· содействие формированию умения самостоятельно приобретать знания;

· создание ситуации успеха;

· содействие развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе обучения.

А для решения каждой из поставленных задач необходимо руководствоваться такими принципами:

· активность школьников;

· системность;

· последовательность;

· научность;

· доступность;

· посильность;

· сознательность в овладении знаниями.

5. В своей педагогической практике мы должны использовать самые разнообразные методы обучения:

· словесные (например, лекция при изучении нового материала, дискуссия с классом, создание проблемного вопроса…),

· наглядные или объяснительно-иллюстративные (например, каждый урок для наглядности сопровождается презентацией или видео по заданной теме, кстати, дети могут сами готовить презентации),

· практические (курс географии предполагает наличие практических работ, особенно интересные и творческие практикумы можно провести в 5-м,6-м классе, например, когда проходим тему: «Мир, в котором мы живем» (коллаж), «Соседи Солнца» (творческая работа), «Мир звезд», «План местности».  В более старших классах практические работы, которые будут полезны обучающимся при подготовке к сдаче ОГЭ или ЕГЭ),

· исследовательские (обучающимся дается задание провести исследование по определенной тематике, например, «Путешествия русских мореплавателей», в ходе которого школьники самостоятельно находят информацию в учебнике, сети Интернет или любых других источниках и выступают перед классом),

· репродуктивные (чаще всего используются во время рефлексии в конце урока и при повторении изученного в форме теста, викторины, работы по группам и т.д.).

6. В педагогической практике особое внимание необходимо уделять следующим приёмам обучения:

· постановка проблемных вопросов, предполагающих дальнейшее дискуссионное обсуждение в классе;

· решение географических задач;

· ассоциативные загадки;

· творческие задания;

· контроль, самоконтроль, самообучение учащихся;

· похвала, поощрение, создание ситуации успеха.

7. Особое внимание на уроках –это работа с контурной картой.

 Главная задача деятельности в данном направлении - знать, что и где находится.

Исходя из опыта проведения уроков различных форм, считаю, что наиболее успешными для развития познавательного интереса и творческих умений школьников являются следующие приемы:
- по географическому положению определить объект;
- найти географические координаты;
- по координатам найти объект;
- совершить «путешествие»;
- отметить на контурной карте объект;
- составить кроссворд или викторину, используя определенные объекты;
- на определенную букву алфавита найти как можно больше объектов;
- придумать рекламный проспект в какую-либо страну мира;

        Все эти приемы позволяют лучше запомнить большой объем географической информации и географической номенклатуры.

         Элементы занимательности, все необычное, неожиданное вызывают у детей богатое чувство удивления, живой интерес к предмету, помогают им усвоить любой учебный материал.
          Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжетов.

В заключении хотелось бы сказать: «Учитель – это не профессия, учитель – это образ жизни», а слова Василия Осиповича Ключевского подтверждают это: «Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кого учишь»

 

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива. Василий Александрович Сухомлинский


 

Статья «Воспитание и развитие творческих способностей на уроках географии» 1

Статья «Воспитание и развитие творческих способностей на уроках географии» 1

Вся работа по воспитанию и развитию творческих способностей направлена на решение следующих задач : · развитие интереса к предмету географии; · развитие более гибкого мышления;…

Вся работа по воспитанию и развитию творческих способностей направлена на решение следующих задач : · развитие интереса к предмету географии; · развитие более гибкого мышления;…

В педагогической практике особое внимание необходимо уделять следующим приёмам обучения : · постановка проблемных вопросов, предполагающих дальнейшее дискуссионное обсуждение в классе; · решение географических задач;…

В педагогической практике особое внимание необходимо уделять следующим приёмам обучения : · постановка проблемных вопросов, предполагающих дальнейшее дискуссионное обсуждение в классе; · решение географических задач;…

В заключении хотелось бы сказать: «Учитель – это не профессия, учитель – это образ жизни», а слова

В заключении хотелось бы сказать: «Учитель – это не профессия, учитель – это образ жизни», а слова
Скачать файл