«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда»
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе я использую следующие оздоровительные приемы:
Дыхательная гимнастика. Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну.
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает:
Пальчиковая гимнастика. Давно известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.
Функциональная
анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки,
которые испытывает глаз ребенка, обуславливают необходимость применения гимнастики
для глаз. Например:
упражнение «Филин»
Закрыть глаза и держать
закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на
счет 1 - 6. Выполнять 4-5 раз.
упражнение «Метелки»
Выполнять частое моргание без
напряжения глаз до 10 -15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием
текста:
Вы, метелки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)
Логопедический массаж. Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Массаж используется в логопедической работе с детьми, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса.
Виды массажа:
Самомассаж. Одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Для сохранения и укрепления психического здоровья
используются следующие оздоровительные приемы:
для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.