Взаимодействие семьи и училища как одно из условий формирования новых
образовательных результатов обучающихся.
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте — родители и педагоги» Антон Семёнович Макаренко.
Обучение в училище, как и в любых других образовательных институтах государства необходимо рассматривать, как один из важнейших образовательных этапов в общественно-социальном развитии человека. В ходе контакта с образовательной средой, создаются все условия для профессионального, интеллектуального и нравственного развития студента. В процессе обучения,
начиная с первого и заканчивая последним курсом, сознание студента непрерывно меняется и развивается от подросткового - к зрелому, способствуя формированию молодого специалиста, готового стать полноценным членом общества.
Взаимодействие с семьей - сложная, актуальная работа как училища в целом,так и каждого преподавателя.
Процесс обучения представляет собой комплексную работу училища студента и его семьи:
· училище выступает образовательным институтом с обратной связью, которая является результатом непосредственного образования и собственного осознания полученных знаний самим студентом, а также как результат педагогической работы, культурной и нравственной жизни колледжа;
· семья должна мотивировать студента, помогать получить ему полноценное
образование.
Непосредственная роль семьи в процессе обучения, прямо пропорциональна культурному, нравственному, моральному и интеллектуальному уровню развития ее членов и чем выше этот показатель, тем более благоприятным будет климат для процесса обучения, и наоборот. Сухомлинский В. А. утверждал, что необходимо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности зависит качество образовательного процесса. Именно поэтому, так важно находить контакт с родителями и наполнять жизнь студента интеллектуальным и культурным трудом, оказывать в случае необходимости профессиональную педагогическую помощь, разрабатывать совместную с родителями стратегию мотивации студентов к обучению. В случае выявленной необходимости, педагог корректирует в нужном направлении либо индивидуальное воспитательное воздействие на студента, либо работает с семьей обучаемого для выработки общей линии взаимодействия с подростком или юношей, при необходимости, объясняя родителям важность тех или иных действий для мотивации или помощи студенту.
Таким образом, образовательный процесс – это взаимодействие:
1) училища и студента в следующих направлениях:
· понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
· освоение учебных дисциплин;
· обучение профессиональным навыкам, навыкам использования
· информационно-коммуникационных технологий;
· мотивация к организации собственной деятельности, определению методов
· и способов выполнения профессиональных задач;
· мотивация к познанию и проявлению к профессии устойчивого интереса;
· мотивация к физкультурно-оздоровительной деятельности для укрепления
· здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
· воспитание нравственности;
· помощь в понимании ситуаций окружающего мира;
2) родителей и студента в следующих направлениях:
· мотивация к процессу обучения;
· мотивация к саморазвитию;
· понимание картины и требований окружающего мира;
· создание благоприятного внутреннего климата;
3) училища и родителей в следующих направлениях:
· изучение условий семейного воспитания;
· проведение анкетирования студентов, в целях выявления семейных
· проблем;
· проведение родительских собраний с анализом учебной деятельности и
· рекомендациями преподавателей, знакомством с эмоциональным климатом в группе,
· обсуждением организационных вопросов;
· работа с родителями неуспевающих студентов;
· профессиональная помощь и содействие в воспитании студента;
· информирование о деятельности образовательного учреждения.
Работа с родителями может включать:
· изучение семей обучающихся педколлективом, которая начинается с момента поступления студента в училище. Необходимо провести посещение семей студента
(При посещении семей студентов необходимо соблюдать следующие правила:
не идите непрошенным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от родителей; проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;
исключите жалобы на студента, говорите о проблемах, пытайтесь найти пути их решения; беседуйте в присутствии студента, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;
не предъявляйте претензий родителям; всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
советы и рекомендации давайте ненавязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;
не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.);
· использование индивидуальных форм работы с родителями (приглашение родителей в училище
Правила эффективного взаимодействия мастера производственного обучения (классного руководителя) с семьями обучающихся:
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.);
· анкетирование родителей;
· организацию помощи в воспитании детей неполным семьям;
· составление памяток для родителей;
· организацию и осуществление коллективных форм работы и досуга детей и их родителей;
· привлечение родителей к общественной работе в помощь училищу по воспитанию детей;
· работу органов родительской общественности в школе, в классе;
· осуществление различных форм педагогического просвещения.
Также работу за осознание и взаимодействие семьи, училища и студента необходимо вести по направлению правильного понимания окружающего мира, нравственного образа жизни, мыслей и поведения. Самым эффективным способом работы является расширение сфер интересов, побуждение студентов к самосовершенствованию.
Особое место в формировании личности студента занимает квалификация самого преподавателя. Именно его способность находить контакт с родителями и обучающимися является одним из важнейших факторов, обуславливающих успешность процесса обучения.
В связи с этим, перед педагогическим коллективом стоит ряд задач:
· достижение высокого профессионализма в предметной области;
· знание психологии семейных взаимоотношений и процессов переходного
· возраста;
· повышение квалификации путем участия в конференциях, конкурсах,
· круглых столах, проведение семинаров, обучение на курсах; изучение новых
· информационных ресурсов;
· практическое использование информационных технологий для
увеличения доступности, наглядности при объяснении материала.
Для более эффективного взаимодействия семьи и училища , рекомендуем:
· установить более тесные контакты с родителями по вопросам обучения, воспитания и подготовки студентов к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности;
· содействовать сотрудничеству педагогического коллектива с родителями, сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в дела училища и работу родительского комитета, на заседаниях которого могут решаться многие вопросы жизни училища;
· вводить разнообразные формы работы с родителями: конференции,
тренинги, «круглые столы» и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.