Статья "Все дети могут учиться, если школа может учить"

  • docx
  • 22.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВСЕ ДЕТИ МОГУТ УЧИТЬСЯ.docx

ВСЕ ДЕТИ МОГУТ УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ ШКОЛА МОЖЕТ УЧИТЬ.

Перегудова Наталья Владимировна

учитель математики

МОУ Лицей № 33 г. Комсомольска-на-Амуре,

Хабаровского края

            Несколько лет я работала по теме самообразования: «Создание условий для умственной деятельности и активности учащихся при изучении математики». Считаю эту тему актуальной во все времена. Моя деятельность сводится к решению следующих задач:

- обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных особенностей;

-  поддерживать интерес к предмету через применение различных форм, методов и приемов обучения;

- создавать условия для взаимного общения.

            Одним из важных структурных элементов процесса обучения является мотивация учения. Исследования показывают, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Поэтому на своих уроках стараюсь создать условия для проявления познавательной активности. Так как широта интересов в среднем возрасте может приводить к их разбросанности, то стараюсь сформировать устойчивый интерес. Я всегда говорю детям, начиная с 5 класса, что вся наша жизнь связана с математикой. Математика – красивейшая наука и красоты в ней не меньше, чем в искусстве. С точки зрения математики можно рассмотреть любой жизненный процесс. Любое уравнение можно обыграть в виде сказки, красивой истории. Именно с задач –шуток и начинаю развитие детского интереса к «сухой науке». Проведя несколько уроков такого плана, вижу, как в глазах у ребят «загораются искорки».  Учащихся старших классов приходиться заинтересовывать тем, что объясняю, с какими профессиями связана математика.

            В работе с детьми часто использую игровые технологии. Как известно, играть любят все дети, и включая в уроки игровые моменты, стараюсь заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных школьников, привлечь их внимание к, казалось бы, сухому и малоинтересному материалу. Да, действительно, значению игры в образовании и воспитании детей уделялось большое внимание в работах выдающихся педагогов прошлого и настоящего: Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Они подчеркивали важность использования игры в учебном и трудовом процессе для активации деятельности школьников, повышения их творческой инициативы.

            Уроки с использованием игровых технологий, проводятся на одном дыхании и увлекают школьников. Так как в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности: в создании своего собственного мира; в стремлении к взрослости; появлении стихийных групповых игр, то, наряду с уроками-сказками, уроками – путешествиями (и т. п.)в среднем, а больше всего в старшем возрасте, провожу деловые игры, которые используются для решения комплексных задач усвоения нового, закреплении материала, развитие творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить материал с различных позиций. Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей использую загадки, ребусы, кроссворды, головоломки и т. д. Все это развивает мышление (анализ, синтез, сравнение, сопоставление) но и по словам Ушинского доставляет уму ребенка полезные упражнения. Дети сами стараются составлять такого рода задания, что ценнее, т. к. здесь уже проявляется элемент творчества и креативности.

            Использование ИКТ для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Большего эффекта на уроке с применением ИКТ позволяет достичь такое техническое средство обучения, как интерактивная доска.

Улучшения восприятия изучаемого материала по предмету можно достигнуть, используя определенные программные продукты. Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний мною проводятся с применением тестов и задач, предлагаемых в доступных мне версиях обучающих программ:

№ п/п 

 

Класс 

 

Название

 

1

5-11

ЭИ. Математика 5-11

Дрова ДОС для НФПК

2

5

Математика. Арифметика. Геометрия 5 класс (Е. А. Бунимович и др.)

3

6

Математика. Арифметика. Геометрия 6 класс (Е. А. Бунимович и др.)

4

10-11

TeachPro Алгебра и начала анализа

5

10-11

TeachPro Геометрия

6

10-11

TeachPro Тригонометрия. Функция

7

7

Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику Геометрия 7-9 Атанасян Л. С.  И др.

8

5-11

1С: Школа. Математика 5-11 классы. Практикум

9

5-11

Серия «Наглядная математика»

Учебный материал включает в себя математическую теорию и задачи, в том числе развивающие логическое мышление. Сам материал красочно оформлен и содержит большое количество рисунков, анимации, интерактивных упражнений и игр.

         Использование интерактивного диска  обеспечивает высокое качество учебного материала и правильную методику его подачи. 

 Уроки-презентации позволяют создать достаточное информационное и дидактическое поле для повторения и обобщения учебного материала, обеспечить наглядность и активизировать работу каждого учащегося.

   

Результаты анкетирования показывают, интерес к урокам c использованием ИКТ не только удерживается на высоком уровне, но и растет.

            Стараюсь заложить в ребенке механизмы самореализавции, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие, необходимые для интерактивного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Учитывая индивидуальные способности учащихся, использую такие средства как:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно -неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления находить свой способ решения задачи; анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание ситуации общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

            Работа учащихся на моих уроках ведется в основном в статических парах. В такой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». На мой взгляд, статистическая пара является одним из эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой и мыслительной активности каждого обучающегося. Каждый ученик получает возможность говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, отвечать на вопросы и задавать их.

            Хочется отметить, что при самостоятельной работе учащиеся работают в разном темпе. Это зависит не только от степени подготовленности, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть в процессе обучения неравенство, даю учащимся дифференцируемые задания. Распределяю их между учащимися на основе своей субъективной оценки, либо предоставляю школьникам право выбора, что создает в классе благоприятный климат. У ребят возникает чувство удовлетворенности после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудности, дает мощный импульс повышения познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах. Они не чувствуют страха перед новыми задачами.

            Хочется заметить, что индивидуальная работа с учащимися исключительно плодотворна (анализ результатов работы показывает, что подавляющая часть учеников, с которыми велась такая работа, имеет прочные знания по предмету), так как, определив индивидуальные возможности школьника подбираю ему такую систему заданий, которая ему по силам и в тоже время требует не простого воспроизведения формулы или решения по запомнившемуся образцу, а работы со строго определенной для него долей творческой самостоятельности. Индивидуальную работу организовываю на всех этапах урока. Чаще всего использую при закреплении, повторении и организации различных упражнений.

            Фронтальная форма организации обучения так же незаменима на моих уроках. Она позволяет воспитывать в детях чувство коллективизма, научить рассуждать и находить ошибки в рассуждениях учеников. Такую форму работы организации урока применяю при изучении нового материала и закреплении. Очень помогает прием «три вопроса», когда фронтальный опрос ведут сами дети (каждый ребенок к каждому уроку готовит три вопроса по ранее изученной теме и задает их одноклассникам, повторяя материал сам, помогает повторить его другим). Наряду с индивидуальной и фронтальной формами организации урока использую групповую. Опыт показывает, что сильный ученик, помогающий слабому в группе, получает при этом на меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляют именно при объяснении своему товарищу. Иногда сильному ученику кажется, что он знает этот вопрос, но в процессе объяснения вкрываются «белые пятна», которые он ликвидирует в ходе обсуждения. Таким образом, работа в группах полезна для всех членов группы.

            Психологи считают, что учащиеся усваивают 10% информации, которую они слышат, 50% зрительно предъявляемой и 90% усваивается из практических действий и деятельности. «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь» - так гласит древняя китайская мудрость.

             Оценка знаний и умений имеет функцию поощрения и наказания, поэтому стараюсь, чтобы она была понятной, ясной для ученика, объективной и справедливой (использую поэтапное оценивание). При оценке знаний и учений отмечаю сильные и слабые стороны в ответах учащихся, такие как робость, застенчивость, замедленность в мышлении, излишняя самоуверенность. На последнем этапе урока подвожу итоги работы (рефлексия):

- обсуждаю с детьми, что нового важного узнали на уроке, чему научились, что необходимо запомнить или повторить;

             Все выше перечисленное обеспечивает преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывает познавательную активность и инициативу, ложаться в основу стремления человека быть компетентным, желание быть «на уровне века», запросов времени и т. д.