Колупаева Е.А
ГКОУ СО «ЕШИ № 11», г. Екатеринбург
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И СУРДОПЕДАГОГА ВО ВРЕМЯ РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.
Естественными учителями языка для ребенка после кохлеарной имплантации являются его родители. Дети проводят много времени с родителями, которые являются ближайшими людьми, которым доверяет ребенок, подражают их действиям. Родители ребенка должны знать и усвоить основные приемы обучения ребенка, уметь взаимодействовать с ребенком, для того, чтобы эффективно и своевременно развивать у него соответствующие слухоречевые навыки непосредственно в процессе повседневного общения с ребенком в домашних условиях. Если родители понимают свою роль и ответственность за правильное развитие ребенка, если они сознают свою ключевую роль в реализации специальной программы обучения и активно проводят самостоятельно занятие с ребенком, то можно ожидать хорошие или даже оптимальные результаты слухоречевой реабилитации у ребенка.
Именно поэтому ядром слухоречевой технологии является обучение родителей. Реализация слухоречевой технологии - это тесное сотрудничество команды специалистов. Для получения наилучшего результата нужно, чтобы специалисты и родители были партнерами и обеспечили систему мероприятий и педагогических методов.
Перед специалистами стоят следующие задачи [2, с. 94]:
- предоставить родителям максимум информации о возможностях компенсации слуховых потерь с помощью кохлеарного имплантата, о методах и формах обучения развития детей в условиях семьи;
- научить родителей ребенка общаться с ним; настроить родителей на систематические, самостоятельные занятия с ребенком, предоставить информацию о том, как развивать слух, речь и общие познавательные и моторные навыки;
- обучить наблюдать за реакциями и поведением ребенка, ознакомить с особенностями и ограничениями восприятия речи с помощью имплантата;
- объяснить родителям, что они должны быть терпеливыми и знать, что результаты использования кохлеарного имплантата, занятия с сурдопедагогом и собственных занятий с ребенком могут быть видны не сразу; помочь родителям принять ребенка таким, какой он есть, заниматься с ним и радоваться любым его достижениям.
Принципиально важно, чтобы родители ежедневно забирали ребенка домой. Если ребенок остается в школе-интернате на неделю, он не слышит речь и не говорит, поскольку дети с нарушением слуха в специальной школе при общении между собой не пользуются устной речью [1].
Кроме того, педагоги должны давать родителям задания для ежедневных самостоятельных занятий с ребенком. Речевой материал, который отрабатывает сурдопедагог на занятии, на уроках учитель закрепляет и вводит в самостоятельную речь, а воспитатель во внеурочное время и родители дома в игровой и трудовой деятельности закрепляют речевые умения. Педагог должен осознавать, что невозможно научить ребенка понимать речь и говорить, если мы это делаем только на занятиях, даже ежедневных. Он должен обучить родителей тому, как учить ребенка слышать, понимать речь и говорить в течение дня при выполнении обычных дел и целенаправленных занятий. Упражнения основаны на естественных особенностях ребенка: потребности общаться с окружающими людьми, прежде всего с родителями, желании узнавать мир, способности воспринимать мир не только с помощью слуха, но также благодаря другим ощущениям (зрительным, осязательным, вибрационным двигательным, вкусовым, обонятельным).
В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям. Родителям дается примерный словарь детей на различных этапах обучения и рекомендуется вести «словарь» ребенка, в котором отмечается овладение ребенком значения слова, умение опознавать его на слух, имитировать, использовать в собственной речи, читать. Вот важный прием для запоминания слов, используемых в бытовых ситуациях – родителей просят записать слова и фразы, с которыми они обращаются к ребенку в течение дня. Этот материал используют во время занятий и просят родителей говорить именно эти слова/ фразы при общении с ребенком дома. Это помогает ему постепенно запомнить их и узнавать в реальной жизни, а не только во время занятий. [1, с. 495] Также стоит уделять особое внимание развитию понимания речи. Это связано с тем, что дети с КИ могут быстро научиться повторять слова, не запоминая и не понимая их. Родителям рекомендуется постоянно носить с собой блокнот, чтобы они могли в любой момент написать новое и непонятное ребенку слово/фразу, объяснить при помощи рисунка, попросить его прочесть. Это поможет ему понять и запомнить слово/фразу, их звучание и произнесение.
С детьми, имеющими какой-то словарный запас, можно играть в лото. Для этого используют картинки с разными предметами, названия которых знает ребенок. Участникам раздаются таблицы, потом мама/папа достает по одной картинке, называет ее, участники игры должны найти соответствующую картинку на своей таблице. Постепенно вводятся слова, которые ребенок не знает. Во время этой игры ребенок имеет возможность многократно слушать знакомые и новые слова с помощью имплантата, узнавать их значение, запоминать и повторять их, называть сам.
Хорошо использовать такое упражнение как «Интересный день». Для этого упражнения родители накануне вместе с ребенком должны нарисовать (использовать фотографии) в альбоме рассказ о каком-нибудь интересном дне (праздник, выходной день, день рождения, визит в зоопарк/центр развлечений, поездка к морю/в лес и т.п.), который они провели вместе. Картинки/фотографии нужно подписать предложениями. На занятии педагог задает вопросы, интересуется деталями. Для подростков можно использовать рассказ об увлечении – рыбалке, спорте, машинах и др. Это эмоционально значимые для ребенка события, в которых он участвовал и которые помнит. Важно, чтобы картинки/фотографии были представлены в последовательной серии. Во время этого упражнения ребенок учится понимать значение слов/фраз, понимать связь событий (вербально-логическое мышление), узнавать их на слух и произносить. Вариантом этого упражнения является рассказ по серии картинок. Рассказы являются существенным элементом обучения использовать речь для общения. Можно для этого использовать комиксы и традиционные сказки.
Чтобы развивать у ребенка навыки речевого общения родителям необходимо изменить стиль поведения с ребенком (не говорить вместо него, быть в роли «переводчика» при общении с незнакомыми людьми), который должен быть направлен на развитие у ребенка умения пользоваться слухом и речью для общения, умения общаться с окружающими людьми самостоятельно. Если этого не делать, то ребенок будет слушать и говорить только на уроках, а в жизни он будет использовать жесты. Очевидно, что коррекционная работа должна идти в двух направлениях – сурдопедагогическом и психологическом. Сурдопедагогическое направление включает коррекцию нарушений голоса и произношения, а также развитие диалогической и связной речи, в том числе и на основе расширения языковых средств (накопление словаря и развитие грамматики). Психологическое направление связано с развитием у ребенка умения вступать в беседу, компенсировать трудности общения, а также с обучением родителей поддержанию у ребенка более самостоятельного стиля общения с окружающими.
Список литературы
1. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Серия: Специальная педагогика. – Санкт-Петербург: Изд-во Карро, 2009. – С. 483 – 614.
2. Психолого-педагогическая реабилитация детей в период после кохлеарной имплантации: методическое пособие для педагогов и родителей / под общей ред. Ж.Г. Кульковой, О.Н. Кандаковой. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 104 с.
3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.